Россия может перейти к другой системе расчета роста цен на бензин и дизель. Министерство энергетики предложило заменить классический индекс потребительских цен (ИПЦ) специальным топливным индексом. Об этом сообщил Ъ первый замглавы ведомства Павел Сорокин.
Минэнерго уверено: действующая формула не отражает реальных расходов нефтяных компаний. Рентабельность падает, а социально ориентированная политика по сдерживанию цен становится для игроков рынка слишком тяжёлой.
Новый индекс будет учитывать не только инфляцию в потребительской корзине, но и реальные отраслевые затраты:
- зарплаты и МРОТ — 40% (рост ожидается 7,1%);
- акцизы — 25%;
- тарифы ЖКХ — 13%;
- транспортные расходы — 10%;
- обновление инфраструктуры — 10%;
- кредитная нагрузка из-за ключевой ставки — 2%.
По расчётам Минэнерго, новый композитный индекс на 2026 год может составить 5,7%, тогда как прогноз по ИПЦ — 4%.
Павел Сорокин заверил, что переход не вызовет резкого скачка цен на АЗС — при условии, что макроэкономическая ситуация останется стабильной.
Инициатива поддержана Российской топливной ассоциацией, которая давно настаивала на учёте отраслевых издержек.
Решение сейчас обсуждается с Минэкономразвития, Минфином, ФАС и топливным союзом.