Мост на Сахалин: полтора века от идеи до воплощения?
Фото: ИИ, РЖД, архив, скриншот из видео

Мост на Сахалин: полтора века от идеи до воплощения?

После встречи Валерия Лимаренко с Владимиром Путиным мостовой переход на материк обретает очертания

3 апреля после обращения губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко к президенту России, вновь была поднята тема строительства мостового перехода, который бы соединил Сахалин с материком. Владимир Путин согласился с островным губернатором в том, что такой мост ускорил бы развитие региона и поднял бы его (развитие) на новый уровень, после чего дал распоряжение правительству России проработать этот вопрос.

Принять такое решение главу государства сподвигли экономические показатели Сахалинской области. Если еще раньше любые подобные проекты разбивались об аргумент "Что вы по нему будете возить?", то теперь, на фоне роста экономики и производства на островах, кажется, ответ на этот вопрос нашёлся.

Откровенно говоря, в то, что такой мост появится ещё при нашей жизни, верилось слабо. Шутка ли, сколько раз идеи и практически готовые проекты разбивались о жизненные реалии. Сложные политические и экономические ситуации раз за разом заставляли откладывать строительство в долгий ящик.

Осталось без внимания

Началось всё ещё с царский времён, когда некий отставной капитан артиллерии Владимир Бутков направил письмо на имя генерал-губернатора Приамурья Андрея Корфа, в котором предложил соединить Сахалин с материком насыпью.

По задумке бывшего артиллериста, это не только сделало бы остров частью материка, но и остановило бы холодные течения, благодаря чему климат на Дальнем Востоке стал бы намного мягче. Сделать это он предлагал руками каторжан, которые в то время отбывали наказание на сахалинских каторгах.

Во сколько обошлось бы такое строительство, сколько по времени оно бы заняло – остаётся только гадать. Расчёты ведь никто не делал, так как генерал-губернатор оставил данное обращение без внимания.

Удивительно, что идея строительства дамбы, которая бы соединила материк с Сахалином, не канула в Лету, а была аккуратно вынута практически из небытия и предложена как вполне жизнеспособный проект приморским депутатом Александром Приходько. И случилось это всего каких-то 10 лет назад. Депутат даже расчёты произвёл. По его данным, такая насыпь обошлась бы бюджету в 65 миллиардов рублей. Зато прибыль с годами достигла бы двух триллионов.

Местные СМИ тогда писали, что благодаря насыпи, холодные течения действительно удалось бы отвести от берегов Сахалина и в обозримом будущем на острове заколосились бы пальмы. Но проект был чисто теоретическим и не нашёл поддержки во власти.

Следом за насыпью - тоннель

Следующим этапом соединения самого крупного острова России с материком стали послевоенные годы. После того, как Сахалин полностью отошёл нашему государству, началась проработка идеи, как получать с Сахалина необходимые стране природные ресурсы, включая нефть.

Само собой, обсуждались морские пути доставки, со строительством судов и модернизацией портов. Вплоть до кремлёвского совещания у Сталина с участием первого секретаря Сахалинского обкома ВКП(б) Мельника. Именно тогда Иосиф Сталин спросил, как Мельник относится к соединению Сахалина с материком железной дорогой. Разумеется, это предложение Сталина тут же было решено воплощать в жизнь.

Обсуждались три варианта: морской ледокольный железнодорожный паром, тоннель под проливом Невельского и дамбы со стороны мысов Лазарева (материк) и Погиби (Сахалин) с мостом между ними. В итоге остановились на строительстве тоннеля.

- Тоннель нужно было строить, чтобы обеспечить круглогодичное всесезонное соединение с Сахалином, чтобы обеспечить переброску грузов, - объясняет доктор географических наук Вячеслав Бабурин. – Тем более, что на Севере Сахалина расположен основной район добычи нефти и газа на Дальнем Востоке.

5 мая 1950 года вышло секретное постановление Совета Министров СССР, давшее старт работам по исследованию местности, проектированию и строительству тоннеля. Завершить работы планировалось всего через пять лет. Длина железнодорожного пути от станции Победино-Сахалинское до мыса Погиби должна была составлять около 330 км.

- Возник вопрос: "Кем строить мост", естественно – заключёнными, - рассказывает историк, писатель Александр Елуферьев. – Потому что в это время в стране был ГУЛАГ, было очень много рабочей силы. Набрали таких людей чуть ли под 30 тысяч.

Также, по словам Елуферьева, чертежи строительства тоннеля должны были сохраниться до наших дней.

- И чертежи остались, и кроки (подробное изображение местности). – уверен историк. – Остались и какие-то географические наметки, карты, это всё, конечно было, но другое дело, что всё это было секретно.

Но масштабной стройки, о который бы впоследствии заговорил весь мир, не суждено было случиться. Со смертью Сталина в Советском союзе "за отсутствием нужд народного хозяйства" было закрыто 20 крупнейших строек, в числе которых - и тоннель на материк.

К идее строительства тоннеля возвращались ещё несколько раз. В 1992 году с подобными предложениями выступил начальник Сахалинской железной дороги Васильев. В 1999 году - министр путей сообщения Николай Аксёненко.

От тоннеля – к мосту

В новой истории России тема моста неоднократно поднималась как учёными, так и чиновниками различного уровня. Очень ратовал за строительство моста сахалинский губернатор Игорь Фархутдинов. Глава региона стал поднимать этот вопрос с конца 90-х. Писались аналитические справки, администрация области выходила на правительство РФ, поднимали историю вопроса.

EastRussia приводит воспоминания экс-министра транспорта Сахалинской области Владимира Дегтярёва.

- Игорь Фархутдинов активно занимался развитием области, и он хотел, чтобы мост обязательно был, - цитирует Дегтярёва EastRussia. - Помню мне тогда попадались документы по новому космодрому на Дальнем Востоке, в которых Сахалин оценивался как более предпочтительное место для его размещения, чем Амурская область.

Ведь в случае запусков ракет с мыса Крильон на юге Сахалина первая ступень ракет отделялась бы где-то далеко в Тихом океане. И единственное, что останавливало разработчиков – отсутствие железнодорожного перехода через Татарский пролив.

Ведь очень много крупногабаритных грузов для космодрома необходимо возить по железной дороге.

По словам экс-чиновника, министр путей сообщения Аксёненко очень поддерживал тогда Фархутдинова и продержись он на своём посту ещё пару лет, быть бы мосту на Сахалин уже в 2000-х годах. Увы, новый министр путей сообщения России имел на это своё мнение.

Строительство моста сначала включили в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". Но спустя четыре года проект "выпал" из целевой программы.

Однако уже два года спустя строительство железнодорожной ветки от станции Селихино (Хабаровский край) до станции Ныш (Сахалин) было включено в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. Стоимость самого перехода и подъездных путей оценивалась тогда в 330 миллиардов рублей. Так и "висел" проект в "стратегии развития", пока в 2017 году во время прямой линии президент России Владимир Путин не пообещал жительнице Хабаровского края "реанимировать" проект.

Проектирование нового железнодорожного моста должно было начаться в 2018 году, а само строительство - в 2021 году. Стоимость проекта оценивалась в 540 миллиардов рублей.

Но, оценив все плюсы и минусы данного проекта, правительство России в итоге пришло к выводу, что строительство мостового перехода в данный исторический момент нецелесообразно. Нет такого объёма грузов, который окупил бы многомиллиардные вложения из российского бюджета. Поэтому проект был признан экономически несвоевременным.

Мост 2. Очертания всё явственнее

А 3 апреля, совсем неожиданно для жителей Дальнего Востока и тем более Сахалинской области, президент России Владимир Путин поддержал предложение губернатора Валерия Лимаренко вновь вернуться к обсуждению строительства мостового перехода.

И не просто поддержал, а заявил, что сегодня это наконец-то целесообразно.

 - Это такая территория (Сахалин – авт.), которая требует развития, - сказал президент. - Просто по тайге ездить - это менее интересно, чем передвигаться в регионе, который имеет перспективы развития. Надо вот это посмотреть. Надо посмотреть на развитие прилегающих территорий. Мы же подходили к этому снаряду уже неоднократно. Давайте вернёмся, потому что тема сама по себе важная, я согласен.

Нужно связать мостовым переходом Сахалин с материком, и развитие пойдёт там другими темпами. Уверен абсолютно. Давайте вернёмся к этой теме, посмотрим.

Получается, что в 2018 году остров не был готов к такому мосту, но за шесть лет совершил такой рывок вперёд, что для дальнейшего развития территории мост попросту необходим. Это действительно впечатляет.

- Я всегда слежу за тем, что говорит наш президент и за тем, что делается на Сахалине, - говорит экс-губернатор Сахалинской области Иван Малахов. - И когда я услышал, что предложение по созданию перехода поддержал сам президент, для меня это стало знаковым явлением. Дело в том, что это была мечта многих поколений сахалинцев. И каждый губернатор: Краснояров, Федоров, Фархутдинов и другие, областная дума, сахалинцы - все пытались осуществить эту идею, эту мечту. И когда за неё сам президент, это вдохновляет. Это как с Крымским мостом. Одно дело, когда ты прилетаешь на полуостров, и другое, когда ты приезжаешь туда по мосту. Это другие ощущения! Это чувство единения страны, ты понимаешь, что ты едешь по России, по своей территории.

Сегодня, в новых условиях, Дальний Восток в целом становится новым всероссийским центром. И такое единение островного региона со всей страной просто необходимо.

Когда-то Пётр Первый прорубил окно в Европу, теперь Сахалин станет окном в страны Тихо-Азиатского региона, где есть огромный рынок, интересный для нас, с большим количеством населения и возможностей приложения для нашей экономики. Появление перехода повлечёт за собой строительство нового многофункционального порта. Потому что в этом случае, добытые у нас морепродукты могут прямиком грузиться на поезда, идущие на юг страны. Для сахалинцев это новые рабочие места, новый уровень жизни! И я очень хочу увидеть этот переход своими глазами, поэтому я поставил себе задачу – прожить столько, чтобы стать свидетелем воплощения настоящей сахалинской мечты – моста, связывающего остров с материком. 

Мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин, тоже считает, что, благодаря губернатору Валерию Лимаренко, может осуществиться мечта нескольких поколений островитян о надёжной связи с материком.

- Сахалинская область – уникальный регион, - говорит мэр областного центра. - Как минимум, в географическом плане. Это - единственный субъект Российской Федерации, полностью расположенный на островах. Потому вопросы транспортной доступности, прежде всего внутри региона, определяют перспективы его развития.

И губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, с которым мы работаем единой командой, многое делает, чтобы регион стал более доступным для людей. Для этого создаются все условия. Так, развивается малая авиация для бесперебойного сообщения с отдаленными районами. Более того, с лета прошлого года уже работает крупнейший, самый современный на Дальнем Востоке аэровокзальный комплекс.

Нам совершенно очевидно, что сейчас запускается новый этап экономического развития всей Сахалинской области и Южно-Сахалинска в том числе. Проект строительства моста на материк безусловно, масштабный и нужный! Это мечта всех жителей островной области, которая обсуждалась несколько десятилетий.

Первые планы по соединению острова с материком прорабатывались в советские годы, еще в сталинское время (в 50-е годы). Через 20 лет, когда была открыта морская железнодорожная паромная переправа Ванино — Холмск, об идее соединить остров с материком тоннелем или мостовым переходом забыли на долгие годы.

Если взглянуть в недавнее прошлое, то в 2012 году была создана межведомственная рабочая группа для подготовки технического задания проекта, которая позже представила доклад с обоснованием социальной и экономической необходимости реализации проекта перехода "Сахалин-материк" правительству страны. В состав рабочей группы тогда входили представители Хабаровского края и Сахалинской области, представители "РЖД", Минфина и Минэконома.

Но времена меняются. Сегодня реализация проекта строительства моста может стать реальной альтернативой морского пути и авиасообщения.

У нашей страны есть примеры успешного воплощения амбициозных инженерных объектов: мост через Керченский пролив, протяженностью порядка 18 километров, или мост через бухту Золотой Рог, о котором мечтали жители с момента основания Владивостока, протяженностью более двух километров. Мост через Амурский залив, более четырёх километров. Это уникальные сооружения, которые демонстрируют готовность нашей страны за короткое время и на высоком уровне воплощать амбициозные и значимые для людей проекты.

Мост Сахалин - материк повысит привлекательность и доступность Сахалина и Курил. Ведь по мосту можно приехать и уехать в любое время года, в любую погоду.

Это даст импульс внутреннему туризму, импульс развитию наших дальневосточных городов. Участок пролива в семь километров – это путь Сахалина в будущее.

Если эта тема вновь поднимается на столь высоком уровне - это показатель заинтересованности президента в развитии Сахалинской области, в развитии Дальнего Востока. Ведь там, где проходят транспортные потоки, возникает рост жилищного строительства, создаются условия для развития бизнеса, появляются новые проекты. Это проект развития, который объединит весь Дальний Восток!

5 апреля, в 16:53 −4
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Написано 5 апреля, в 16:59
Мечтать не вредно..
+5
Написано 6 апреля, в 08:44
Without, хотелось бы узнать, что такого производить на сахалине стали, что мост актуален стал. Чтобы понимать основы мечты)
+2
Написано 5 апреля, в 17:07
Не верю!
Если реально построят (причем, не только с ж/д сообщением, а и с автомобильным) - в 2030 году обещаю бросить пить, курить, шпиливили и вилишпили.
И уйти в монастырь.
+10
Написано 5 апреля, в 18:44
Мачо с Новиково, Может выйти так, что когда его построят, шпиливили уже не позволит здоровье
+16
Написано 5 апреля, в 20:07
Мачо с Новиково, а я - курить буду, а пить не брошу
+5
Написано 5 апреля, в 20:19
Мачо с Новиково, в женский, надеюсь?
+4
Еще 2 комментария
Написано 5 апреля, в 17:08
Пропал Остров.
+3
Написано 5 апреля, в 17:16
Насосали с пальца опять. Президент сказал вернуться к вопросу и просчитать все за и против. А там какое будет решение неизвестно вообще. Если даже взять на себя часть грузопотока с приморья, где полный завал сейчас, то все равно остается узкое горлышко- дальше то железка и так работает на пределе уже сейчас и от того, что товар пойдет через порты острова ситуация сильно не изменится.
+6
Написано 5 апреля, в 19:11
andrsen, совершенно верно - сначала нужен "второй БАМ" - мост в "проекте" железнодородный. А будущим ж/д пассажирам это не интересно - цена на билет ЮС - Хабаровск будет дороже самолëта и в пути "трое суток"
+4
Написано 5 апреля, в 17:24
Странно что в теме нет комментариев о том, что "деньги некуда девать, проблем нет других штоли?, а сколько чинушы разворуют!!, да лучше бы каждому островитянину раздали эти деньги".. Ну и всё в этом духе))
−1
Написано 5 апреля, в 18:46
Trest, Не не, самый популярный коммент был: "это перед выборами"
+5
Написано 5 апреля, в 17:26
Главное чтобы он был еще и автомобильным, по мимо железнодорожного.
+18
Написано 5 апреля, в 18:34
Soze, только жд в проекте.
+4
Написано 5 апреля, в 21:12
Soze, главное чтобы его вообще небыло, этого моста
+2
Написано 6 апреля, в 08:46
Soze, зачем? Тебе местных туристов мало которые все выловили выдрал и и загадили? И другие элементы гастролировать начнут на легке типа жуликов и гопстопчиков.
0
Написано 5 апреля, в 17:26
А если завтра появится новость о том, что Президент обсудил с Лимаренко мост и решили что он не целесообразен, то эти же комментаторы (которые сейчас всё обкакают) на дерьмо изойдутся, рассказывая что антинародная власть украла у них мечту)))
−1
Написано 5 апреля, в 17:27
А строить кому, опять Ротенбергу? Это же не с Крыма за стройкой наблюдать, ой как не хочется, летать далеко, и климат здесь не как в Краснодарском крае)
+6
Написано 5 апреля, в 18:19
solntsesakh, Да дай ты кухарке хорошие деньги, большие деньги и она тебе его построит! Смешно, право слово
+6
Написано 5 апреля, в 22:43
Yko552, Нее... Кухарке незя такие вещи поручить, лучше тебе много денег дать.. Ты у нас парень честный, надеюсь надежды сахалинцев оправдаешь)
+2
Написано 6 апреля, в 14:39
solntsesakh, Спасибо за доверие, жду деньги
+1
Написано 5 апреля, в 17:27
Прожектеры у нас водились во все времена
+10
Написано 5 апреля, в 17:31
Да он нафиг не нужен. Нужна хорошо работающая паромка с исправными паромами.
+3
Написано 5 апреля, в 22:17
Vyg, Если вам он не нужен, то не нужно за всех отвечать
+3
Написано 5 апреля, в 22:27
CakYRa15, конкретно Вам он чем поможет или облегчит жизнь? И да, Ваше мнение то же как бы не всеобщее если что.
+1
Написано 6 апреля, в 07:22
Vyg, Он мне покрайней мере и мешать не будет
+2
Еще 1 комментарий
Написано 5 апреля, в 17:35
После переназначения Лимаренко и в этот раз традиционно забудут.
+10
Написано 5 апреля, в 18:49
Borisich, Лимаренко не решает подобные вопросы
+2
Написано 5 апреля, в 20:54
Александр, зато очки зарабатывает. Сколько раз этот вопрос поднимался и забывался? А уж в нынешних условиях это и вовсе утопия. К тому же везде трезвонят о нехватке рабочих рук!
+3
Написано 5 апреля, в 21:04
Александр, ну не решает, учавствует в решениях. Честно говоря, он очень много для Сахалина делает.
+2
Еще 11 комментариев
Написано 5 апреля, в 17:53
Как построят, так сразу коэффициент 1:6 прощай.
Думайте иначе!
+5
Написано 5 апреля, в 18:25
Yko552, В школе учился?)) Расскажи мне, глупому, как мост может повлиять на коэффициент, который дается за КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ?)) наверное ЕГЭ тож прогулял))
+6
Написано 5 апреля, в 18:49
Trest, Те сколько лет? Все это понятно неглупым людям.
+7
Написано 5 апреля, в 20:05
Yko552, вау, как загадочно и глубокомысленно с некой недосказанностью и интригой)
+1
Еще 3 комментария
Написано 5 апреля, в 17:54
Мы за дамбу и пальмы
+10
Написано 5 апреля, в 18:36
Жорик, с дамбой не будет Трамбаусской наваги, нунафиг...
+2
Написано 7 апреля, в 08:56
Жорик, ещё точно неизвестно что и какие последствия будут, если дамбу насыпать.
+1
Написано 5 апреля, в 18:08
Потрындят, да перестанут. Придут к выводу что не целесообразно и экономически не выгодно! Что первый раз что ли.
+15
Написано 5 апреля, в 18:17
Я до того преисполнился этим оптимистичным текстом, что достал из шкафа свой любимый праздничный пиджак, надел его и стал читать уже в нём. А в самом конце этого материала, на словах - «Это проект развития, который объединит весь Дальний Восток!» - даже дочитывал даже стоя (но не на табуретке). Но потом вспомнил, что про этот самый мост трындят уже лет триста, взял себя в руки и, смахнув скупую мужскую слезу, просто поехал на работу.
+14
Написано 5 апреля, в 19:13
Lucian, пинджачог снял то??))
+9
Написано 5 апреля, в 20:56
+4
Написано 5 апреля, в 23:08
Lucian, По - молодости, тоже надеялась - по глупости!
+2
Еще 3 комментария
Написано 5 апреля, в 18:17
И ещё столько же мусолить будут
+11
Написано 5 апреля, в 18:21
выборы в сентябре
+12
Написано 5 апреля, в 18:25
"обретает очертания"
+5
Написано 5 апреля, в 18:51
Отток населения с Сахалина уменьшиться или на оборот по бегут куда глаза глядят?
+4
Online
крыс Online
Написано 5 апреля, в 19:31
Excalibur, "или наоборот" - да конечно побегут отсюда у кого есть возможность.
+2
Online
крыс Online
Написано 5 апреля, в 19:01
Был шанс построить, был. С помощью зарубежных нерусских иностранцев. Им он тоже нужен, да и у них огромнейший опыт. Но поезд ушёл и очень надолго.
+9
Написано 5 апреля, в 20:59
крыс, так тогда и вопрос стоял как? Японцы со своей стороны до острова строят, тогда и мы остров с материком свяжем. И ведь ударно железку расширили, видимо надеялись... Но не получилось.
+1
Online
крыс Online
Написано 5 апреля, в 23:11
Smurnoy, ".. тогда и мы остров с материком свяжем" - ну да, что-то типа этого было. Были шевеления.
+1
Написано 5 апреля, в 19:25
Мне было бы стыдно так врать.
+2
Написано 5 апреля, в 20:41
Я статью читал столько же времени
0
Написано 5 апреля, в 20:45
Правильно в статье сказано, что возить будете? Экономическое развитие области
. Что производят на Сахалине? Рыбу.
+1
Написано 5 апреля, в 21:03
Евротоннель под проливом Ла-Манша.
двухпутный железнодорожный тоннель длиной около 51 км, из которых 39 км проходят под проливом Ла-Манш. Соединяет континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением.
Общая длина
50 450 м
Дата открытия
6 мая 1994
Тоннель на глубине от 50 до 60метров под морским дном.
А на Сахалине , пролив Невельского каких-то 7км и не могут построить!
+5
Написано 6 апреля, в 16:47
alex8665, ну, как вы не понимаете - это другое!
+3
Написано 5 апреля, в 21:07
Мост Гонконг — Чжухай — Макао (Hong Kong-Zhuhai-Macau Bridge) — самый длинный мост в мире.
Это грандиозный проект, который состоит из серии мостов и подводных тоннелей, пересекающих дельту Жемчужной реки.
Мост соединяет Гонконг, Чжухай и Макао — самые крупные города региона.
Длина моста — 55 км. П
+5
Написано 6 апреля, в 16:50
alex8665, "Тоннель под Амуром (во время строительства — стройка № 4; засекреченное — Объект № 4 Народного комиссариата путей сообщения) — однопутный железнодорожный тоннель протяжённостью 7198 метров на Транссибирской магистрали, в Хабаровске. Построен в 1937—1941 годах для дублирования моста через Амур. Является единственным подводным сооружением на железных дорогах России". И в каких годах построен!!!
+2
Написано 7 апреля, в 10:27
Smurnoy, кстати да я читал про этот тоннель.
+3
Написано 5 апреля, в 21:09
Пусть Китайцы строят!
У них самые длинные мосты и виадуки
+4
Написано 5 апреля, в 21:12 Отредактировано 6 апреля, в 05:31
Лимаренко старается, напрягается, топит все время за нашу область на совещаниях и вот уже прорыв - а все никак... Но, надо ему отдать должное. Он действует вполне искренне и вправду для сахалинцев.
+2
Написано 6 апреля, в 14:09
Yko552, Лимаренко человек слова, молодец мужик, сказал, сделал.
+1
Написано 6 апреля, в 14:20
azazell66, Пытается, во всяком случае. Сам понимаешь, пробить верха могут не только лишь все, мало кто может это делать
+1
Написано 5 апреля, в 21:17
...полтора века назад....полтора века вперед...
0
Написано 11 апреля, в 08:08
kolun, РФ там и остаётся.
0
Написано 5 апреля, в 21:33
Популярный Сахалинский анекдот из 90х: построили мост на Сахалин. Торжественное открытие, ленточки, шарики, губернаторы, мэры, депутаты, оркестр и пошла движуха по мосту. К вечеру последний сахалинец покинул остров. А тема моста всегда поднимается перед местными выборами губернатора и депутатов, а после выборов опускается.
+2
Написано 5 апреля, в 22:31
Только вот не губернатор, а президент задал вопрос, почему не решается строительство моста, почему тянется время и не ведётся подготовительная работа. А история такова, какой-то министр высказался о дороговизне и ненадобности, и Валерий Игоревич взял под козырёк, хорошо Путин напомнил за всех сахалинцев.
+1
Написано 6 апреля, в 07:44
встречные потоки надо разделить!
+1
Написано 6 апреля, в 08:47
сказки братьев Гримм
0
Написано 6 апреля, в 09:50
бла бла бла бла проходили это каждые 4 года но все это успешно спотыкается о целесообразности...только причем тут целесообразность или окупаемость???? Разве государство не ОБЯЗАННО делать все на благо жителей государства, и если жители говорят надо то оно ОБЯЗАННО прислушаться и ВЫПОЛНИТЬ.
0
Написано 6 апреля, в 10:28
Мост надо строить, дажк ради того что бы япошки локти кусали. Глядя на то что у нас есть связь с материком, они страна автопрома без выхода на материк, чувствуют себя ущербными
0
Написано 6 апреля, в 16:59
Romarioo, япошки чувствуют себя ущербными?
Вы это с чего взяли то? У них то всё нормально, у них страна на островах и не с самой слабой экономикой!
+4
Написано 6 апреля, в 21:20
у нас своя гЭС, а подключен только один микрорайон к отоплению от ГЭС. Все остальные на угольную котельную....Через дорогу дома от ГЭС три тысячи платят за отопление, а мы 10-15,от угольной. Много лет писали, судились, губернатор сказал, нецелесообразно, дорого подключать и куда девать угольную котельную с работниками?))))))) А уголь райчихинский куда? Все решили за наш счет, говорят оформляйте субсидию, а субсидия кошкины слезы, 4000, а квартплата 18000))))))
+1
Написано 7 апреля, в 06:29
мост выгоден,если его потом связать с Японией. А так он пока не нужен, он не окупится, а потому строить не будут.
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Александровск-Сахалинский район может стать центром культурно-исторического туризма на Сахалине
Александровск-Сахалинский район может стать центром культурно-исторического туризма на Сахалине
Ко второму этапу реконструкции площади Мира перешли в Холмске
Ко второму этапу реконструкции площади Мира перешли в Холмске