3 апреля после обращения губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко к президенту России, вновь была поднята тема строительства мостового перехода, который бы соединил Сахалин с материком. Владимир Путин согласился с островным губернатором в том, что такой мост ускорил бы развитие региона и поднял бы его (развитие) на новый уровень, после чего дал распоряжение правительству России проработать этот вопрос.
Принять такое решение главу государства сподвигли экономические показатели Сахалинской области. Если еще раньше любые подобные проекты разбивались об аргумент "Что вы по нему будете возить?", то теперь, на фоне роста экономики и производства на островах, кажется, ответ на этот вопрос нашёлся.
Откровенно говоря, в то, что такой мост появится ещё при нашей жизни, верилось слабо. Шутка ли, сколько раз идеи и практически готовые проекты разбивались о жизненные реалии. Сложные политические и экономические ситуации раз за разом заставляли откладывать строительство в долгий ящик.
Осталось без внимания
Началось всё ещё с царский времён, когда некий отставной капитан артиллерии Владимир Бутков направил письмо на имя генерал-губернатора Приамурья Андрея Корфа, в котором предложил соединить Сахалин с материком насыпью.
По задумке бывшего артиллериста, это не только сделало бы остров частью материка, но и остановило бы холодные течения, благодаря чему климат на Дальнем Востоке стал бы намного мягче. Сделать это он предлагал руками каторжан, которые в то время отбывали наказание на сахалинских каторгах.
Во сколько обошлось бы такое строительство, сколько по времени оно бы заняло – остаётся только гадать. Расчёты ведь никто не делал, так как генерал-губернатор оставил данное обращение без внимания.
Удивительно, что идея строительства дамбы, которая бы соединила материк с Сахалином, не канула в Лету, а была аккуратно вынута практически из небытия и предложена как вполне жизнеспособный проект приморским депутатом Александром Приходько. И случилось это всего каких-то 10 лет назад. Депутат даже расчёты произвёл. По его данным, такая насыпь обошлась бы бюджету в 65 миллиардов рублей. Зато прибыль с годами достигла бы двух триллионов.
Местные СМИ тогда писали, что благодаря насыпи, холодные течения действительно удалось бы отвести от берегов Сахалина и в обозримом будущем на острове заколосились бы пальмы. Но проект был чисто теоретическим и не нашёл поддержки во власти.
Следом за насыпью - тоннель
Следующим этапом соединения самого крупного острова России с материком стали послевоенные годы. После того, как Сахалин полностью отошёл нашему государству, началась проработка идеи, как получать с Сахалина необходимые стране природные ресурсы, включая нефть.
Само собой, обсуждались морские пути доставки, со строительством судов и модернизацией портов. Вплоть до кремлёвского совещания у Сталина с участием первого секретаря Сахалинского обкома ВКП(б) Мельника. Именно тогда Иосиф Сталин спросил, как Мельник относится к соединению Сахалина с материком железной дорогой. Разумеется, это предложение Сталина тут же было решено воплощать в жизнь.
Обсуждались три варианта: морской ледокольный железнодорожный паром, тоннель под проливом Невельского и дамбы со стороны мысов Лазарева (материк) и Погиби (Сахалин) с мостом между ними. В итоге остановились на строительстве тоннеля.
- Тоннель нужно было строить, чтобы обеспечить круглогодичное всесезонное соединение с Сахалином, чтобы обеспечить переброску грузов, - объясняет доктор географических наук Вячеслав Бабурин. – Тем более, что на Севере Сахалина расположен основной район добычи нефти и газа на Дальнем Востоке.
5 мая 1950 года вышло секретное постановление Совета Министров СССР, давшее старт работам по исследованию местности, проектированию и строительству тоннеля. Завершить работы планировалось всего через пять лет. Длина железнодорожного пути от станции Победино-Сахалинское до мыса Погиби должна была составлять около 330 км.
- Возник вопрос: "Кем строить мост", естественно – заключёнными, - рассказывает историк, писатель Александр Елуферьев. – Потому что в это время в стране был ГУЛАГ, было очень много рабочей силы. Набрали таких людей чуть ли под 30 тысяч.
Также, по словам Елуферьева, чертежи строительства тоннеля должны были сохраниться до наших дней.
- И чертежи остались, и кроки (подробное изображение местности). – уверен историк. – Остались и какие-то географические наметки, карты, это всё, конечно было, но другое дело, что всё это было секретно.
Но масштабной стройки, о который бы впоследствии заговорил весь мир, не суждено было случиться. Со смертью Сталина в Советском союзе "за отсутствием нужд народного хозяйства" было закрыто 20 крупнейших строек, в числе которых - и тоннель на материк.
К идее строительства тоннеля возвращались ещё несколько раз. В 1992 году с подобными предложениями выступил начальник Сахалинской железной дороги Васильев. В 1999 году - министр путей сообщения Николай Аксёненко.
От тоннеля – к мосту
В новой истории России тема моста неоднократно поднималась как учёными, так и чиновниками различного уровня. Очень ратовал за строительство моста сахалинский губернатор Игорь Фархутдинов. Глава региона стал поднимать этот вопрос с конца 90-х. Писались аналитические справки, администрация области выходила на правительство РФ, поднимали историю вопроса.
EastRussia приводит воспоминания экс-министра транспорта Сахалинской области Владимира Дегтярёва.
- Игорь Фархутдинов активно занимался развитием области, и он хотел, чтобы мост обязательно был, - цитирует Дегтярёва EastRussia. - Помню мне тогда попадались документы по новому космодрому на Дальнем Востоке, в которых Сахалин оценивался как более предпочтительное место для его размещения, чем Амурская область.
Ведь в случае запусков ракет с мыса Крильон на юге Сахалина первая ступень ракет отделялась бы где-то далеко в Тихом океане. И единственное, что останавливало разработчиков – отсутствие железнодорожного перехода через Татарский пролив.
Ведь очень много крупногабаритных грузов для космодрома необходимо возить по железной дороге.
По словам экс-чиновника, министр путей сообщения Аксёненко очень поддерживал тогда Фархутдинова и продержись он на своём посту ещё пару лет, быть бы мосту на Сахалин уже в 2000-х годах. Увы, новый министр путей сообщения России имел на это своё мнение.
Строительство моста сначала включили в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". Но спустя четыре года проект "выпал" из целевой программы.
Однако уже два года спустя строительство железнодорожной ветки от станции Селихино (Хабаровский край) до станции Ныш (Сахалин) было включено в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. Стоимость самого перехода и подъездных путей оценивалась тогда в 330 миллиардов рублей. Так и "висел" проект в "стратегии развития", пока в 2017 году во время прямой линии президент России Владимир Путин не пообещал жительнице Хабаровского края "реанимировать" проект.
Проектирование нового железнодорожного моста должно было начаться в 2018 году, а само строительство - в 2021 году. Стоимость проекта оценивалась в 540 миллиардов рублей.
Но, оценив все плюсы и минусы данного проекта, правительство России в итоге пришло к выводу, что строительство мостового перехода в данный исторический момент нецелесообразно. Нет такого объёма грузов, который окупил бы многомиллиардные вложения из российского бюджета. Поэтому проект был признан экономически несвоевременным.
Мост 2. Очертания всё явственнее
А 3 апреля, совсем неожиданно для жителей Дальнего Востока и тем более Сахалинской области, президент России Владимир Путин поддержал предложение губернатора Валерия Лимаренко вновь вернуться к обсуждению строительства мостового перехода.
И не просто поддержал, а заявил, что сегодня это наконец-то целесообразно.
- Это такая территория (Сахалин – авт.), которая требует развития, - сказал президент. - Просто по тайге ездить - это менее интересно, чем передвигаться в регионе, который имеет перспективы развития. Надо вот это посмотреть. Надо посмотреть на развитие прилегающих территорий. Мы же подходили к этому снаряду уже неоднократно. Давайте вернёмся, потому что тема сама по себе важная, я согласен.
Нужно связать мостовым переходом Сахалин с материком, и развитие пойдёт там другими темпами. Уверен абсолютно. Давайте вернёмся к этой теме, посмотрим.
Получается, что в 2018 году остров не был готов к такому мосту, но за шесть лет совершил такой рывок вперёд, что для дальнейшего развития территории мост попросту необходим. Это действительно впечатляет.
- Я всегда слежу за тем, что говорит наш президент и за тем, что делается на Сахалине, - говорит экс-губернатор Сахалинской области Иван Малахов. - И когда я услышал, что предложение по созданию перехода поддержал сам президент, для меня это стало знаковым явлением. Дело в том, что это была мечта многих поколений сахалинцев. И каждый губернатор: Краснояров, Федоров, Фархутдинов и другие, областная дума, сахалинцы - все пытались осуществить эту идею, эту мечту. И когда за неё сам президент, это вдохновляет. Это как с Крымским мостом. Одно дело, когда ты прилетаешь на полуостров, и другое, когда ты приезжаешь туда по мосту. Это другие ощущения! Это чувство единения страны, ты понимаешь, что ты едешь по России, по своей территории.
Сегодня, в новых условиях, Дальний Восток в целом становится новым всероссийским центром. И такое единение островного региона со всей страной просто необходимо.
Когда-то Пётр Первый прорубил окно в Европу, теперь Сахалин станет окном в страны Тихо-Азиатского региона, где есть огромный рынок, интересный для нас, с большим количеством населения и возможностей приложения для нашей экономики. Появление перехода повлечёт за собой строительство нового многофункционального порта. Потому что в этом случае, добытые у нас морепродукты могут прямиком грузиться на поезда, идущие на юг страны. Для сахалинцев это новые рабочие места, новый уровень жизни! И я очень хочу увидеть этот переход своими глазами, поэтому я поставил себе задачу – прожить столько, чтобы стать свидетелем воплощения настоящей сахалинской мечты – моста, связывающего остров с материком.
Мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин, тоже считает, что, благодаря губернатору Валерию Лимаренко, может осуществиться мечта нескольких поколений островитян о надёжной связи с материком.
- Сахалинская область – уникальный регион, - говорит мэр областного центра. - Как минимум, в географическом плане. Это - единственный субъект Российской Федерации, полностью расположенный на островах. Потому вопросы транспортной доступности, прежде всего внутри региона, определяют перспективы его развития.
И губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, с которым мы работаем единой командой, многое делает, чтобы регион стал более доступным для людей. Для этого создаются все условия. Так, развивается малая авиация для бесперебойного сообщения с отдаленными районами. Более того, с лета прошлого года уже работает крупнейший, самый современный на Дальнем Востоке аэровокзальный комплекс.
Нам совершенно очевидно, что сейчас запускается новый этап экономического развития всей Сахалинской области и Южно-Сахалинска в том числе. Проект строительства моста на материк безусловно, масштабный и нужный! Это мечта всех жителей островной области, которая обсуждалась несколько десятилетий.
Первые планы по соединению острова с материком прорабатывались в советские годы, еще в сталинское время (в 50-е годы). Через 20 лет, когда была открыта морская железнодорожная паромная переправа Ванино — Холмск, об идее соединить остров с материком тоннелем или мостовым переходом забыли на долгие годы.
Если взглянуть в недавнее прошлое, то в 2012 году была создана межведомственная рабочая группа для подготовки технического задания проекта, которая позже представила доклад с обоснованием социальной и экономической необходимости реализации проекта перехода "Сахалин-материк" правительству страны. В состав рабочей группы тогда входили представители Хабаровского края и Сахалинской области, представители "РЖД", Минфина и Минэконома.
Но времена меняются. Сегодня реализация проекта строительства моста может стать реальной альтернативой морского пути и авиасообщения.
У нашей страны есть примеры успешного воплощения амбициозных инженерных объектов: мост через Керченский пролив, протяженностью порядка 18 километров, или мост через бухту Золотой Рог, о котором мечтали жители с момента основания Владивостока, протяженностью более двух километров. Мост через Амурский залив, более четырёх километров. Это уникальные сооружения, которые демонстрируют готовность нашей страны за короткое время и на высоком уровне воплощать амбициозные и значимые для людей проекты.
Мост Сахалин - материк повысит привлекательность и доступность Сахалина и Курил. Ведь по мосту можно приехать и уехать в любое время года, в любую погоду.
Это даст импульс внутреннему туризму, импульс развитию наших дальневосточных городов. Участок пролива в семь километров – это путь Сахалина в будущее.
Если эта тема вновь поднимается на столь высоком уровне - это показатель заинтересованности президента в развитии Сахалинской области, в развитии Дальнего Востока. Ведь там, где проходят транспортные потоки, возникает рост жилищного строительства, создаются условия для развития бизнеса, появляются новые проекты. Это проект развития, который объединит весь Дальний Восток!
Если реально построят (причем, не только с ж/д сообщением, а и с автомобильным) - в 2030 году обещаю бросить пить, курить, шпиливили и вилишпили.
И уйти в монастырь.
Думайте иначе!
двухпутный железнодорожный тоннель длиной около 51 км, из которых 39 км проходят под проливом Ла-Манш. Соединяет континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением.
Общая длина
50 450 м
Дата открытия
6 мая 1994
Тоннель на глубине от 50 до 60метров под морским дном.
А на Сахалине , пролив Невельского каких-то 7км и не могут построить!
Это грандиозный проект, который состоит из серии мостов и подводных тоннелей, пересекающих дельту Жемчужной реки.
Мост соединяет Гонконг, Чжухай и Макао — самые крупные города региона.
Длина моста — 55 км. П
У них самые длинные мосты и виадуки