Более сотни сел планируют ликвидировать на Сахалине

Более сотни сел планируют ликвидировать на Сахалине

Программа расселения неперспективных населенных пунктов начинает создаваться в области

На Сахалине к концу 2016 года будет создана программа расселения депрессивных и неперспективных населенных пунктов. Это, пожалуй, один из самых долгожданных депутатами документов. И, хотя обсуждали только перспективы создания документа, обсуждение вышло очень бурным.

Вообще вопрос расселения неперспективных сел, на первый взгляд, очень простой, очевидный и назревший. Но на второй – сложный и чреватый массой осложнений. И, судя по всему, власти слабо представляют, как будут их разрешать. В конце сентября по распоряжению губернатора была создана рабочая группа по созданию программы, которую возглавил (почему-то) глава министерства строительства Вадим Залозный. Строго говоря, к строительству вопрос имеет весьма опосредованное отношение, это больше компетенция министерства экономического развития. Поэтому на обсуждении присутствовал замминистра Сергей Карпенко, и он активно участвовал в разговоре.

Итак, с одной стороны, на Сахалине есть села вроде Трудового, Соболиного, в которых проживают пара десятков человек и которые вот уже полтора десятилетия являются головной болью поронайских властей – электроснабжение, расчистка дорог зимой, содержание дорог в межсезонье выливаются для бюджета в серьезные деньги.

А есть еще Тельновск, когда-то большой и богатый шахтерский поселок, по своей инфраструктуре сравнимый с городом, сегодня умирает. Ощущение безнадеги, повисшее над ним, чувствуется едва ли не физически. Уже 8 лет как тельновцев пообещали расселить, но до сих пор в Тельновске живут люди, которым некуда ехать.

А есть еще Пильво - это село с богатой историей, расположенное в одном из красивейших мест области. Но все это не радует местных обитателей – люди там выживают без самого необходимого – нормальной связи, транспортного сообщения, медицинской помощи….

Да много их, таких - Поляково в Холмском районе, Катангли в Ногликском....

Сейчас в списке депрессивных, неперспективных, подлежащих расселению населенных пунктов, который составили в правительстве области, 107 названий. В 32 из них живут менее 20 человек, в 17 – менее 50, в 24 – менее 100. А есть почти три десятка сел, где вообще нет жителей и не осталось никаких объектов, но юридически они существуют. И эта «бумажная жизнь» Прудного или Белых ключей очень осложняет жизнь тех, кто по прежнему там числится – они не могут прописать своих новорожденных детей, да вообще любой поход за документами превращается в ребус.

С фактически несуществующими селами все понятно – их надо закрывать. А со всеми остальными – ситуация куда деликатнее. Во-первых, нет ни одного юридического понятия, на который могли бы опираться разработчики программы. Какое село считать депрессивным? А какое неперспективным? По каким критериям села причисляют к умирающим? По количеству проживающих жителей? А если жителей еще больше ста, но работы нет, детского сада, фельдшерского пункта нет? Создавать инфраструктуру и вкладывать в нее деньги? Вот, как в Тунгоре?

Нет ясности и с вопросом - что следует из статуса неперспективный?

И, кстати, подобное определение может стать со временем совершенно неактуальным.

- Вспомните 92-93 годы, - напоминали депутаты, - тогда вообще вся область была депрессивной, что - нужно было ее ликвидировать и расселить?

И это правда - еще года полтора два назад неперспективным считался Синегорск, а сегодня, как сказал Вадим Залозный, он ого-го какой перспективный. Рядом, в селе Санаторное находится уникальный санаторий, в котором и «лучевая болезнь вылечивается, и бляшки рассасываются». Сегодня санаторий, наряду с Горным воздухом, рассматривается как один из наиболее перспективных туристических объектов. Власти рассчитывают, что туристы со всего Дальнего Востока поедут к нам расставаться с бляшками. 

- Может вообще отойти от идеи «неперспективности»? Почему мы приняли за основу этот путь сокращения поселков и идем по нему? Почему не рассмотреть другой вариант – поиск возможности села развивать? – спрашивали депутаты.

Эта идея здравая, но и одновременно трудновыполнимая. Сколько у нас примеров развития малых сел? Вот то-то и оно - миграционные потоки неумолимо идут в Южно-Сахалинск.

Еще один момент, с которым нельзя не считаться – это желания жителей. Почти какой поселок не возьми – одни жители готовы уезжать и всячески добиваются переселения, а другие – категорически этого не желают. Подобные истории есть практически в каждом селе, и тех, что уже расселяли, и тех, чья судьба еще только обсуждается.

Вообще, к вопросу о расселении неперспективных сел в области подступались ни раз и не два. В октябре 2001 года была создана рабочая группа, занимавшаяся этим вопросом. Ее члены озаботились расселением Рыбновска в Охинском районе.  Жители его долго жаловались на жизнь – от районного центра далеко, работы нет, дороги ужасные, зимой и вовсе не проехать….. Было принято решение - село закрыть. Жители получили квартиры в Охе. Пожили немного, а затем некоторые….. вернулись обратно. При этом их не пугало ни то, что дороги власти перестали чистить, ни то, что света там не будет. Во время путины в Рыбновске жизнь кипит. Кстати, особенно много тех, кто хочет жить в своих, пусть и явно умирающих поселках, среди представителей коренных малочисленных народов.  

И так, какой населенный пункт не возьми – в том же Синегорске есть два лагеря – одни жители обивают пороги, требуя снести их дома и дать новое жилье, а другие добиваются сохранения села.

Пока по поводу программы расселения больше вопросов, чем ответов. Например, уже известно, что расселение 107 населенных пунктов (эта цифра не окончательная, в нее постоянно вносятся изменения) обойдется примерно в 3 млрд рублей. Потребуется переселить, то есть предоставить жилье и оплатить переезд, примерно 1000 человек. Но нет точных расчетов - во сколько обходится содержание сел, и тем более нет данных, что дает бюджету функционирование этих населенных пунктов и что могло бы принести.

До нынешнего года в области действовала программа переселения населения из районов, приравненных к Северу. Сахалинцы переезжали кто на материк, а кто из северных районов острова на юг.  Например, только в Сокол и Новотроицкое переехали 158 семей. Работа эта шла совершенно бессистемно. Уже упоминавшееся Пильво стали расселять только сейчас  и только после того, как последний циклон уничтожил ведущие в село мосты. Власти решили, что восстанавливать и содержать их дороже, чем вывезти людей.

Иногда переселение идет одновременно с начавшимся строительством - так, из села Буюклы в пригород Южно-Сахалинска переехали 15 семей, но одновременно там начали возводить новые дома. Спрашивается – зачем строить, если семьи уезжают, или зачем переселять людей, если поселок планируют развивать?

Еще один скандал с переселением тоже связан со Смирныховским районом – депутат Александр Болотников утверждает, что мэр района Николай Козинский распорядился выдать квартиры по переселению своим приближенным.

Создателям программы предстоит составить схему территориального планирования всей области, в которой нужно учесть массу экономических и социальных факторов. Предстоит сделать план расселения и ликвидации населенных пунктов. И главное, делать это нужно быстро – почти все депутаты говорили, что конец 2016 года - это очень долго. «Пока травка подрастет, лошадка с голоду умрет», - цитировал Шекспира Андрей Залпин.

А еще членам инициативной рабочей группы предстоит наладить работу с муниципалитетами, а это, как показывает опыт, не всегда получается: «мы давно работаем с Углегорским районом по поводу ликвидации сел, которые уже не существуют, но за 6 месяцев так и не смогли добиться передачи нам необходимых документов», - наябедничал Сергей Карпенко. 

19 ноября 2015, в 17:16 +12
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам
Прочее

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Написано 19 ноября 2015, в 17:21
Вот, блин, у нас в области оказывается больше 100 населенных пунктов?
+4
Написано 19 ноября 2015, в 17:32
Правильно, зачистим землю для новых хозяев, а то они под воротами уже замучились ждать. А если попросить, то и денег дадут, на переселение.
+13
Написано 19 ноября 2015, в 17:44
sasch, а в муравейниках оно и за народишком приглядывать сподручнее да затрат на него меньше
+4
Написано 19 ноября 2015, в 17:51
Actek, Ну дык, ясен пень...
+2
Написано 19 ноября 2015, в 17:39 Отредактированно 19 ноября 2015, в 17:40
вот что значит земли девать некуда. Во всем мире люди за каждый квадратный метр бьются, а тут - на, пропадай, даром не надо.
+3
Написано 19 ноября 2015, в 17:45
Кстати, а Дуэ уже расселили? Я помню два года назад там народ говорил, что обещают расселить те 20 человек, кто там жил.
+6
Написано 19 ноября 2015, в 20:30
Сергей Маслаков, вроде нет.
+3
Написано 19 ноября 2015, в 17:53
Правильно! Всех переселим поближе к югу, устроим коллапс рабочих мест и падение заработных плат. А как бракашам то удобно будет - никакого контроля. Зато ни в какое развитие вкладываться не надо.
+5
Написано 19 ноября 2015, в 18:09
Программу развития сел, организовать сельское хозяйство нельзя? В Тымовском районе континентальный климат, картошка там обалденная растет, не сравнить по вкусовым качествам с Сусунайской долиной. Животноводство надо развивать. Кто город кормить будет, китайцы? Надо отправлять молодежь учиться на специалистов аграриев. Или у нас уже намечаются последователи Стерлигова, со своими вотчинами?
+6
Написано 19 ноября 2015, в 19:41
Галина Дашкова, японцы в Тымовской долине и рожь и пшеницу выращивали!
+6
Написано 19 ноября 2015, в 18:10
депрессивных и неперспективных населенных пунктов, как красиво звучит. В прошлом эти населённые пункты были прибыльными, леспромхозы, рыбодобывающие предприятия, это лакомный кусочек для не законных пользователей ресурсами природы, ни кто не видит и не слышит твори что хочу. Сказали бы честно у нас нет денег и желания содержать эти населённые пункты, лучше построить им новые дома( типа общаг которые строят) ни сарая, ни подвала,ни антресоли в квартире, зато есть плюс для управлящих компаний сбор всех платежей. А то живут там себе платят налог мизерный за землю и требуют к себе внимания совсем народ оборзел, правильно депутаты! А когда произносят слово депутат я не вольно вспоминаю клеймо (враг народа) не обижайтесь господа депутаты вы нам всё чаше и чаше плюёте в лицо.
+16
Online
Breard Online
Написано 20 ноября 2015, в 00:35
Александр Шолохов, Это для нынешних при власти ..."депрессивные и неперспективные населенные пункты" скоро под эту "тему"... будут просто оправдывать убийство "нынешнего" населения.... просто территории "зачищаются - " На продажу" - это так по вашерашенски! ( http://nnm.me/blogs/genav/kreml-poka-ne-kommentiru.. )
Нас уже продали....это мы пока не знаем об этом!
−1
Написано 19 ноября 2015, в 18:10
Дело темное, что-то они замышляют не то.
+1
Написано 19 ноября 2015, в 18:39
Галина Дашкова, товарищ выше,уже сказал,что они по сути задумали..
0
Написано 19 ноября 2015, в 18:12
С удовольствием бы земли там себе взяла для развития, да старая я, не осилю, и мужик мой болеет.
0
Написано 19 ноября 2015, в 18:15
А я предлагаю переселить всю область в пригород Южно-Сахалинска. Понастроить гетто по типу Дальнего в близлежащих районах, а в северные районы возить туристов, показывать постапокалиптический пейзаж.
Можно еще китайцам в аренду сдавать земли.
Ух и заживем тогда!!
+8
Написано 19 ноября 2015, в 18:19
Владимир Кузовков, Мы с тобой мыслители!
+5
Написано 19 ноября 2015, в 18:15
У нас Сахалин рай для птицеводства. С нашими озерами надо водоплавающую птицу разводить. За с. Охотское котлованы песочные без дела стоят, а там очень хорошие условия для развития рыбзаводов. Ну, что за недальновидные дураки у нас депутаты.
+4
Написано 19 ноября 2015, в 18:31
Галина Дашкова, На тех котлованах давно спроектировали центр отдыха "Лебяжьи озера". ПСО тупит - перетопчутся сахалинцы, нам надо резервный фонд курковать...В основе проекта лежат 3 искусственных озера площадью по 7.9 гектаров, с грунтовым питанием и одно площадью 2.6 гектаров без гидравлической связи с подземными водами (бассейны, перекрытые куполами) с которыми связаны все архитектурные решения. Именно вокруг озер будут возведены туристические объекты, пляж. Предполагается, что за год здесь смогут отдохнуть 50 тысяч человек при средней продолжительности отдыха шесть дней и одновременно – до 10 тысяч человек. Общая площадь «рекреационного ядра» 223 га 1. Океанариум с рестораном, кинотеатром, искусственное озеро 79000 м2 с пляжем 42000 м2 ( на1600 отдыхающих , крытый паркинг на 1000 машиномест 2. Гостиница на 200 номеров, торгово-развлекательный центр, бассейн с морской водой 13000 м2 на 2700 отдыхающих, бассейн с пресной водой 13000 м2 на 2700 отдыхающих, крытый паркинг на 1000 машиномест 3. Концертный зал на 2000 ч. искусственное озеро 79000 м2,пляж 42000м2 на 1600 отдыхающих, крытый паркинг на 1000 машиномест 4. Спортивный комплекс с трибунами на 2500 зрителей, искусственное озеро, пляж 24000 м2 на 1000 отдыхающих, крытый паркинг на 1000 машиномест 5. Детская спортивная база\ Количество номеров коттеджного типа 370.
+4
Написано 19 ноября 2015, в 19:55
Андрей Кузьмин, что то верится с трудом!
0
Написано 19 ноября 2015, в 20:37
Андрей Кузьмин, Накрылась зеленая зона.
0
Еще 7 комментариев
Написано 19 ноября 2015, в 18:49
Норму указа президента по 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест наши прожектеры имеют ввиду. Норму ФЗ О стратегическом планировании по разработке демографического прогноза на 14 лет имеют ввиду. Какой объективный критерий перспективности населенного пункта в голове у наших депутатов? Обдувалы маракушные, короче. Типа тех врагов народа, которые выше упомянули. Президент в Крымской речи погоняло для подобных сформулировал: национал-предатели.
0
Написано 19 ноября 2015, в 19:58 Отредактированно 19 ноября 2015, в 19:58
А в Советском Союзе все работало и развивалось. Сахалинская область гремела на всю страну. Какие зверосовхозы были, рыбоперерабатывающие заводы, леспромхозы. И ничего не уходило за границу безнаказанно.
+4
Написано 19 ноября 2015, в 20:38
Уважаемые депутаты областной Думы.
Прошу вас оплатите мне переселение в другой регион, но поближе к центру, например в Ярославль или Питер.
Перелет я сам оплачу, а вот квартирку можно за областной счет.
Жить просто невозможно в этом регионе, нас давят и давят. Постоянное повышение цен, безработица, коррупция, онкология, приезжие нелегалы и т. д.
Достало уже.
+4
Написано 19 ноября 2015, в 20:47
Похоже, на будущем области ставится жирнющий крест! Больше сотни мёртвых посёлков, это ж какое будет раздолье нашим вандалам крушить и жечь брошенные постройки, безнаказанно изничтожать памятники, осквернять оставленные могилы… Нет, не от большого ума ПСО замутило эту тему, глубоко им плевать на какое-то там население: то на пенсионерах экономят, теперь вот посёлки «под раздачу» попали…
+1
Написано 19 ноября 2015, в 20:49
Можете в меня кидать тапками, но так было всегда. Откройте карты старого Сахалина. Тогда села и деревни были натыканы чуть ли не через каждые несколько километров. От Александровска на север и на юг было несколько десятков сел. Нашли уголь, тут же деревня образовалась. Нашли место для поля, тут же появилось несколько дворов. Проходило несколько лет и эти дворы, села, деревни исчезали. Появлялись новые в других местах. Сейчас же время урбанизации. Человеку, как мне кажется, проще жить в городе, поселке, где есть свет, вода, канализация, школы, магазины. А что вы ходите, чтобы было в селе из 50 человек? Магазин? Досуг? Детский сад? И все это должно сделать государство? А оно надо так? К тому же, я абсолютно уверен, что дело касается удаленных населенных пунктов с которыми и в советские времена дело было так себе.
Я может быть и не прав, но и считать предложение по переселению этих сел глупостью я также не могу. Это хоть какое то предложение.
+1
Написано 19 ноября 2015, в 21:57 Отредактированно 19 ноября 2015, в 21:57
В СССР тоже был период ликвидации "неперспективных" сел и деревень. Вроде и переселяться насильно не принуждали, выдавливали народ исподтишка, сначала клуб закроют, фельдшерский пункт, потом школу и исчезло село. Потом в 70-е годы на государственном уровне признали эту политику неправильной, надо было не закрывать эти села, а находить верные решения для усиления их устойчивости! Эта политика привела к обезлюдиванию целых регионов, плохо сказалась и на всем социально-экономическом развитии. Теперь у нас то же самое, что уже было, наши областные власти не хотят начать работать над тем, чтоб наоборот развивать территории, имеющие, кстати, стратегическое значение для всей страны?
+4
Написано 19 ноября 2015, в 23:15
Сандра Клайд, развивать нужно то, что дает хоть какую-то перспективу на будущее. Что может дать село, в котором живет 20 человек, в основном стариков или забулдыг? Зачем такое село развивать? Какое у него стратегическое значение? У Курил есть стратегическое значение, у Крыма есть ,у Сочи вроде как было....у Сахалина какое значение? На него никто не претендует. Не пытается отнять. Нефть, газ? Не думаю. Не те объемы.
0
Написано 20 ноября 2015, в 09:35
Дядя_Федор, У села веками было, есть и будет одно стратегическое значение - давать прирост здорового молодого поколения. За последнюю 1000 лет Россия воевала 700 лет. Брала пополнение с селян.
+2
Написано 20 ноября 2015, в 10:10
Андрей Кузьмин, угу, у села состоящего из алкашей и стариков очень большой прирост здорового и молодого поколения.
0
Еще 4 комментария
Написано 20 ноября 2015, в 05:08
Иванова, Иванова, так ты ж сама и ответила на свой вопрос :"судя по всему, государству не выгодно в принципе содержать своих граждан"
От того и идеи про увеличение пенсионного возраста. Чтоб прям вот с работы и в могилу прямиком. Чтобы не платить пенсию.
+4
Написано 20 ноября 2015, в 08:56 Отредактированно 20 ноября 2015, в 08:56
Маленькое уточнение. Эти населенные пункты являются не перспективными только в условиях проводимой экономической политики. Сами же сформировали условия, сами загнули села, сами признали их не перспективными.
Замечательно.
Плохому танцору и Фаберже в рубинах мешает.
+1
Написано 20 ноября 2015, в 09:31
Lukich, Надо объявить неперспективным ПСО. Оказалось неспособным использовать доходы СРП на обустройство своей территории.
+2
Написано 20 ноября 2015, в 12:08
Андрей Кузьмин, Мне кажется что им до одного места наши "объявления".
0
Написано 20 ноября 2015, в 19:40
Lukich, Наши - да. Но подследственность ФСБ расширили. Новая форма декмократии. Избиратель проводит на должность, а государство снимает по УК. По ПСО - букет статей УК. Скоро вторая волна зачистки подкатит.
0
Еще 4 комментария
Online
ppsspp Online
Написано 20 ноября 2015, в 10:05
... в которых проживают пара десятков человек и которые вот уже полтора десятилетия являются головной болью поронайских властей...
Я и не знал, что у нас человек/житель является головной болью! Хотя, как не знал, чинуши по всякому это отношение и показывают.
+1
Написано 20 ноября 2015, в 10:55 Отредактированно 20 ноября 2015, в 10:58
Как хорошо освоили японцы юг Сахалина за время Карафуто. Это видно по количеству населенных пунктов. Но советская власть не сумела сохранить. Вот зачем было яблочные саду в п. Яблочном вырубать? Уничтожение японского наследия, чтобы ничего о них не напоминало.

Предприятия нужно организовывать градообразующие, поселкообразующие и народ не то что не захочет уезжать, еще и потянутся горожане в периферию.
0
Написано 21 ноября 2015, в 10:36
DenisE, Освоили, может, и хорошо. На рабском труде корейцев. И для вывоза природных ресурсов в Японию. Система целеобразования иная была.
+1
Написано 21 ноября 2015, в 17:42
Да как жаль,что так происходит в нашей стране,когда властям наплевать на переферию
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Чемпионат области по волейболу стартовал с победы ВЦ «Сахалин»
Чемпионат области по волейболу стартовал с победы ВЦ «Сахалин»
На корсаковские поля вышли тракторы с автопилотом
На корсаковские поля вышли тракторы с автопилотом