«Тебя никогда здесь не было»: I'm your father

«Тебя никогда здесь не было»: I'm your father

Люди нынче пошли дюже простые. Даже в среде кинокритиков, вручающих различные «Пальмовые ветви», «Золотые малины» и вожделенные премии пекинского кинофестиваля «Рыдающая макака». Ведь стоит им показать фильм, в котором фигурируют (нужное подчеркнуть) нелюдимый мститель, самосуд, спасение несовершеннолетних из лап извращенцев, жирный акцент на атмосфере ночного города – так это киношный эквивалент «Таксисту» Скорсезе.
 
Ох и сколько же таких таксиидрайверов-то было. Не пересчитать. Однако чудесному режиссеру Линн Рэмси повезло больше всех, так как её последнюю на данный момент работу в открытую окрестили «"Таксистом" двадцать первого века». И это разбрасывание ярлыками вызвало куда больший резонанс нежели сам фильм. Какую бы рецензию вы не открыли, все начинается с открытого сравнения с шедевром Мартина Скорсезе и ссылкой на этот самый ярлык, который в нашем прокате сделали слоганом.
 
Да, ваш покорный слуга тоже посчитал нелишним обратить внимание на этот так называемый «феномен им. Трэвиса Бикла», хотя изначально ему сама мысль так начинать текст казалась богопротивной. И потому посему –лучше мы перейдем непосредственно к фильму и оставим за бортом противопоставления его «Таксисту». 
 

«Тебя никогда здесь
не было»

Трейлер

Год: 2017

Режиссер: Линн Рэмси

Что: нео-нуар про главное

(Далее поток сознания вместо нормального текста. Извините). 

Перво-наперво стоит внести немного субъективщины. Ведь «Тебя никогда здесь не было» – эмоционально тяжелый фильм. По сути, Рэмси сняла идеальную экранизацию не романа Джонатана Эймса, что лег в основу картины, а песни No Surprises от «Радиохэд» (наличие Джонни Гринвуда в качестве композитора обретает дополнительный смысл). Это стильное, мелодичное, медитативное произведение искусства о человеке, для которого смерть – это единственный путь к некоему моральному перерождению из того плачевного состояния, до которого его довело собственное окружение: начиная от агентов социализации (в лице отца) и заканчивая страной, для которой он служил, но которой нет дела до его истерзанной души. До его сердца переполненного мусором, что превратило Джо (имя главного героя) в ходячего мертвеца, несущего одно лишь разрушение. Как ближним своим, так и самому себе.
 

Хоакин Феникс, Линн Рэмси, Екатерина Самсонов

Недаром открывающая фильм сцена делает жирный акцент на том, что обратный отсчет с пакетом на голове является для персонажа Хоакина неким ритуалом. Уверенной прогулкой в сторону старухи с косой, что довольно ожидает с распростертыми объятиями, прерывание которой заряжает персонажа и дарует ему ощущение контроля над ситуацией. Закаляет его и выставляет на показ его сильную разрушительную сущность, которую он старается направлять на благо. 
 
Любой другой фильм бы представил Джо публике как здоровенного бородатого борова, что тактично огревает педофилов по голове молотком. Как эдакий стокилограммовый памятник грозной маскулинности. Типичный образ ночного виджиланте, выручающего любого, кто в беде. Чей грустный взгляд говорит зрителю о том, что мужик навидался на своем веку многого, но человечности ещё не растерял.
 

Образ Джо предается такому мощному деконструированию в глазах зрителя, что сам персонаж не до конца осознает, что его личность расщепляется на молекулы. И даже в момент катарсиса, вполне ожидаемого для истории про крутого мужика, спасающего маленькую девочку, этого самого катарсиса нет. Зато окончательное выворачивание наизнанку всех жанровых атрибутов брутального нео-нуара – есть. И пропущено оно через горячо любимую режиссером тему: о родителях и детях. 
 
Так идеальная экранизация No Surprises становится ее не менее идеальным переосмыслением. Историей травмированного ребенка, запертого в теле крепкого взрослого мужика, которая заканчивается тем, что он сталкивается со своим зеркальным отражением в лице 13-летней Лолиты. Они не знают что им делать и кем им быть. А эго Джо перестало иметь какое-либо значение. Его существование переросло в один большой кошмар, в котором все настроено против него, контроля нет, а ценность его вклада в этот мир обратно эквивалентна степени боли пережитого опыта. 
 

Единственный выход из ситуации для него – это самоубийство. То, на что его детская сторона не решалась по инициативе «взрослого» фасада. Но то самое моральное перерождение во взрослого должно произойти только после смерти ребенка, который всё агонизирует внутри и жаждет покоя. Спасения. 
 
Депрессия Джо построена на детских судьбах. На горькой вине за тех, кого он не смог спасти. Ровно так же, как не может спасти самого себя. И вся эта антипедофильская деятельность существует для Джо, как форма эскапизма. Может даже как борьба взрослого, которым он стал, с ребенком, которым он был. Только вот у меня такая уверенность, что взрослого этого никогда здесь и не было. 
 

Но родится ли он по итогу? Сложно сказать, ибо вопрос реально с подвохом. Это касается каждого из нас. Вне зависимости от количества психологических и телесных травм, что мы перенесли. Рано или поздно все мы сталкиваемся с этим тяжелым бременем взросления. И как бы страшно не было пересекать эту грань, делать это необходимо. Пускай она и подобна смерти. Наступления которой мы порой сами себе желаем как избавления. Без тревог и без сюрпризов.
 

18+

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Valoptor, 3 мая 2018, в 13:10 +3
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
"Опасность заключается в потере контроля"
"Опасность заключается в потере контроля"
«Страна призраков»: Внутри себя танцую
«Страна призраков»: Внутри себя танцую