В Сахалинской области с уходом зимы начался ямочный ремонт дорог, за ходом которого установлен особый контроль. Работы на юге острова должны завершиться до 1 июня. В центральных и северных районах Сахалина, а также на Курильских островах - до 1 июля.
Копилась годами
Эксперты отмечают, что проблемы с ремонтом дорог в Сахалинской области копились годами. Всё это – эхо конца прошлого века, когда выделяемых отрасли средств не хватало даже на то, чтобы поддерживать дороги области в приемлемом состоянии. Сегодня, к счастью, ситуация меняется к лучшему.
- Говорить об остроте и актуальности вопросов ремонта улично-дорожной сети региона не приходится – эта насущная проблема для каждого сахалинца, - говорит член сахалинского общественного дорожного совета Олег Меркушев. – Увы, наследие скудного финансирования отрасли на протяжении внушительного промежутка времени, начиная с 90-х годов прошлого века, даёт себя знать. Конечно же, мы это осознаём. Как осознаём и то, что развитие экономики Сахалинской области требует безопасных, качественных, отвечающих современным требованиям, дорог.
И мы видим, что и губернатор Валерий Лимаренко, и правительство Сахалинской области это понимают и ставят перед задачи не только модернизировать уже имеющиеся дороги, но и строить новые.
Как член общественного дорожного совета из года в год, вместе с коллегами, мы ведём постоянный мониторинг ямочного ремонта и строительных работ непосредственно на улицах. Находимся в тесном контакте как с заказчиками, так и подрядными организациями.
Отмечу, что в процесс вовлечены грамотные специалисты, применяются новые высокотехнологические подходы. Взамен устаревшим ручным инструментам приходят средства малой механизации, обновляется дорожная техника, позволяющая нарастить итоговое качество и производительность.
Все участники дорожного движения уже успели оценить, насколько в регионе оперативно проходят восстановительные работы после зимнего периода. Как в активный строительный сезон область прирастает новыми километрами дорог с твёрдым покрытием. Общественники в этой цепочке работают как независимые контролёры соблюдения технологий и подходов создания безбарьерной среды. Всё это говорит о том, что Сахалинская область поступательно идёт вперёд к намеченной цели - привести все дороги к современным требованиям.
Работают опытные подрядчики
Прогнозируемый объём ямочного ремонта в 2025 году на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения составит ориентировочно 900 дефектов общей площадью 7 100 квадратных метров.
- Проблема с появлением дорожных дефектов в регионе обостряется каждой весной, - отмечает председатель общественного совета МВД России по Сахалинской области Денис Адылов. – И каждую весну региональное правительство уделяет большое внимание ямочному ремонту дорог. Потому что это не просто вопросы комфорта для водителей и пешеходов, это вопросы безопасности дорожного движения. Ведь статистика показывает: чем качественнее дороги, тем меньше происходит дорожно-транспортных происшествий.
Но здесь, как говорится, дорога ложка к обеду, важно привести дороги в нормативное состояние вовремя, и мы видим, какое внимание этому уделяет губернатор Валерий Лимаренко, поручивший до лета завершить ямочный ремонт в южной части Сахалина и до 1 июля – на севере острова и Курилах.
Но, к сожалению, отмечу, что в регионе ещё есть дороги, не соответствующие требованиям безопасности. И проблема, на мой взгляд, заключается в том, что нам необходимо отстроить работу системы планирования и мониторинга состояния областных дорог. Которая бы своевременно выявляла наиболее опасные участки, сообщала об этом в соответствующие структуры, а те бы, в свою очередь, тут же приступали к устранению проблем.
Как правильно отмечает эксперт, ямочный ремонт дорог – ежегодная головная боль региональных и муниципальных властей. Это и не удивительно, учитывая климатические условия наших островов. Большие объёмы снега и грунтовые воды заставляют асфальт "плавать", что неминуемо приводит к его разрушению, причём, порой, в одних и тех же местах. Отсюда и эта ежегодная рутинная работа по латанию дыр.
Однако областные власти понимают существующие проблемы и ежегодно выделяют муниципальным образованиям достаточные объёмы финансирования, чтобы привести дороги в надлежащее состояние.
Не является исключением и этот год, работы ведутся в соответствии со сроками (а кое-где и опережая их), к асфальтированию привлечены опытные подрядчики, прошедшие необходимые конкурсные процедуры. Ко всему прочему в этом году на островах по инициативе Валерия Лимаренко вводится стандарт качества ремонта дорог.
- Это даст нам возможность точно оценивать результат, - заявил губернатор. - Первая важная составляющая – материалы, которые закуплены для выполнения ремонта. Если проверка установит, что они некачественные, мы не будем оплачивать работу. Второе: в случае нарушения технологии укладки асфальта без оплаты останется и готовая дорога.
Сначала - обследовать
В 2025 году общая протяжённость улично-дорожной сети с асфальтобетонным покрытием в муниципальных образованиях Сахалинской области составляет 687,6 км. Районным властям поручено провести обследование дорог на всей протяжённости.
На сегодняшний день обследование завершено в южных районах области, а также в Охинском, Курильском и в Южно-Курильском муниципальных образованиях. Обследовано уже 509,1 км улично-дорожной сети с асфальтобетонным покрытием и выявлено 1 756 дефектов, площадью 27 347 квадратных метров. В остальных районах работа по выявлению дефектов на протяжении 178,5 км продолжается и завершится к 18 апреля. Обследование осуществляется путём визуального осмотра специалистами.
Полномасштабные работы по устранению выявленных дефектов начнутся в Сахалинской области при наступлении положительных среднесуточных температур (не ниже + 5 C).
- В Поронайском районе дефектовка дорог завершена, - рассказал мэр Поронайского ГО Антон Карпуков. - Специалисты обследовали улицы города и населённых пунктов на предмет ям и выбоин, в план обследования были включены участки, о которых сигнализировали жители. В рамках ямочного ремонта будет отремонтировано свыше 3 000 квадратных метров дорожного покрытия.
Начать ямочный ремонт дорожные службы планируют во второй половине мая, после установления благоприятных погодных условий и стабилизации грунта. Именно в это время в Поронайске будет запущен асфальтовый завод.
Завершить ямочный ремонт в Поронайском районе по поручению губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко мы должны до 1 июля.
Ремонт идёт
В Южно-Сахалинске, Холмском и Корсаковском районе работы по ямочному ремонту уже стартовали. На 14 апреля было устранено:
- 888 дефектов общей площадью 1 970 м2 с применением технологии укладки литого асфальтобетона;
- 108 дефектов общей площадью 1 048 м2 с применением технологии укладки горячего асфальтобетона.
В настоящее время продолжаются обследования асфальтобетонного покрытия на улично-дорожной сети муниципальных образований.
- Ямочный ремонт в Холмском муниципальном округе начался после 10 апреля, - рассказал astv.ru мэр Дмитрий Любчинов. - Подрядная организация уже приступила к работам по улице Железнодорожной в Холмске, где завершено снятие старого асфальтового слоя. На основании технического обследования определен перечень участков, требующих первоочередного ремонта в этом году.
При благоприятных погодных условиях планируется в оперативном режиме уложить 2 000 квадратных метров асфальтобетонного покрытия.
Помимо ямочного ремонта, в Холмске начался капитальный ремонт автомобильной дороги по улице Советской. До конца года приведут в порядок участок протяжённостью 1,3 километра от площади Мира до гастронома "Южный". В ходе ремонта уложат новый асфальт, расширят дорогу и обустроят новые парковочные места.
Самой большой объём – в областном центре
На территории Южно-Сахалинска работы по ремонту асфальтобетонного покрытия в рамках содержания улично-дорожной сети осуществляются круглогодично, по факту выявления выбоин на твёрдом покрытии проезжей части автомобильных дорог. В летний период (с апреля по ноябрь) в ремонтных работах применяется горячая асфальтобетонная смесь, а в зимний период (с ноября по апрель) литая асфальтобетонная смесь.
В течении зимнего периода, на территории города Южно-Сахалинска было восстановлено 2 011,138 квадратных метров асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильных дорог с применением литой асфальтобетонной смеси.
С 6 апреля на базе МКП "ЗСМ им. Федотова" был запущен АБЗ по выпуску горячей асфальтобетонной смеси и работы на участках дорог, где были запланированы работы по восстановлению дорожного покрытия, начали выполняться с применением горячей асфальтобетонной смеси.
На территории города (с 6 апреля и по сегодняшний день) с применением горячей АБС, восстановлено порядка 4 871,9 квадратных метров дорожного покрытия. Работы выполняются, как по устранению отдельных выбоин (ямочный ремонт), так и на большой площади, методом "карт".
– К ремонту "картами" мы традиционно приступаем после того, как снижается уровень грунтовых вод и стабилизируется почва, - рассказал мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин. - Но там, где состояние покрытия критическое, мы уже начали работать таким образом. По статистическим оценкам, количество жалоб и обращений жителей по этому вопросу по отношению к прошлому году меньше на 10 процентов.
Работы методом "Карт" были выполнены по ул. 1-ая Октябрьская, общей площадью 4 552,92 квадратных метров.
В настоящее время методом "Карт" ведутся работы по ул. Чехова от ул. Поповича до ул. Рождественская, а также по ямочному ремонту по ул. Пушкина в районе ТЦ "Рояль", ул. Чехова от ул. Рождественская в северном направлении, ул. Комсомольская в районе телецентра, ул. Ленина в районе кафе "Фёдоровка".
Работы по устранению отдельно образовавшихся выбоин уже были выполнены по следующим дорогам: ул. Горького, ул. Емельянова, ул. Зимы, ул. Лермонтова, ул. Сахалинская, ул. Ленина, ул. Карла Маркса, пр. Мира, ул. Физкультурная, ул. Больничная. Общая площадь работ составила 319,006 квадратных метров.
Всего с начала года восстановлено порядка 6 883 квадратных метра асфальтобетонного покрытия.
Новые методы
Также в областном центре и районах Сахалинской области к выявлению дефектов дорожного покрытия приступил комплекс нейросетевой видеоаналитики, позволяющий оперативно обнаруживать повреждения дорожного полотна.
С марта 2025 года проводится апробация выявления дефектов дорожного покрытия с помощью беспилотных летательных аппаратов. Планируется получать данные по ямам, выбоинам, трещинам, отсутствию разметки и пр. по результатам аэрофотосъемки и лазерного (лидарного) сканирования для подсчёта объёмов предстоящих работ.
Уже сегодня удалось создать ортофотопланы 43 км дорог в областном центре (содержащихся по нормативу), в тестовом режиме создать "облако точек" с разнесением дефектов по ул. Железнодорожной, сформирована дефектная ведомость.
- Создана специальная геосистема (GISMA), позволяющая накапливать данные, выводить аналитику с динамикой устранения/выявления дефектов и создавать "тепловые" карты с наиболее подверженным разрушениям участкам дорожного полотна, - рассказал начальник отдела по содержанию автомобильных дорог МКУ "Управление мониторинга дорожного хозяйства и благоустройства города Южно-Сахалинска Андрей Нечепуренко. - Тестовую эксплуатацию продолжаем, работаем над снижением сроков обработки информации. В планах - обследование один раз в две недели 12 км автодорог на предмет выявления семи видов дефектов (впоследствии количество видов дефектов будет увеличено до 19).
Справка
Начиная с 2021 года на дорогах Сахалинской области устранено 26 876 дефектов, общей площадью почти 300 тысяч квадратных метров.
Где прокуратура, где суды, где хвалённые депутаты? Или они в деле все?
Простите, чего-чего?! Я одна что ли осталась, которая не оценила?
Дороги строят так, что через полгода уже все в ямах.
Ремонтируют опять тяп-ляп, и снова через полгода требуется ремонт. Работа кипит, движуха идёт.
Показательным пример ул. Железнодорожная в Холмске. Как раз каждые полгода её ляпают. Сейчас опять залепят, чтобы осенью вернуться.
Предлагаю ямочный ремонт официально переименовать в "Залепуху". Так и справедливо, и сразу понятна суть.
Верно, что раньше асфальтировали меньше. При этом качество работ раньше было на довольно высоком уровне. Иначе бы мы сейчас имели везде одни ямы. Почему? Да потому, что у асфальта есть тоже "срок годности".
Проблема в другом: не соблюдаются сроки замены старого асфальта на новый; не проводятся на регулярной основе работы по заливке трещин, что приводит к образованию выбоин; под асфальтом плохое основание глинистое и ее не меняют на скальник или меняют, но не на достаточную толщину; по дорогам ходят по сути карьерные самосвалы по 70 тонн и более. И поэтому происходит повсеместное разрушение асфальта. И еще не маловажный фактор: перестали учить профессиональных дорожников в последние 10-15 лет. Не достаточно квалифицированных специалистов.
И платить дорожникам стали меньше относительно строителей домов.
И не надо никаких новых стандартов качества изобретать. Достаточно соблюдать ГОСТы, СНиПы в них все стандарты указаны.
Деградация в дорожной сфере в последние годы наблюдается. При том точечно внедряются новые технологии, которые не спасают от нехватки квалифицированных кадров.
В любом сфере деятельности работу надо поручать профессионалам, чтобы иметь в итоге положительный результат.
Всем хороших ровных дорог и отсутствие пробитых шин.