С середины лета на дорогах Южно-Сахалинска стали появляться белые столбики, ограничивающие часть проезжей части на некоторых перекрестках, и "островки безопасности" посередине полос движения. Многие автомобилисты восприняли нововведение негативно, упрекая администрацию в усложнении обстановки на дорогах, создании заторов и лишних тратах бюджетных средств. Корреспондент ASTV.RU решил узнать у автора идеи Василия Вишневского, в чем смысл затеи, и как он относится к обрушивающейся на него волне критики.
1. Что за столбики вы ставите на улицах Южно-Сахалинска, зачем они нужны? Где производятся или закупаются и сколько стоят?
- Столбики - это дешевый и оперативный инструмент обеспечения нормативного требования о треугольниках видимости "авто-пешеход" на переходах и пересечениях. Столбики, как элемент организации движения, предусмотрен ГОСТом, и, кстати, активно используется и зимой, и летом на стоянке "Сити Молла". Если обеспечить нормативную видимость капитальными инструментами, можно забыть о движении в городе.
Столбики и конусы всегда устанавливают в городе организации, которые занимаются обслуживанием дорог, занимаются их приобретением и установкой (демонтажом).
Оранжевый цвет поменяли на более эстетический белый, чтобы улицы от обилия оранжевого цвета не "кричали".
Например, в Саратове на направляющих островках применялся именно оранжевый цвет, что очень сильно испортило вид улицы.
2. Опыт каких городов вы изучали? Все ли работает в Южном так, как ожидалось, или есть местные особенности?
- Нет никаких местных особенностей. Транспортная психология везде одинакова. Нормативы России последних 20-30 лет - это переведённые европейские и американские нормативы.
Мы изучали исходные документы, чтобы понять природу и аргументацию, так как при переводах и простом копировании не приводятся разъясняющие положения тех или иных норм. Просто пишут: делать так, допускается так. А почему и зачем - никто не пишет.
Это, например, приводит к забавным ситуациям, когда пешеходные ограждения, проектируемые разными проектировщиками, не сходятся в одной оси при проведении работ. Пример: Больничная - Горького.
Копирование было и в 60-е годы. Мировой опыт всегда освещался и обсуждался советскими транспортными инженерами. То, что мы сегодня делаем - островки и успокоение трафика - об этом писалось еще в первом советском учебнике по организации дорожного движения.
Изучался опыт Саратова, Омска, Москвы и мировой опыт 10 городов США и Европы. Комплексный подход к обеспечению видимости на переходах реализуется пока только в Южно-Сахалинске.
3. Сколько столбиков уже поставили в Южно-Сахалинске? Сколько планируется до конца года? Будет ли этот опыт распространен на другие города (есть ли запросы)?
- На текущий момент не пересчитывал. Планируется около 200 штук. В нашей компетенции территория только нашего округа "Город Южно-Сахалинск". О запросах других городов региона мне не известно.
4. Некоторые водители пишут, что из-за островков на дорогах "начали появляться ужасные пробки" (к примеру, на Комсомольской) из-за "эффекта бутылочного горлышка". Так ли это? Если пробки появляются, то не перечеркивают ли эти неудобства плюсы безопасности?
- Заторовая ситуация наблюдается в одном направлении с февраля 2020 года. Пробки образуются из-за четырёхфазного светофора на Компроспекте, так как увеличивается время задержки потока.
Бутылочное горлышко вы всегда можете сравнить в районе Пивзавода на Сахалинской, где все стоят на восток, а встречное направление всегда спокойно едет.
Один из главных принципов организации дорожного движения во всем мире и в России - приоритет безопасности по отношению к потерям времени (задержкам) транспортных средств и пешеходов. Жизнь и здоровье превыше всего. Почему этим раньше не занимались - хороший вопрос, но такого вопроса в списке нет.
5. Не нарушает ли установка столбов или "островков безопасности" какие-либо существующие проекты? Учитывали ли вы ширину улиц? К примеру, столбики на Буюклы - Дзержинского, по мнению водителей, сужают проезжую часть, и ездить там стало опасно.
- Все проекты при разработке согласовывались со специалистами ГИБДД. Как видно из пресс-релиза самой инспекции, ГИБДД считает островки положительным явлением в городе. Все сделано с учетом требований ГОСТ, СП и методических рекомендаций.
Чтобы оценить эффективность мер, перед запуском проекта на протяжении шести месяцев велась фотофиксация текущей ситуации и оценивалась аварийность за пять лет для каждой локации.
О том, что там есть полоса для движения стало видно только благодаря столбикам. До этого там всегда было все запарковано, что снижало видимость "авто-авто" и "авто-пешеход", что создавало реальную угрозу жизни и здоровью.
6. Почему на двухполосных дорогах выбрали "островки безопасности" пешеходов, а не просто разделили встречные полосы столбиками?
- Внедрение островков безопасности тремя этапами - разметка - столбики - островки наглядно показало, что просто столбики мало дисциплинируют водителей.
7. Могут ли белые столбики выдержать удар машины и спасти пешехода?
- В Европе несколько лет назад в рамках Vision Zero ввели такое понятие, как пассивная безопасность. Например, там опоры освещения делают облегчёнными, чтобы от удара машину не разрывало на две части. Это правило пришло и в нашу страну. Если машину занесёт, при боковом ударе водитель может погибнуть.
Целей остановить танк на лету ни у нас не стоит, ни нормами не прописано. Задача столбиков - обеспечить заблаговременную видимость пешеходом автомобиля, в водителем - пешехода. С этой задачей они справляются.
То, что "Чайзер" на Комсомольской остановился, не докатившись до разметки и зоны нахождения пешехода - положительный факт, но не является целью. Главная цель - снижение смертельных ДТП с пешеходами на пешеходных переходах.
Для обеспечения защиты пешеходов от наезда транспортных средств в зоне наземных пешеходных переходов на многополосных дорогах устраиваются островки безопасности как средство дополнительной защиты пешеходов, безопасный участок для кратковременного отдыха (для маломобильных пешеходов) и возможности ожидания благоприятного момента для пересечения проезжей части.
Для пешехода - это возможность почувствовать себя в безопасности на дорогах морально и физически. Для водителей он нужен, чтобы сдерживать, расслаблять потоки, чтобы торможение и пропуск пешеходов были более логичными и мягкими.
Искривления траектории движения при устройстве островка безопасности заставляет водителя притормозить перед переходом. Полоса сужается, островок воспринимается препятствием и психологически заставляет человека притормозить. Повышение бдительности человека, находящегося за рулем транспортного средства, значительно уменьшает риск возникновения ДТП.
На нерегулируемых переходах в зоне пересечений водители поворачивают спокойнее: въехать на улицу на скорости не получится, градус поворота снижает вероятность попадания человека на переходе в мёртвую зону водителя.
Более того, согласно методическим рекомендациям Министерства транспорта Российской Федерации "Об успокоенном движении" устройство островков безопасности для целей канализирования потоков на перегонах снижает аварийность на 30%. Кроме того, локальное сужение островками безопасности приводит к зональному снижению скоростного режима, что приводит к снижению аварийности на 10% и снижению ДТП с погибшими на 48%.
На улице Сахалинской за 2019 год на нерегулируемых переходах пострадали десять человек, двое погибли. Если мы сможем на 30-40% снизить число пострадавших, значит островки безопасности поставили не зря.
К слову сказать, есть выбор - можно поставить 7 новых светофоров, но и как показал анализ ДТП, светофор не обеспечивает 100% безопасность. Около 10% пешеходов сбили на запрещающий автомобилю сигнал светофора.
8. Белые столбики не видны в темноте. Будут ли они заменены на элементы со светоотражателями?
- Белые столбики видны лучше, чем самый популярный цвет одежды у пешеходов.
Заблаговременная видимость столбиков приводит к психологическому расслаблению и снижению концентрации. Условно говоря, белый столбик в зоне перехода раньше видно, чем человека. Яркие и световозвращающие столбики будут формировать световое загрязнение и визуальный шум, чем будут отвлекать водителя от пешехода.
Кроме того, процесс установки не завершен. В ближайшее время будет нанесена сплошная разметка. Столбики находятся внутри зоны разметки, поэтому если водитель не способен своевременно заметить препятствия, согласно правилам дорожного движения п.10.1 необходимо выбирать соответствующий скоростной режим, а перестать летать по приборам.
9. Будут ли столбики и островки снимать на зиму?
- По столбикам вполне очевидно - будет демонтаж в ноябре. Все элементы съёмные и разработаны для наших климатических условий.
Островки безопасности будем оставлять, смотреть, учиться обходиться с ними бережно. Опыт содержания улиц Комсомольской и Горького показал, что разделительную полосу чистят аккуратно.
Аргумент "зачем ставить островки и столбики, если зимой их снесет грейдер", очень странный. Разве это является причиной, которая обосновывает бездействие летом? Кстати, в неснежные месяцы аварийность только увеличивается, так как скорости движения становятся выше.
10. Как и кто будет убирать снег вокруг столбиков зимой, а грязь - летом? Если это будет делать дворник, то ему придется платить, плюс он будет рисковать жизнью, находясь на дороге во время движения автомобилей. Эти расходы заложены в бюджет? Если да, то какие расходы бюджет понесет?
- От снега и грязи еще никто не погибал, а сниженная видимость и более короткий тормозной путь приводит к травмам и трагедиям. Город со снегом встречается уже не первый раз. По уборке рабочие всегда зимой находятся на проезжей части, для этого ее огораживают.
Расходы на очистку от снега и грязи всегда находятся в расходах на содержание дорог. Расчеты вне моей компетенции. По моим оценкам, не думаю, что удорожание будет выше, чем на 1% от сезонного содержания.
Особенность столбиков в том, что они открывают городское пространство. Никто не озадачивается, что под припаркованными авто все тот же мусор.
Столбики сохраняют жизни горожан. Анализ аварийности за пять лет показал рост доли ДТП с пешеходами в летние месяцы с 29% до 41%.
11 (бонусный вопрос). На форумах предполагают, что это проект - просто попил бюджетных средств. Вы лично получили за эти островки какие-то деньги?
- Вопрос - классика. Психологически человек устроен так, что он примеряет на других то, что сделал бы сам. На языке психологии это называется "самоутверждаться за чужой счёт". Я не получал никаких денег, откатов или чего-то ещё. Чтобы сэкономить бюджетные средства, работы по установке проводят сотрудники муниципального предприятия.
Более того, чтобы этот проект стал возможным, чтобы наглядно показать проблему, выявить системные ошибки и предложить варианты их решения, я вкладывал свои деньги в огромную аналитическую работу по анализу пяти лет аварийности, изучив мировой и российский опыт.
Я за свой счёт разрабатывал конструктивные решения. Поэтому все наши решения базируются на фактах, что позволит в дальнейшем оценивать эффективность принимаемых решений, а не действовать интуитивно.
Всё для того, чтобы Южно-Сахалинск стал безопасным городом для всех, для моей семьи, для меня.
На любой вопрос вещает какие-то мантры про мифическую безопасность. Может тогда на все авто колеса квадратные поставит, чтоб скорость поменьше была, глядишь и безопасность на дорогах повысится.
Вы походите пешком неделю без машины. Будете по другому рассуждать.
Минусуйте сколько угодно, но это моё личное мнение и никем не проплачено.
Очередной бред.
2. "- Вопрос - классика. Психологически человек устроен так, что он примеряет на других то, что сделал бы сам. На языке психологии это называется "самоутверждаться за чужой счёт."
- В нашей стране человек психологически устроен так, что он считает любой, кто у власти "пилит" бюджет - вот это классика - потому что сплошь и рядом эти ситуации.
3. "Я не получал никаких денег, откатов или чего-то ещё".
- а кто бы сказал иначе?
4. "Более того, чтобы этот проект стал возможным, чтобы наглядно показать проблему, выявить системные ошибки и предложить варианты их решения, я вкладывал свои деньги в огромную аналитическую работу по анализу пяти лет аварийности, изучив мировой и российский опыт" -
5. "Я за свой счёт разрабатывал конструктивные решения", а в случае чего, кто ответственность будет нести?
P.S. В целом, как водитель, в принципе нововведения действительно местами акцентируют большее внимание на дорожные ситуации.
>>Что сделал(а) полезного для города?
Ты чего так порвался, Василий. Понаделал столбиков и рад. А народ недоволен!
Поддерживаю инициативу Вишневского, островки и стобики идут во благо
Я говорил, говорю и буду повторять: учите ценить свою жизнь пешеходов. Хватит уже все вешать на водителя! Скоро уже как коровы в Индии станут. Будем выходить из машины и кланяться.
Странный ответ про бутылочное горлышко, совсем не в тему ситуации, в районе пивзавода никакого горлышка нет.
Огромный город Стамбул...нигде, НИГДЕ не используются подобные столбики на разделительных полосах и островках безопасности. Используются при проведении дорожных работ, на парковках и подобном. Зато в городе существуют хайвэи. Пересечь их пешеходу возможно только по подземным переходам или надземным с эскалаторами и лифтами. А в тех районах, где нет хайвэев, в дороги изначально встроены "мягкие" широкие "лежачие полицейские", не позволяющие водителям сильно разгоняться, а пешеходам позволяющие переходить практически повсюду без риска для жизни. Но для Южного - это мечта...
В городе достаточно много нарушителей, просто похоже потому что это менталитет такой у водителей, плюс часть не вникает в правила, кто-то попросту права купил и т.д.
Почему не могут отправить сотрудников на машинах, чтобы они решали подобные вопросы? Нарушил - штраф, неправильна парковка - эвакуатор и остальное, что предусмотрено законодательством.
Камеры повесить, в конце концов!
По поводу столбиков - в дождливую пасмурную погоду вечером их видно не очень хорошо даже на скорости 40-50 км/ч (я ехала по улице Дзержинского и тупо испугалась, что за ерунда торчит, соответсвенно внимание в этот момент на пешеход было маленькое).
Метели у нас бывают и до декабря! И видимо в такую погоду придётся либо играть в угадайку, либо вспоминать, где же натыканы эти столбы. Либо портить свою машину, так как проехать иной раз по сугробам невозможно, а город не всегда своевременно и хорошо чистят.
Вообще смешно, на многих улицах просто ПОМНИШЬ где яма, где кочка - может кто-то уже займётся дорогами? Только не так, чтобы перекрыть весь город и удивляться пробкам.
Некоторые знаки в городе повреждены ещё с зимы (вывернуты под углом), некоторые испорчены (ободралась на них краска? Пленка?) и они не шибко «читаемы». Был сделан звонок в дорожный надзор (и не один), им наплевать :)
Зато столбики поставили, классно.
По поводу островков для пешеходов - это клевое решение.