Фейерверковое доброутреннее с конкурсом)

Фейерверковое доброутреннее с конкурсом)

С добрым утром!

Сегодня Международный день «спасибо»

И День заповедников и национальных парков России

 

Теперь новости

Грабители вынесли вино на сумму больше 31 миллиона рублей

На востоке Франции, в департаменте Сона и Луара, произошло ограбление — неизвестные вынесли из винного погреба в заведении Relais Château больше сотни бутылок вина и скрылись с места преступления, передает местный телеканал BFMTV.

Отмечается, что инцидент произошел во вторник, 5 января. Ущерб, по предварительным данным, составил около 350 тысяч евро (больше 31 миллиона рублей). Укравших алкоголь сейчас разыскивают полицейские.

По информации телеканала, к заведению подъехала машина, их которой вышло несколько человек. Они направились к Relais Château, взломали дверной замок в винном хранилище и вынесли с собой большое количество дорогостоящего алкоголя. В помещении сработала сигнализация, и хозяин погреба, заметив воров, позвонил в полицию и сам попытался догнать нарушителей.

Грабители быстро сели в автомобиль и попытались скрыться. В погоне они бросали бутылки в машины полицейских, чтобы оторваться от преследования. Позже их средство передвижения вместе с украденным вином было найдено вблизи Лиона.

Уточняется, что это второе ограбление Relais Château за два дня. В понедельник, 4 января, из погреба также вынесли алкоголь на сумму около 200 тысяч евро. При этом пока нет информации, что преступники находятся в сговоре или же являются одними и теми же людьми.

Источник: https://lenta.ru/news/2021/01/06/vino_zabrali/

Бельгийский мэр случайно дал новогоднее интервью в трусах

Мэр бельгийского города Антверпена Барт де Вевер дал новогоднее интервью одетым в рубашку и трусы. Настоящий костюм политика выдало зеркало, сообщает Politico.

Отмечается, что де Вевер давал интервью в прямом эфире телеканалу Radio 2, рассчитывая, что нижняя часть его наряда не попадет в кадр, — камера снимала его только сверху. Однако в кадр случайно попало зеркало, в котором отразились голые ноги мэра.

«На вВас очень красивая рубашка. Наверное, вы надели ее специально для нас. Но неужели под этой рубашкой вы только в нижнем белье?» — спросила ведущая Ким Дебри, заметив ошибку де Вевера. Тот признал, что оконфузился и не учел, что сидит напротив зеркала. Политик отметил, что 2021 год начался с неприятного момента, который запомнится ему надолго.

Источник: https://lenta.ru/news/2021/01/04/pants/

 

Вопрос на сегодня:

Вы запускали фейерверки на новогодних каникулах? А на какие-нибудь другие праздники запускаете?

 

Теперь очередь подборочки. В ней немного о фейерверках в 18 веке. 



Качалов, Григорий Аникеевич [1711/12-1761]
Фейерверк на Неве по случаю бракосочетания великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны
Россия, 1745 г.
бумага, офорт
48 х 59,8 см
Государственный Эрмитаж


В XVIII веке Петербург был самой северной столицей Европы — с северным сиянием и почти не заметными зимой световыми днями. Освещение в домах было очень дорогим и скудным. Несколько месяцев жители города проводили если не в постоянной темноте, то в потемках. Но несколько раз за зиму для тех, кто оказывался рядом со стрелкой Васильевского острова или Петропавловской крепостью, случалось настоящее чудо: ночь на несколько часов буквально преображалась в день — это офицеры артиллерии с помощью нескольких сотен подчиненных им солдат и наемных рабочих запускали праздничный фейерверк.
 


Виноградов, Ефим Григорьевич. 1725-1768
Изображение фейерверка в Петербурге на новый 1760 г.
Россия, Санкт-Петербург, 1759 г.
бумага офорт, резец
52,7 х 75,8 см
Государственный Эрмитаж



Волшебство этого ночного развлечения хорошо известно нам и сейчас. Но чтобы понять, чем был императорский фейерверк в середине XVIII века, нужно не только представить постоянную темноту петербургской зимы, посреди которой несколько часов продолжается продуманное световое шоу; самое важное — уяснить, что шоу это создавалось не для тысяч людей, запол­нявших набережные Невы и прилегающие к ним улицы, а для императрицы и ее двора: большинство механизмов и картин можно было увидеть, только находясь на Дворцовой набережной. И тем не менее это было одно из немногих развлечений двора, отблески которого (буквально) доставались и простым зрителям, не разбирая их имущественного и социального статуса. Запуск фейерверка был самым массовым развлечением, какое в середине XVIII века монархия могла предложить своим подданным.

В XVIII веке фейерверк представлял собой сложное, очень долгое пиротехни­ческое шоу из множества огней и ракет самых разных форм, которые зажи­гались и запускались по очереди, дополняя сцену — театр, — составленную из разных «говорящих» подсвеченных статуй, силуэтов и картин. Все это двигалось, шипело, свистело, грохало и рассказывало в конечном счете ту или другую историю о величии монархов — впрочем, вряд ли понятную большинству зрителей во всех подробностях.
 


03. Блондель, Жак-Франсуа. 1705-1774
Иллюминация и фейерверк на Сене по случаю свадьбы Луизы-Елизаветы и дона Филиппа
Франция, 1740 г.
бумага офорт, гравюра резцом, гуашь
518 х 818 мм



Подобные фейерверки появились в России только в конце XVII века, с началом правления Петра I. Они постепенно совершенствовались; их часто устраивали при дворе Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, но расцвета своего они достигли во второй половине 1750-х годов, когда к руководству русской ар­тиллерией пришел сенатор граф Петр Иванович Шувалов. Один из самых плодовитых прожектеров (то есть мечтателей, придумывающих часто невыполнимые проекты) XVIII века, Шувалов был страстным поклонником артиллерии и пиротехники; он пытался изобретать новые орудия сам и поощрял к этому своих подчиненных. В 1755 году Шувалов выписал в Россию на государственную службу итальянского специалиста Джузеппе Сарти, прославившегося лондонским фейерверком, который был представлен в празднование окончания Войны за австрийское наследство 27 апреля 1749 года (от этого фейерверка, кроме гравюр, рисунков и описания, для нас сохранилась музыка, сочиненная Георгом Фридрихом Генделем). В основе созданного Сарти представления была сложная машина, позволявшая синхро­низировать и согласовать движение множества различных пиротехнических элементов. Кроме того, Шувалов отказался от существовавшей прежде прак­тики сжигать фейерверк на каждый государственный праздник (например, на дни тезоименитства, рождения и коронации императрицы). Благодаря высвободившимся средствам и машинам Сарти удалось устроить грандиозные фейерверки, представлявшиеся в Петербурге на новогоднюю ночь в 1758, 1759 и 1760 годах.


04. Изображение фейерверка в Петербурге перед Зимним домом на новый 1759 г.
Россия, Санкт-Петербург, 1758 г.
Неизвестный гравер
бумага офорт, резец
48,2 х 67 см

Главными организаторами «шуваловских» фейерверков стали русские фейерверкеры Михаил Данилов и Михаил Мартынов. В 1752 году (незадолго до того, как Шувалов возглавил артиллерию) они впервые показали в Москве образец своего «зеленого огня» — огромных огненных фонтанов зеленого цвета. Благодаря этому в русских фейерверках 1750-х годов стали чрезвычайно востребованы растительные образы: в Петербурге и Москве по ночам в изобилии распускались пальмовые рощи и гигантские алоэ.

Еще одна новация, введенная Шуваловым в организацию огненных представле­ний, позволяет увидеть, как фейерверки воспринимало общество. До 1756 года несколько десятилетий неизменным «изобретателем» государственных фейер­верков была Академия наук. «Изобрести» фейерверк означало придумать, в какой последовательности будут загораться пиротехнические снаряды, какие эмблемы будут представлены на «огненном театре» и какое актуальное содер­жание они будут выражать. Изобретатель (на языке XVIII века — инвентор) отвечал, таким образом, за содержание и смысл фейерверка, в то время как артиллерийским чинам оставалось лишь подготовить соответствующие снаряды. Поскольку сообщение, вложенное в фейерверк инвентором, могло быть достаточно сложным и не всегда (и не всеми) легко считывалось, описания фейерверков — аналог тех программок, что мы получаем, приходя в оперу — публиковались отдельными роскошными изданиями с большими гравюрами, а также простым текстом в издававшихся Академией «Санкт-Петербургских ведомостях». При Шувалове этот порядок был полностью изменен. Весь процесс подготовки фейерверков взяла на себя артиллерия (что не мешало частным образом нанимать главного инвентора Академии наук Якоба Штелина), и информация о фейерверках перестала появляться в газе­тах — по-прежнему обеспечивался только небольшой тираж отдельных дорогостоящих изданий. Тираж этот распространялся среди двора, который и был, собственно, главным зрителем фейерверка. Не случайно в Петербурге фейерверки устраивались на льду Невы напротив окон Зимнего дворца. Таким образом, зрители огненного зрелища разделялись на две неравные группы: одна — придворные — смотрела на него с самой выгодной позиции и знала, каково содержание и смысл представления; другая — все остальные — должна была об этом содержании лишь догадываться. Оттого, что шуваловские фейер­верки отводили эмблемам вспомогательную роль и делали упор на игре огней, смотреть на них со стороны было все равно увлекательно.
 


05. Виноградов Е. Г. и граверы Академии наук
Между 1725 и 1728 (Санкт-Петербург) – вторая половина 1769 (Санкт-Петербург)
Фейерверк 28 июня 1763 года в Петербурге в день восшествия Екатерины II на престол. Действие первое – Палладин остров.
С рисунка Ф. Градицци по проекту Я. Я. Штелина. 1763
Бумага, офорт, резец.
42,8 х 60,4
Коллекция Государственного Русского музея



Для того чтобы научиться считывать истории, которые рассказывали русские фейерверки, важно знать, что такое эмблемы.

В XV веке в Европе была популярна философия неоплатонизма. Можно сказать (сильно огрубляя), что в числе прочего она строилась на представлении, что существует мир идей и его можно представить как вполне материальный. Многие художники стали пытаться визуально изобразить абстрактные идеи, как элементарные (Истина -- например, в образе обнаженной девы — потому что она не скрыта ничем и прекрасна; Мудрость -- например, в образе змеи — по причинам, уходящим в дописьменную древность; Трудолюбие и Усердие -- например, в образе дамы с песочными часами и шпорой в руках), так и более сложные (скажем, «Усердный труд преодолевает все препятствия» -- например, в образе тарана, бьющего в стену). Такие аллегорические изображения идей стали называть словом «эмблемы» (это древнегреческое слово, изначально — технический архитектурный термин, обозначавший тип символического орнамента). При этом художники и инвенторы могли создавать собственные эмблемы, а могли использовать образы, предложенные предшественниками. Самые популярные становились общепринятыми «стандартами», составлявшими язык, и этот язык был более или менее понятен всем хорошо образованным (и многим малообразованным) людям. Так, если изображался (в руке человеческой фигуры или вообще в композиции) рог изобилия, было понятно, что речь идет о щедрости и богатстве, а если мускулистый мужчина с палицей и в львиной шкуре — то о силе, могуществе и доблести.

Сборники эмблем были чрезвычайно популярным чтением с конца XV по XVIII век. Некоторые из них стали служить справочниками для многих инвенторов. Одна из таких сугубо утилитарных и очень популярных подборок была по заказу Петра I переведена на русский язык и издана в 1705 году в Амстердаме под названием «Символы и эмблемата». Эмблемы из этого сборника были очень распространены в искусстве петровского времени. Обычно абстрактные идеи в этих эмблемах изображались не в виде челове­ческих фигур, а в виде предметов и представляли своего рода загадку: понять, как они связаны со своими значениями, без пояснения было невозможно. К середине XVIII века влияние «Символов и эмблематы» заметно ослабло. В эмблемах 1750-х годов центральное место занимают уже человеческие фигуры, изображающие абстрактные идеи (преимущественно — добродетели монарха) с помощью тех или иных атрибутов. Например, искренность могла изображаться с помощью женщины, держащей в одной руке сердце, а в другой — голубя 

Эмблемы не просто наполняли собой произведения искусства XVIII века — от идеологических живописных полотен до безделок, сопровождавших человека в его повседневной жизни. Почти любой портрет XVIII века — даже предельно реалистичный, кажущийся нам аналогом современной фотографии, так или иначе «говорил» за счет эмблематичности. Она была не просто частью «зрительного языка» того времени: эмблемы и были этим языком. В частности, в фейерверках эмблемы появлялись не только в начале и конце представления, но и связывали различные «планы» огненного шоу, делая его не просто долгим подвижным огненным орнаментом, но своеобразным рассказом, содержание которого при некоторой удаче можно было понять.
 


06. Греков А. А. и граверы Академии наук
Между 1723 и 1726 (Санкт-Петербург) – после 1770 (Санкт-Петербург)
Фейерверк 28 июня 1763 года в Петербурге в день восшествия Екатерины II на престол. Действие второе – Минервин остров
С рисунка Ф. Градицци по проекту Я. Я. Штелина. 1763
Бумага, офорт, резец
Коллекция Государственного Русского музея

В середине XVIII века не было кинематографа, но художникам, желавшим пере­дать длящееся событие (а праздничный фейерверк мог занимать несколько часов), это не мешало. Существовавшая традиция изображать разнесенные по времени события вместе (ярче всего проявляющаяся в иконописи) позво­ляла поместить в одной гравюре изображение всего продолжительного фейер­верка — то есть всех его сцен, в действительности сменявших одна другую.

В ночь наступления 1758 года на Неве был представлен фейерверк, «изобре­тенный» артиллерийским офицером Матвеем Мартыновым, итальянским мастером Джузеппе Сарти и академическим инвентором Якобом Штелином.
 


07. Праздничный фейерверк на новый 1758 год


Описание фейерверка позволяет не только понять, какой смысл вкладывали в него создатели, но и представить себе, как именно разворачивалось действие в действительности.

«1) Передний балюстрад уставлен многими огненными пальмовыми деревьями с сияющими солнцами».

Это — нижний план фейерверка, наиболее близкий к рассматривающему гравюру. Он задавал «раму» фейерверка, заставляя зрителя перенестись из реального пространства в идеальное.
 


08.


После того как фигуры первого плана сгорали, появлялось изображение второго плана, которое в печатной программе было описано так:

«2) Представляется Атлас, имея на плечах своих огненный глобус, который, отворясь, показывает Августейшее имя Ея Императорского Величества, украшенное звездами и многими солнцами из разных родов огня, которые изображают имена всей Императорской фамилии».

Основной задачей фейерверка было прославление монарха. Поэтому в центре второго плана сияло имя императрицы. В фейерверках оно никогда не пред­ставлялось в полном виде, но всегда — в форме вензеля, переплетенных первых букв. Кроме того, в фейерверках эпохи Елизаветы Петровны представлялись вензеля «императорской фамилии» — как предков императрицы, так и тех, кто должен был занять престол после ее (далекой) смерти. Это символически демонстрировало стабильность правления: вслед за Елизаветой трон должен был занять Петр Федорович — будущий Петр III. Линия эта еще более упро­чилась в 1754 году, с рождением у Петра Федоровича сына, великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I).
 


09.

Следующие три плана состояли исключительно из пиротехнических фигур и должны были развлечь (и немного отвлечь) зрителя перед представлением самой технически сложной и символически наполненной картины фейерверка. В программе это описано следующим образом:

«3) Разные фонтаны, огненные колеса разных видов с бомбами и другими примечания достойными огнями.

4) Разные машины, переменяющиеся различными образы, с огненными горшками, серпентонами, звездками и фонтанами.

5) Несколько вертикальных и неподвижных фигур, которые представляют разные огненные изображения, украшенные пукетами, вихрями и прочим».

 


10.


11


12

После демонстрации техничеcки изощренного огненного действа зрителям предлагалось посмотреть на действо механизированное.

В центре появлялась освещенная гора, которую пытались сложить гиганты-титаны. Но на титанов с неба слетал гром — и они обрушивались с горы.

Вероятно, и гора, и гиганты, и мечущая громы Минерва были изображены на транспарантах — холстах, которые в темноте были не видны, но загорались, как только их подсвечивали сзади. По ходу представления сложная машинерия поднимала и опускала холсты, так что получалось, что гора вместе с гигантами сначала вырастала до неба, а затем обрушивалась, сраженная появившейся сверху богиней.

Это главный содержательный план фейерверка, и он описан в печатной программе трижды. Самое краткое описание содержится в перечислении планов:

«Загорается гора, и представляется Минерва, своим громом пора­жающая Гигантов, которые от оного опровергаются и покрываются развалинами горы».

Итак, в основе этого сюжета — древнегреческая легенда о сражении богов-олимпийцев с гигантами. Гиганты — это страшные великаны, сыновья богини Геи, которые бросали в олимпийцев скалы, горы, острова и горящие деревья или громоздили их до самого Олимпа, пока боги их не победили; многих поразил молниями Зевс (для фейерверка его заменили на Минерву, или Афину, — богиню мудрости, которая лучше соответствовала олицетворению императрицы). В программе фейерверка Елизавета Петровна уподобляется олимпийцам: она поразила «хищников престола» (то есть силы, пытавшиеся лишить потомков Петра I власти над Россией), возобновила «век Петров» и попрала и внутренних, и внешних врагов; благодаря ей Россия прославлена и превзошла красотой все прочие части земли.

Политический смысл увиденного разъяснялся преамбулой программы:

«Изображая насильную наглость стремящихся злодеев ея к похищению Петрова престола [1], видим душевным оком неистовое буйство вымышленных некогда гигантов, восходящих по сношенным в громаду горам к высокому Олимпу для разрушения божеского жилища.

Но ту разность находим в нынешней правде от древней басни, что Зевес истощил многократным стрелянием все свои перуны; Российская Минерва единым ударом всех исполинов низвергла. Настоящая война произвела новых титанов [2], которые против богинь и богов восстали [3], однако уже слабеют отражения их грома [4].

Восходят новые тучи праведного гнева великия Елисаветы, усугубит свои удары, которым ничто никогда не могло стоять противу, падут противники, воссияет всеобщая тишина с пресветлым ея велелепием, с вечным благодарением Европы»[5].


[1] -- Елизавета взошла на трон в 1741 году — после того, как с помощью гвардии свергла малолетнего Иоанна VI Антоно­вича и его регентшу-мать Анну Леопольдовну. Этой фразой (она должна читаться как «наглость злодеев, стремящихся насильно похитить у Елизаветы престол Петра») создатель фейерверка напоминал о том дворцовом перевороте как о подвиге, возвращавшем Елизавете престол, который принадлежал ей по праву рождения: в отличие от Ивана VI и Анны Леопольдовны, потомков Ивана V, она была дочерью Петра Великого и Екатерины I.

[2] -- В 1756 году Пруссия заняла Саксонию и началась одна из крупнейших войн XVIII века — Семилетняя, втянувшая все крупные европейские державы и затронувшая земли не только Старого Света, но и Америки, и Азии. Россия вступила в войну в 1757 году на стороне Австрии и Франции. Новые титаны — это, очевидно, враги России в этой войне: Пруссия, Англия и ряд более мелких германских государств, прежде всего Ганновер.

[3] -- Манифест о вступлении России в войну от 16 августа 1757 года сообщал, что причиной войны стали действия прусского короля Фридриха II против союзников России — «римской императрицы, королевы венгеро-богемской» Марии Терезии и польского короля Августа III. Манифест сообщал, что этими действиями Фридрих «так силен и опасен сделался, что все соседние державы оное к крайнему своему отягощению чувствовали».

[4] -- Основными достижениями России в кампании 1757 года стали занятие Мемеля (нынешней Клайпеды) и победа при Грос-Егерсдорфе. Эти успехи продемон­стрировали, что легендарные войска Фридриха II (Великого) в принципе возможно победить; стало казаться, что Россия, только что вступившая в войну после продолжительного мира, уже близка к победе.

[5] -- В соответствии с официальными дипломатическими документами, вступление России в войну было вызвано не ее интересами, а лишь желанием помочь союзникам и помешать Фридриху II привести «весь свет в крайнее замешание и совершенную погибель».
 


13. Изображение первой части фейерверка, представленного перед Зимним Ее Императорского Величества домом на новый 1758 год в Санкт-Петербурге. Гравюра Григория Качалова. Санкт-Петербург, 1758 год


Из издания «Могущество и слава августейшия Елисаветы императрицы и самодержицы всероссийския новоизобретенными увеселительными огнями на новой 1758 год перед Зимним домом Ея Величества аллегорически представленные»
Российская государственная библиотека


После основной части — представления с гигантами — фейерверк переходил к своему завершению: изображению «храма славы» императрицы и грандиоз­ным огненным фигурам.

«Наконец представляется храм славы, иллюминован и украшен эмблемами, статуями и разными огнями, т. е. вихрями, бомбами, лучами, звездами и прочим, которые покрывают полусферу. Все оканчивается великим ракетным пукетом».
 


12.



13. Гравюра «Изображение фейэрверка и иллуминации которыя в новый 1749 год пред летним Ея Императорскаго Величества домом в Москве представлены были»
из издания Якоба Штелина «Описание и изъяснение фейерверка и иллуминации…»
Санкт-Петербург, 1748 год
Российская государственная библиотека


Якоб Штелин. Описание и изъяснение фейерверка и иллуминации, при благополучном и всерадостном прибытии в Москву Ея Величества всепресветлейшия, державнейшия и непобедимыя государыни императрицы Елисаветы Петровны самодержицы всероссийския и прочая, и прочая, и прочая В Новой 1749 год пред императорским Летним дворцом ( речь идет об императорской резиденции в московской Лефортовской слободе) представленных.

По благополучнейшем вступлении на престол Ея Величества всемилости­вейшия Государыни Императрицы Елисаветы Петровны верная Российская империя нетокмо желанное благополучие в пространных своих пределах, но и славу свою и честь во всех иностранных государствах год от году в приращении очевидно и всерадостно могла видеть. Для торжественнейшаго оказания великой о том радости и для изъявления вернейшаго усердия о приращении высочайшаго благополучия всевысочайшия Основательницы и Покровительницы всеобщаго благосостояния щастливые подданные, состоящие под скипетром благополучныя Монархини, обыкли всякой случай ревностно наблюдать. И понеже как по всерадостном прибытии Ея Император­скаго Величества в старинный Свой столичной город Москву, так и при благо­получнейшем наступлении новаго года два случая соединились, то подданные при изъявлении радости и ревности намерены всенародно оказать чрез двоякой увеселительной огонь и горящую ревность и усердные желания. Первой состоит в фейерверке соединенном из трех сложных планов и всех прочих родов увеселительных огней. Фейерверк, которой представляет следующее:

Средний план:

Представляет триумфальные ворота по Римскому великолепию со щитом под короною имени Ея Императорскаго Величества, лавровыми и пальмовыми ветьвьми украшенным. Вверьху представлены знак новаго года, а именно двуличная Янусова (Янус — древнеримский бог дверей, входов и всякого рода начал, в том числе начала года. Изображался с двумя лицами, смотрящими в разные стороны) голова, а на самом верху число 1749 года. Сквозь средние триумфальные ворота является в проспекте город и река Москва, а над ними на горизонте восходящее солнце в полном сиянии. У ворот сидит Москва в виде женщины в городовой короне (корона с зубцами в форме башен городской стены), на щит древнего своего герба опершись, и не только пристальным взором смотрит на явившееся ей вновь солнце, но и распростертою рукою показывает на весь город к изъявлению своей радости и к прославлению сего яснаго света. Другою рукою к оказанию сердечнаго своего удовольствия ударяет в грудь, в веселии трепещущуюся. На воротах подписано: «AD. VOTA. NOSTRA», то есть: «ПО НАШЕМУ ЖЕЛАНИЮ». То есть с новым годом восходит паки (паки — снова)вожделенное солнце всерадостнейшаго присутствия Ея Императорскаго Величества в Москву.

К изъявлению всеподданнейших и вернейших желаний клонятся оба посторонние ( расположенные по сторонам) плана, которые как две галереи, соединенныя триумфальными воротами, пред­ставлены. Из посторонняго плана, с правой руки, выходит новой год под образом младенца, держащаго в руке Астрономическую сферу, разделенною на двенадцать равных частей, эклиптикою (на гравюре, приложенной к описанию, лента эклиптики отсутствует, а дата «1749» изображена на ленте, перекинутой через плечо Нового Года) опоясанную, с числом 1749 года, котораго ведет благополучие империи во образе жены в венце из масличных ветвей и классов (колосьев) сплетенном, держащия рог изобилия, с надписью: «НАС. DVCE», то есть: «ЕЯ ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ». То есть видим мы с удовольствием наступающее новое лето.

На левом крыле:

Выходит слава имени Ея Императорскаго Величества в радостном провожании благополучия подданных. Слава изображена под образом крылатаго юноши в венце из лавровых и дубовых ветвей сплетенном, держащаго в руке две трубы, а на груди щит с вензеловым именем Ея Императорскаго Величества; а благополучие изображено в виде жены в штофном (штоф — очень плотная шелковая ткань, декорированная видным издалека крупноформатным рисунком) цветном золотом платье и в венце из цветов сплетенном, пред ногами которыя лежат рог изобилия и сыплющиеся из него плоды и монеты с надписью над обоими: «НАС. COMITANTE», то есть: «НЕРАЗДЕЛЬНО ПРЕБЫВАЮТ». То есть, благополучие подданных и слава высочайшаго имени Ея Императорскаго Величества.

Ещеж на верьху обоих вышеобъявленных посторонних строений является Российская империя в виде двоеглавнаго орла, которой при таком по нашему желанию благополучном времени распростерши крылья, весело к верьху поднимается.

Знаменование представления на всех трех соединенных планах коротко содержится в следующих к Ея Императорскому Величеству склоняющихся стихах:

Так ныне новый год к нам щастие приводит,
Твоею славою талан наш в верьх восходит.

Другой увеселительный огонь состоит на театре вышиною в 17 сажень ( в данном случае сложная конструкция, на которой создавалась эмблематическая иллюминация), а длиною в 60 сажень, в великолепной иллуминации.

Иллуминация:

На высоком театре  (в данном случае сложная конструкция, на которой создавалась эмблематическая иллюминация), склоняющемся на Российскую империю, представляется здравая, плодоносная и приятная страна с высеченными аллеями на подобие креста святаго апостола Андрея Первозваннаго и с разделенными на двоеглав­ных орлов садовыми шпалерами ( Шпалера — фигурное садовое украшение из растений, созданное с помощью решетчатой основы. В данном случае по краям иллюминаций располагались гигантские двуглавые орлы). Притом оной театр как крепкими стенами и оборонительною крепостью утвержден, так и великолепными фонтанами, порогами и шлюзами украшен. В средине сего театра стоит храм благополуч­наго времени с защищающим на крыле благополучием, а по обе стороны купола поставлены другие две статуи, слава империи и изобилие. Вверьху над входом во храм представлен грудной портрет Остроумия со временем и возобновление онаго, грудной портрет двуличнаго Януса, и внизу возобновленное число 1749 года. В средине храма блистает вензеловое имя Ея Императорскаго Величества Елисаветы Первыя под короною.

Впротчем ( Впротчем — помимо этого) сей высокой театр украшен перилами и стоящими на них золотыми сосудами и прозябающими в них плодами. Знаменование сего представления содержится в следующих стихах:


Взирает верность на Тебя
Во храме полнаго блаженства,
Пространная Твоя земля
Того ж достигнет совершенства.


14. Гравюра «Российская империя в аллегорическом представлении фейерверка зажженнаго пред Зимним Ея Императорскаго Величества домом, в новой 1761 год»
из издания «Новый год, желания Всероссийской империи и благополучное оных исполнение…»
Санкт-Петербург, 1761 год
Российская государственная библиотека


Новый год, желания Всероссийской империи и благополучное оных исполнение увеселительными огнями аллегорически изображенныя, и в знак всенароднаго усердия Ея Величеству всепресветлейшей державнейшей и непобедимейшей государыне Елисавете Петровне императрице и Самодержице Всероссийской и проч., и проч., и проч. в первый вечер 1761 года, пред Зимним императорским домом в Санктпетербурге представленныя.

Аллегорическое увеселительных огней представление разделяется на три действия, которыя тремя разными огней родами изображаются. В первом действии из белаго свечнаго огня изображается в светлом облаке при захождении солнца

Перемена Времени

или

Новый Год.

Во образе крылатаго юноша, которой имея через плечо Зодиак со изображением числа 1761 года, и о благополучном минувшаго года претечении радость изъявляя, приносит в дар венец лавровой и ветвь масличную и стоит на завоеванных неприятельских оружиях, штандартах и знаменах, на коих означено число 1760 года, а пред оным лежат ключи и герб Королевскаго Прусскаго и Курбранденбургскаго столичнаго города Берлина.

Чрез сие показуется, что Ея Императорское Величество, всемилостивейшая наша государыня, одержанныя приобретенную единственно только к тому употребляет, дабы чрез оныя вожделенной мир и тишину всеместную поспешить возставить.

Во втором действии фитильным огнем представляется

Всероссийское Государство.

Обязанное Ея Императорскаму Величеству, щедролюбивой и вселюбезнейшей своей Повелительнице, чистосердечным почтением, достодолжною любовию, непоколебимою верностию, ревностным послушанием и во всякое время неустрашимою храбростию. Оное изображено твердым, пространным и гербами шестьнатцати губерний, составляющими оное, украшенным зданием, посреди котораго виден Храм великолепный.

Ко украшению сего Аллегорическаго государственнаго Храма употреблены следующия статуи:

На Фронтоне Храма по правую руку изображается седящая Ревность к Вере; а по левую, Сила Государства. В низу при входе между передовыми столбами стоят по правую сторону Слава Российская; а по левую, Знатность Российскаго государства во всех народах.

Внутри Храма виден Ея Императорскаго Величества предражайшему и непременному здравию, благополучной долговременной жизни и славою непрерывному Ея царствованию посвященный

Желаний Жертвенник,

на котором возженная и пламенем своим неба досягающая жертва изображает усерднейшия желания предстоящих между столбами около всего здания Радости и Почтения, Любви и Верности, Усердия и Храбрости всех верно­подданных и обще всех жителей пространнаго Российскаго государства.

В третьем действии зеленым огнем изображается под видом прекраснаго и приятнаго сада уповаемое и небом вспомоществуемое

Исполнение Усерднейших на Новый Год Желаний Российскаго Государства.

Посреди сего увеселительнаго места бьет огненный фонтан из Императорской короны, возложенной на возвышенное и со многими украшениями искусно устроенное здание.

Из сидящаго под короною Государственнаго орла истекает огненной каскад, которой по многим переломам в нижней впадает бассейн; а из онаго по всему саду разливается.

По обеим сторонам сада смыкаются две лавровыми и оранжевыми деревьями обставленныя аллеи, которыя Аллегорическими и намерение наших усерд­нейших желаний изображающими статуями украшены:

На переди стоит Здравие, держащее щит всевысочайшаго Ея Императорскаго Величества Имени, украшенный ветьвми дерева алое, которое долголетную жизнь и непрерывное здравие изображает.

По левую сторону впереди стоит Благоденствие во образе женщины, украшенной цветами и чередою (Череда — гедера, т. е. плющ. Это тра­диционное эмблематическое растение; основа эмблематического значения — его долговечность) увенчанной, которая сплетенною из цветов цепью щиты высочайших имен Их Императорских Высочеств со щитом Ея Императорскаго Величества имени перевязывает и украшает.

Дале видно Изобилие, украшенное венцем из классов соплетенным, держащее обыкновенный рог плодами наполненный.

Тишина, убранная цветами, которая держит на руке при всех бурных волнениях спокойно сидящаго Алкиона [1].

[1] -- Алкион — зимородок. Согласно древнегре­ческой мифологии, женщина по имени Алкиона бросилась в море из-за любви к мужу и превратилась в зимородка. Ее гнездо плавает по волнам, и, для того чтобы она могла высидеть птенцов, зимой море на две недели смиряется — поэтому тихие, безветренные дни зимой называли «днями Алкионы».

За оною виден Страх Неприятелей с обнаженным мечем и с Медузиною главою.

Напоследок видна Слава благопаолучнаго Ея Императорскаго Величества царствования, лавровым венцем украшенная, держащая трубу и распущенное государственное знамя, на коем изображено Имя Ея Императорскаго Величества.

Сие Аллегорическое увеселительных огней представление изображает уповае­мое исполнение всеподданнических наших желаний, что и в сей наступающий год Российское государство подобно сему прекрасному и приятному саду в цветущем состоянии пребудет. Благодать небесная, корону Ея Император­скаго Величества освещающая, низпадет, и на орла государственнаго, и подобно изобильному и благополучия источнику все части пространнаго Российскаго государства преисполнит. Россия непременно будет наслаждаться сим вожделенным и превосходным удовольствием, чтоб видеть щедрую свою Повелительницу и чадолюбивую Мать Отечества, со всею высочайшею Импе­раторскою фамилею в нерушимом здравии и благоденствии. Все верноподдан­ные под кроткою Ея Императорскаго Величества державою увидят отечество свое изобилием преисполненное и во время внешних бурь и войны кровопролитной всерадостною тишиною наслаждающееся. Могущество непобедимой Дщери Петра Великаго будет толико ужасно Ея неприятелям, колико союзникам Ея полезно; а возрастающая слава Ея приобретет во всех народах искреннее почтение, и до самых поздных времен не умолкнет.


Россия, обрати обрадованы очи
К торжественным лучам сияющия ночи:
Несчетны солнца вдруг в Петрополе горят,
И дышущими огнь устами се гласят:
«Петрова Дщерь к тебе щедротой так сияет,
так пламень мстительный против врагов пылает.
Берлин, почувствавав небесной силы жар,
Из отдаленных мест нечаянный удар,
Пред Нею отворил врата, поверг знамена
И в страхе преклонил верьх гордый и колена [1].
Сей знак торжественный геройства и щедрот
Предвозвещает Ей благословенный год:
Возвысятся свои, повергнутся злодеи,
Умалятся враги, умножатся трофеи,
Пребудет дух Ея, как был, в союзе тверд,
На мир, на брань готов, в победах милосерд». 


[1] -- В октябре 1760 года, в ходе Семилетней войны, русские войска взяли Берлин. Комендант сдал город без боя, чтобы избежать разрушений.

Автор Андрей Костин

Нашла тут.

 

А прикольное название сегодня предлагаю придумать вот к этой фотке

Прекрасного вам дня, легкой недели!

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Татьяна Сергеева, 11 января 2021, в 06:00 +6
Комментарии
Написано 11 января 2021, в 06:28
Всех с наступившим! легкого понедельника, после каникул и трезвого ума в решении задач!
Подпись к фото: Папа, мы ответили Илон Маску!
+8
Написано 11 января 2021, в 09:17
+6
Написано 11 января 2021, в 17:21
redisland, с победой дня! Танцы ниже)
+4
Написано 11 января 2021, в 17:30
Татьяна Сергеева, спасибо! Отличное начало, для первой рабочей недели года!

Всем уютного зимнего вечера!
+3
Еще 2 комментария
Написано 11 января 2021, в 08:06
Доброе утро.
Соскучилась.
Подборка интересная!
Фейерверк запустили тот, который выиграли на радио АСТВ. ;-)
Название: - "Щас заправим бибиКУ и поедем в соседнее село на дискотеКУ" ;-)
ВСЕМ ВСЕГО ХОРОШЕГО!
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ!
ЛЮБЛЮ. ЦЕЛУЮ. Света ;-)
+8
Написано 11 января 2021, в 08:40
Доброго утречка всем. Фейерверков в этот раз не было. Ну а так, то фейерверки мы стараемся запускать и в новый год и в Рождество, на дни рождения, если настроение и желание есть. Интересная подборка. К фото скажу так, "папа сказал мыть все." всем хорошего дня.
+8
Написано 11 января 2021, в 09:20
+5
Написано 11 января 2021, в 08:57
Всем привет

Настроения нет

Все новогодние каникулы с температурой, даже нахер не кого послать

а так хотелось сказать!!!

Сегодня чувствую себя хорошо

Минусовщики!!! Фиг вам
я не расквашусь!!!

Название к фото:
Вот Папка проснется, обрадуется, полный бак бензина
+10
Написано 11 января 2021, в 09:18
+6
Написано 11 января 2021, в 09:41
alex8665, я "плюсовщик"!
Установка правильная! Не кваситься! Всё будет хорошо!
+5
Написано 11 января 2021, в 10:58
Zdeska, спасибо
+7
Еще 3 комментария
Написано 11 января 2021, в 08:59
Доброе утро всем.

Название к фото: Залью полный бак, папа будет очень рад.

А ниже картинка ответ на вопрос про фейерверк.
+8
Написано 11 января 2021, в 09:19
+4
Написано 11 января 2021, в 09:24
Пьяная белка, БРАВО! Я про картинку!
+4
Написано 11 января 2021, в 09:25
Zdeska, спасибо
+2
Написано 11 января 2021, в 09:26
Привет всем!
От всей души надеюсь дожить до дня, когда развернется масштабная информационная кампания о фейерверках. Большинство людей не осознает масштабов ущерба от этой забавы, и речь даже не о пожарах и травмах. Соединения, придающие яркие цвета огню, токсичны. При взрывах они попадают в водоемы и оседают на почвах, накапливаются в организмах животных и растений и в итоге оказываются на наших тарелках (ниже прикрепила картинку с подробностями).
Несколько ссылок на последствия фейерверков только в этом году:
https://rubryka.com/ru/2021/01/07/consequences-fir..
https://focus.ua/world/470796-centr-rima-useyali-t..

Простите, может, обижу кого... Но варварская это забава, надо потихоньку осознавать это. Пора учиться любить свою планету и заботиться о ней.

Фотоподпись:
Папке надо помогать:
Будем тачку заправлять!
Без наполненного бака
Мира нам не повидать!

Хорошего дня всем, не мерзните!
+8
Написано 11 января 2021, в 09:39 Отредактированно 11 января 2021, в 09:39
Как же я по вам соскучилась! Доброе утро! Ура! Шняга новогодняя закончилась. Не было ни настроения,ни праздников. Так уж "карта легла". Подборку пропустила. Уж,очень объёмная и тема мне не интересна. Отсюда вытекает и ответ на вопрос дня. Надоели эти "фигульки". Как в анекдоте: Что такое фейерверк? Ни фига-ни фига,потом КАААК фигакнет! Фигульки,фигульки и опять ни фига!
Даже очередной новогодний смотреть не стала. Только слышала. По мне,так это "деньги в воздух"!
К фото:Два деревенских сорванца
Увидели авто отца.
В заправщиков они играли
Водой машину заправляли.
Вопрос задам я слегонца..
Лицо какое у отца?
Всем бодренькой недели! Сил то поднабрались? Не болейте!
+6
Написано 11 января 2021, в 09:42
+4
Написано 11 января 2021, в 10:04 Отредактированно 11 января 2021, в 10:08
Zdeska, Стих - шик


А от отца два сорванца
Леща получат с добреца ))
+5
Написано 11 января 2021, в 11:04
+4
Написано 11 января 2021, в 09:54
Всем доброго утра
Ничего не запускали в этом году. Все болеем и ни как не выздоравливается...


Название картинки: Помошники в деле
+8
Написано 11 января 2021, в 10:57
+3
Написано 11 января 2021, в 18:05
LediOven Тула, поправляйтесь
+5
Написано 11 января 2021, в 11:48
Доброго дня! Рада встрече с доброй дружной командой! Всё когда-нибудь заканчивается, пройдут и ваши "нездоровья"; по себе знаю, как это напрягает, поэтому, милые люди, желаю вам быстрее преодолеть "серую" полосу, вздохнуть глубоко и спокойно и снова быть радостными и здоровыми!
Подборка объёмная и очень познавательная, спасибо. Фейерверки не запускали (не женское это дело!), да и я в той команде, где про "трату денег на ветер". Повеселиться есть разные способы, приемлемые абсолютно для всех возрастов, главное - было бы желание и творческая жилка организовать всё это. Насладилась прекрасными подписями к фото, поэтому от себя только пожелаю оптимизма, энергии и благополучия всем нам в этом году!
+6
Написано 11 января 2021, в 14:39
+4
Написано 11 января 2021, в 11:49
Западная Ява, Индонезия. Очаровательный ежик пришел на заброшенную ферму, нашел кокосовую скорлупу и устроился в ней спать.
+4
Написано 11 января 2021, в 18:06
Helga777, и правда - очаровательный
+5
Написано 11 января 2021, в 11:54
+2
Написано 11 января 2021, в 17:10
Фейерверки не пускаю и не пускал.... Всех с окончанием первого рабочего дня
+5
Написано 11 января 2021, в 17:14
+4
Написано 12 января 2021, в 01:35
Zhenchik, и не буду пускать???
+1
Написано 12 января 2021, в 14:06
Zdeska, а зачем? У меня соседи богатые.
+2
Написано 11 января 2021, в 17:21
Победитель дня сегодня redisland! Поздравляем! Танцуют все!
+5
Написано 11 января 2021, в 17:37
Татьяна Сергеева, уууу....
трек очень классный , есть кстати в телефоне
"fire for you"
+3
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
НаОбувиХудожественное доброутреннее с конкурсом)
НаОбувиХудожественное доброутреннее с конкурсом)
Предновогоднее доброутреннее)
Предновогоднее доброутреннее)