История семьи  - история страны. Часть вторая

История семьи - история страны. Часть вторая

        Четыре дня общения с Александром Андреевичем Будзинским на Сахалине, лично для меня, были праздником. Великолепный рассказчик, в перерывах между официальными мероприятиями, он знакомил меня с непростой историей своей семьи. Как это бывает часто, мужчины у Будзинских были заняты на поприще служения Отчизне, а воспитанием подрастающего поколения занимались в основном женщины и в первую очередь бабушки. У Александра Андреевича любимыми были Анна Тимофеевна Скворцова (1887-1976) и Августа Леонидовна Миклашевская (1891-1977). В 1965 бабушка Гутя приезжала к любимому внуку в армию (на срочной службе). В те годы запрет на Есенина С.А. был уже снят и всё начальство части высыпало на плац приветствовать последнюю любовь поэта...

                                             Последняя любовь поэта

     Я уже отмечал, что прямая ветвь родственников Андрея Александровича Будзинского из Ростова на Дону. В начале прошлого века из Ростова в Москву прибыла женщина, игравшая огромную роль в судьбе нашего героя, да и моего собеседника сына нашего Андрея – Будзинского Александра Андреевича (ур.1946 г.) Миклашевская Августа Леонидовна (под таким именем она осталась и в истории семьи и в многочисленных книгах исследователей и биографов С.А.Есенина, (1891, Ростов-на-Дону — 30 июня 1977, Москва) — русская и советская актриса драматического театра. Заслуженная артистка РСФСР (1945). Мама Августы Леонидовны в девичестве Будзинская Августа Александровна была из потомственных дворян.        

                  

Августа Леонидовна Миклашевская (1891-1977)


       Гутя (так её звали в семье до самой старости) в 1910 году очень рано вышла замуж за взрослого, но известного адвоката Миклашевского Ивана Сергеевича по совету родителей. И хотя, адвокат проживший долгую жизнь (ум. В 1973) боготворил свою жену, в семейном отношении был не состоятелен. Так объясняла моему собеседнику причину «побега» Гутя спустя много лет. В том же году, оставив мужа и семью, отправилась в Москву продолжать актёрское обучение. Поступила в театральную школу Шора, но почти сразу же её пригласил в организуемый им новый — «Камерный театр» Александр Яковлевич Таиров. А дальше помог случай: заболела исполнительница главной роли в «Сакунтале» Калидасы — жена и соратница А. Я. Таирова Алиса Георгиевна Коонен и вместо неё срочно ввели Миклашевскую. Успешной была и её следующая заглавная роль в «Принцессе Брамбилле» Гофмана, надолго ставшей визитной карточкой Камерного театра. Через год она получает роль афинской царевны Арикии в «Федре» Расина, спектакле, в котором Федру играла Коонен. Снова успех у зрителей и восторженные отзывы критиков. Молодая актриса стала второй после Коонен основной исполнительницей главных ролей в спектаклях Таирова. Её заметил российский кинематограф — «Барышня-крестьянка» (1916), «Плоды просвещения», «Украденная юность», «Психея», «Любовь монаха» (все — 1917 год). Реализуя свою мечту о синтетическом театре, Таиров ставит «Женитьбу Фигаро» Бомарше и «Жирофле-Жирофля» Лекока, а для обучения драматических актёров танцам приглашает танцовщика и балетмейстера Большого театра Льва Александровича Лащилина, известного созданием вместе с Н. Надеждиной ансамбля «Березка». Августа увлекается молодым обаятельным репетитором, тем более, что её брак с Миклашевским фактически превратился в формальность, когда тот, уже перебравшись в Москву, сообщил ей, что в его жизнь вошла другая женщина. 30 мая 1918 года у неё родился сын. Оформив развод с бывшим мужем и не дождавшись того же от женатого Лащилина, она, с согласия обоих, называет сына Игорем Львовичем Миклашевским (30 мая 1918, Москва — 25 сентября 1990, Ленинград, спортсмен — чемпион Ленинграда по боксу в среднем весе (1941 год), участник ВОВ, сотрудник НКВД, тренер, спортивный судья) .
           Вместе с Гутей в Москву приехали и её сестры, также воспитанницы театральной студии Тамара и Александра. У Тамары был божественный голос, от которого все мужчины были без ума. Но признанной красавицей из трех, конечно, была Гутя. Девушки снимали комнату на Малой Никитской, д.21. И поклонников было хоть отбавляй. Недалеко от Камерного театра на Большой Никитской находилась общественная столовая, в которой постоянно тусовалась театральная и поэтическая богема Москвы. Постоянными поклонниками сестер были Анатолий Мариенгоф, Николай Клюев, Александр Вертинский и, конечно, Сергей Есенин.

                           

Сергей Есенин с работниками типографии И.Д.Сытина. Внизу гражданская жена поэта Анна Изряднова

     Впрочем, Сергей Есенин был не просто поклонником…. С семьей Будзинских тесно переплелась биография и самого великого поэта. Гутя с сестрами (как и позднее сам Андрей Александрович) поддерживали тесные связи с родственниками в Москве. Одними из родственников были Воробьев Яков Ефимович (ум. 1935)и его супруга Скворцова Анна Тимофеевна (1887-1976) Воспоминаниями об этом периоде со слов бабушки Анны Тимофеевны со мною поделился Александр Андреевич Будзинский. Яков Ефимович принадлежал к замечательному цеху типографов, которые в те годы слыли грамотными и серьезными представителями рабочего класса. К тому же местом работы Воронова и супруги была 1-я образцовая типография «Товарищества И.Д. Сытина».

                          

Александр Никитович Есенин

        Ивана Сытина называли первым гражданином земли Русской. Вдумайтесь: он издал около полумиллиарда книг. Сытин владел девятью газетами и двадцатью журналами, включавшими такие известные, как «Вокруг света», «Русское слово», «День», «Нива», «На суше и на море». Сеть его книготорговых и писчебумажных магазинов раскинулась от Варшавы до Иркутска. В городах он откупил лучшие места для продажи газет. На станциях 28 крупных железнодорожных магистралей держал 600 киосков.

    Дела у Сытина в начале прошлого века шли в гору, и это позволило ему приобрести жилье для рабочих типографии в 1913 году по адресу Сивцев Вражек 44. В первые годы советской власти это был дом-коммуна Мосполиграфа - после революции здание отдали сотрудникам типографии Сытина. Вот в этом доме и жили родственники Будзинских в квартире № 21. А квартиру № 14 по соседству занимала семья Романа Изряднова, работавшего в рисовальном отделении типографии рисовальщиком и обладавшего несомненном талантом: учился в Строгановском училище, потом стал преподавать рисование.

       Типографские рабочие были в первую очередь грамотными людьми. Поддерживали тесные связи, общались не только по работе. В окружении деда Будзинского и соседа Изрядного Романа часто появлялся, приехавший не так давно из Константинова приказчик Александр Никитович Есенин. Бывало так, что он показывал друзьям стихи сына Сергея. Мужики сразу разглядели незаурядное дарование Сергея Есенина, даже способствовали его первым публикациям в типографии И.Д.Сытина. Вскоре Сергей сам стал работать в этой типографии, но в доме 44 по адресу Сивцев Вражек он стал бывать ещё чаще потому, что приглянулась поэту дочь Романа Изряднова Анна, которая стала гражданской женой поэта и родила ему сына Георгия в 1914 году. Далее судьба Есенина бросала по городам и фронтам, но свою Анну и сына он не забывал. Будучи в Москве постоянно навещал.                                    

                  

 сын Сергея Есенина и Анны Георгий (1914-1937)



     Бабушка моего собеседника Анна Тимофеевна вспоминала, что поэт часто бывал в их квартире, во время довольно частых застолий декларировал стихи (не всегда политкорректные) Если Россию Сергей Александрович боготворил, то в адрес Советской власти порою слышались нелицеприятные слова. Подобное, вполне, могли не простить великому поэту.

       Во время одного из таких застолий в 1923 году в доме родственников Будзинских Есенин познакомился с Гутей, пришедшей в гости. На то время Августа была в разводе с адвокатом Миклашевским, а её любовь балетмейстер Лащилин так и не созрел для брака... Сергей устоять не мог... Цикл стихов "Любовь хулигана" (семь лучших его стихов) посвящены Гуте. И, хотя Августа "не кинулась с головой в омут любви" и у поэта были женщины и после, титул "последняя любовь хулигана" принадлежит Августе Миклашевской.

   В кино, как говорят, как в кино...Не хочу бросать тень на лучшее из искусств, но вот что говорит о встречах с Сергеем Есениным сама Августа Леонидовна:

https://vk.com/video91751131_166694821

     Наверное, могло всё случиться и по другому, но Гутя всё ещё ждала своего возлюбленного (отца своего ребенка) балетмейстера Льва Лащилина. На его фоне Есенин казался грубоватым крестьянским парнем (Если б я знала тогда...говорила Гутя внуку). Лащилин оказался не достоин женщины (которой уступила сама Дункан) так и не расстался с первой семьей... А у Есенина чувства, по-видимому были очень серьезные. Стихи посвященные Гуте самые сильные, на мой взгляд, в его любовной лирике.
          В объятия таких родственников в 1932 году попал сирота Андрей Александрович Будзинский. Стоит ли говорить, что он старался быть достойным такой родни? Двоюродный брат Андрея Виктор дружил с сыном Сергея Есенина Георгием, учился с ним в одном классе и жили в одном доме. С сыном Гути Игорем Миклашевским (1918-1990)почти одногодком Андрей занимался спортом.

Подъезд дома №4 по Страстному бульвару в Москве, где жил с семьей Василий Ощепков



         Его встреча с Учителем была неизбежна. Василий Сергеевич Ощепков, прибывший в Москву в сентябре 1929 года поселился в доме №4 по Страстному бульвару. Недалеко от дома находилась небольшая церквушка, которую Василий (выпускник православной семинарии в Токио) со своею московской женой Анной посещал. В этом храме Ощепков В. виделся и с Мейерхольдом В и с Райх З. , здесь бывала часто Гутя (Есенин даже предлагал ей занять место примы в театре Мейерхольда, но Миклашевская не предала своего режиссера Таирова) .

       В советское время Для многих остаётся загадкой, почему в годы суровых гонений на православие и государственной атеистической пропаганды в столице коммунистической России, а потом и Советского Союза, ни на один день не прекращал своего служения Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке? Не следует забывать о том, что многие православные храмы в Москве в тридцатые годы двадцатого века были варварским образом взорваны и уничтожены. Но Храм Воскресения для верующих был открыт всегда. Некоторые объясняют этот факт не совсем обычным статусом района, в котором расположен Брюсов переулок. В нём издавна селилась московская творческая богема - деятели литературы и искусства, музыканты, артисты, художники. Именно их участие помогло предотвратить снос старинной церкви. В частности, эта заслуга приписывается великому русскому режиссёру и актёру К. С. Станиславскому, ко мнению которого прислушивались самые влиятельные лица советского государства. Но православные верующие видят в сохранении любимого храма особый Божий промысел.


                                                      Продолжение следует...
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Григорий Смекалов, 1 марта 2016, в 09:18 +7
Комментарии
Написано 1 марта 2016, в 09:31
Жду продолжения!
+5
Написано 1 марта 2016, в 09:44
Как переплетались судьбы!!
+5
Написано 1 марта 2016, в 09:45
Интересно!
+3
Написано 15 сентября 2018, в 08:45
Великолепно!!!
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
История семьи  - история страны. Часть третья
История семьи - история страны. Часть третья
История семьи - история страны. Часть первая.
История семьи  - история страны. Часть первая.