Сахалинская "Гроза" прогремела на "Золотой Маске"
Прошла неделя, как мы вернулись из Москвы. Всю эту неделю живу с чувством гордости за Чехов-центр: впервые за театральную историю театр с острова Сахалин номинирован на высшую театральную премию «Золотая Маска». Мысленно смакую каждое слово. Впервые. Пять номинаций. На «Маску». Это безусловно уже победа - быть в столице, чтобы показать свой спектакль на сцене легендарного театра имени Моссовета, где когда-то блистала несравненная Фаина Раневская.
Сахалинская «Гроза» - один из моих самых любимых спектаклей Чехов-центра. Смотрела его уже раз пять точно. Один раз в качестве эксперимента пришла с двенадцатилетней дочерью (уж очень она просилась), которая также прониклась им до глубины души. Без подсказок с моей стороны история Катерины, которую поведал Островский более 150 лет назад, стала понятна моей (тогда) шестиклашке. Хотя по школьной программе пьесу про «луч света в темном царстве» проходят классе в десятом. Именно это мне и нравится в сахалинской «Грозе», что при казалось бы хрестоматийном тексте, режиссер Александр Созонов придумал такой мир, задал такие условия игры, которые понятны современному зрителю. Подкрепленный стильными костюмами, прекрасным техническим оснащением, мощной видеопроекцией, и монументальной декорацией, этот мир прочно увлекает за собой, рассказывая нам ту самую историю о загубленной чистой душе.
Режиссер немного «развязал» себе руки, жанрово определив постановку как сказка. Он переносит зрителей в 2159 год в город Калинов на берегу Волги, где построили Великую русскую стену, которая защитила православный народ от содомитов, а правит народом мудрый и (главное) вечный царь-батюшка в образе киборга. Здесь есть и прекрасная русалка (сказка же!), которую вылавливает из реки Кулигин (Сергей Максимчук) и влюбляется в нее, есть и медведь Шапкин (Роман Мамонтов), который раздает агитационные листовки и играет на гармошке. Есть и элитарные слои общества эффектная Кабаниха с кнутом (Наталья Красилова) и устрашающий Дикой и мегафоном (Артур Левченко).
И каждый раз, пересматривая спектакль, я нахожу для себя какие-то новые приметы этого придуманного мира, мира диктатуры и псевдохристианства.
Внушительная декорация, созданная художником Алиной Алимовой, - образ полуразрушенной электростанции, которая словно проживает вместе с героями эту жизнь, мерцая в такт лампочками в самый напряженный момент или молчаливо уходя во мрак. Помост, построенный от сцены в зрительный зал, важная часть оформления. Именно на нем встретились Катерина(Алла Кохан) и Борис (Виктор Крахмалев), на нем она призналась мужу о своей измене и здесь ее чистая душа засветилась изнутри, обретая покой.
Про что спектакль? Да про любовь! Любовь чистую, светлую. Она не созидает, разрушает криво построенный быт в этом неидеальном мире, ломает человеческие судьбы. Про такую любовь, когда лучше умереть, чем жить с нелюбимым. Актриса Алла Кохан настолько точно играет все эти переломные моменты в жизни своей героини, что каждый раз вызывает во мне бурю эмоций, за ней следишь, не отрываясь. Как она меняется от покорной, послушной жены, до бьющейся в агонии стервы, которая поступится с нормами морали, не моргнув глазом; от наивной влюбленной до пылко любящей; от страстно верующей до идущей на страшный грех…
В общем, когда контейнеры с декорациями и костюмами снова прибудут из Москвы на сахалинскую землю, всем, кто еще не смотрел, очень рекомендую сходить на нашу «Грозу». Пусть она прогремит и в ваших сердцах
+7-962-125-15-15