«Тайна мыса Анастасии» Второй мировой войны разгадывается на острове Сахалин

«Тайна мыса Анастасии» Второй мировой войны разгадывается на острове Сахалин

В проливе Лаперуза – между Сахалином и Японией, группа сахалинских кинематографистов завершила первую морскую поисковую экспедицию в рамках работы над фильмом «Тайна мыса Анастасия». Фильм о последних месяцах Второй мировой войны и современной жизни острова, связанной с событиями 75-летней давности, снимает сахалинский режиссер Александр Зарчиков. Подготовка к морской экспедиции велась полтора года. Помогали режиссеру неравнодушные люди и Фонд президентских грантов. 

Литературный сценарий к картине написал недавно ушедший из жизни сахалинский краевед Александр Челноков, предложивший автору заняться поисками потопленного американцами японского корабля. Фильм о военных действиях в морях Сахалинской области и северной части Тихого океана с мая по начало августа 1945 года решили назвать «Тайна мыса Анастасия». В его основе – морская экспедиция по поиску затонувшего японского военного корабля «CD-112». Помимо боевых столкновений Японии и США в фильме будет рассказано о событиях тихоокеанского ленд-лиза, связанных с Сахалином.

История

Летом 1945 года американская подводная лодка «Барб» патрулировала в районе  судоходной линии Вакканай - Отомари (нынешний Корсаков). 18 июля у мыса Тисия (сейчас Анастасия) экипаж субмарины обнаружил большой паром «Соя Мару», следовавший в Вакканай в охранении эскортного корабля.

 

С перископной глубины командир «Барба» Юджин Флаки по прозвищу Счастливчик Флаки, предпринял торпедную атаку на оба судна. В эскортник попала торпеда, после чего взорвался запас глубинных бомб, да так, что у «CD-112» сразу оторвало корму. Семидесятиметровый корабль встал свечкой и начал быстро тонуть. Когда на поверхности оставалось 20-30 футов носовой части, он ударился о морское дно и под наклоном скрылся в воде. Торпеды, предназначенные парому «Соя Мару», не попали в цель. Судно успело скрыться от субмарины в обратном направлении. Из 199 членов экипажа «CD-112» удалось спасти только четверых.

Интересно, что «Барб» караулила судоходную линию около транспортника «Саппоро Мару №11», потопленного ею же двумя неделями ранее. То есть подводная лодка пряталась от вражеских сонаров в эхо-тени затонувшего парохода.

Незадолго до начала экспедиции, 18 июля 2020 года, с помощью историка Игоря Самарина автору фильма удалось встретиться с очевидцем тех событий – Михаилом Ивановичем Сирохата. Ему тогда было 6 лет и он жил в деревне Найчи. Михаил Иванович видел, как судно разломилось пополам в виде буквы V и долго тонуло. По описанию, это похоже на случай с «Саппоро Мару №11» 5 июля 1945 года.

Рано утром 19 июля 2020 года. команда с оборудованием погрузилась на «Диву» и отправилась в путь. Два часа бешеной скачки на быстроходном катере по волнам залива Анива от яхт-клуба в Первой Пади до места кровавых событий у мыса Анастасии, мыса Канабеева и устья реки Могучи.

Команда морской поисковой экспедиции «Тайна мыса Анастасии»:

Александр Зарчиков – руководитель,

Евгений Пантюков – капитан катера «Дива»,

Николай Пшиченко – инженер-геодезист компании «Ромона»,

Степан Домашенко – кинооператор,

Лидия Никулина – звукооператор,

Игорь Самарин – историк и эксперт.

Рассказывает Александр Зарчиков.

- Район поиска рассчитывался мною многократно с использованием найденных в национальных архивах США отчетов капитана подводной лодки Юджина Флаки, при участии капитана-подводника в отставке Сергея Апрелева.

Не без труда освоил технологию расчета торпедной атаки. Была определена  площадка для поиска, внутри которой находились наиболее вероятные точки местоположения двух затонувших кораблей. Инженеры компании «Рамона» разбили площадку на профили, по которым предполагалась ходить галсами. С этой схемой, а также с буксируемым гидролокатором бокового обзора, который наш инженер Николай нежно называл «Рыбкой», мы приступили к поискам. 

 

Поскольку подлодка «Барб» 75 лет назад караулила корабли на судоходной линии, наш район поиска периодически пересекался разными судами. «Рыбка» на кабель-тросе следовала за нами на глубине около 5 метров. Иногда ее было видно сквозь прозрачную воду залива Анива-Ван. И тогда она напоминала мне подводную лодку, дух которой после 75-ти лет все ищет свою жертву, только теперь она хочет просить прощение у 196 убитых японских моряков. А они лежат где-то на глубине и не выдают себя ничем, так же как «Барб» смогла себя не выдать, когда подвергалась контратаке японских эскортных кораблей.

Огромные медузы с крестами и длинным оранжевыми хвостами проплывали мимо нашего катера, нудно перебирающего профиль за профилем. «Уж они-то знают, где спрятаны затонувшие японские корабли, и может быть в них переселяются души убитых моряков», – думал я.

Наш гидролокатор не звонил колокольчиком, как в 1945 году на подлодке «Барб», он показывал развернутую поверхность дна на экране компьютера по 150 метров вправо и влево. Эхо-сигналы имеют одинаковую природу, что у современных гидролокаторов, что у первых. Их разделяет только время – 75 лет.

Нас притягивают поступки наших предков или тех, кто совершал их на нашей земле или воде, на которой мы сейчас живем. И те поступки семидесятипятилетней давности, заставляют нас совершать поступки сегодня, сейчас. Так связывается наш интерес к истории, с тайной  скрытой толщей соленой воды, посредством эхо-сигнала.

Поэтому, может быть и есть правда, в том, что «Челноков нам поможет», так перед экспедицией мне сказала Светлана Акимовна – его коллега по работе на станции туристов. Ведь природа невидимого подвластна тем, кто не с нами! Но я уверен, что Челноков с нами! 

На ночевку команде пришлось разделиться. Капитан Евгений с инженером Николаем остались на борту катера, а мы вчетвером высадились на базу в устье реки Могучи. Раньше тут находилась японская деревня Могутцуэ, к которой и привязывались навигационные расчеты штурманов – как «Барб», так и японских пароходов и кораблей. Сейчас здесь база отдыха. Но кроме хозяев – никого нет. В нашем распоряжении оказалась летняя кухня и большой дом с мягкими кроватями для отдыха. Уходящее за полуостров Крильон солнце – прелюдия головокружительного звездного неба с хвостом кометы, выпадающей из ковша Большой Медведицы. Торжественно и спать хочется.

75 лет назад по ночам подлодка «Барб» всплывала на границе пролива Лаперуза и залива Анива-Ван. С помощью радиолокатора она пеленговала появляющиеся в ее поле электронной видимости суда. Читая мемуары капитана Флаки – я удивлялся . В районе пролива, русские суда появлялись с периодом в два-три часа. Это был самый оживленный участок тихоокеанского ленд-лиза и самый опасный для наших пароходов. Так 13 июня 1945 года советский пароход «Трансбалт» на выходе из пролива Лаперуза был по ошибке торпедирован американской подлодкой «Спейдфиш». Пароход затонул и унес жизни пяти наших моряков. Потом спасшиеся 94 моряка «Трансбалта» попали к японцам в сахалинский город «Хонто»  (нынешний Невельск). А тем временем подлодка «Спейдфиш» в составе стаи из 8 лодок выходила из Японского моря через пролив Лаперуза под прикрытием знакомой нам «Барб». Миссия «Барб в наших водах была частью очень сложной и опасной операции «Барни» - прорыва трех стай подлодок в Японское море – личное озеро императора Хирохито. Это стало возможно, благодаря появлению эффективного гидролокатора, который дал возможность американским субмаринам преодолевать минные заграждения под водой.

А сейчас, уже с помощью современного гидролокатора мы ищем корабль ушедший на дно ровно 75 лет от торпеды удачливой «Барб».

Второй день поисков покрыл большую часть расчитанной площадки. В этом же районе оказались наши рыбаки, добывающие кукумарию на японской шхуне. По рации связались, поинтересовались, были ли случаи зацепов за подводные объекты. Рыбаки рассказали о трех точках. Записали координаты, проверили – корабля нет.

Поворот за поворотом, галс, за галсом, заполняем поисковую площадку треками на электронной карте. Мимо проплывает берег полуострова Крильон с одной стороны и открытое море пролива Лаперуза с другой. Где-то за горизонтом Японский мыс Соя. Вот мыс Анастасия, по которому определяли местоположения моряки с «Барба» вот эта вода, которая вмещала в себя две с половиной тысячи тонн массы подлодки. Вместе с экипажем, вместе с торпедами, вместе с морской водой и медузами в балластных цистернах, вместе с военным азартом и тяжелыми морскими буднями. Вместе с разлукой с близкими, и страхом быть заживо погребенным в бездне морской. Я думаю о Челнокове, что он может быть где-то рядом сейчас. Я прошу его подать знак. Озираюсь по сторонам, ну где же этот знак?

 

Еще раз с историком Игорем Самариным обсудили и перепроверили расчет координат местоположения затонувших судов. Все правильно. Ошибка у меня была в изображении «CD112». Я брал информацию с японского сайта «combinedfleet», а у Игоря Анатольевича были свои находки из японских источников. Метр за метром открывается морское дно, изображение корабля лежит на столе, а самого корабля – нет. Сравнивать не с чем.

Размышляя над возможными ошибками, я пытался найти причину. Конечно, у американских подводников была другая система координат, не та, что используется в современной навигации, и не та, которая используется в картографии, по которой мы работаем. Имеется в виду принцип привязки земной поверхности к координатной сетке и береговым линиям. Плюс неизвестно пока, какие именно карты использовал Счастливчик Флаки у берегов Карафуто. Возможно, что это были японские карты. К тому же надо добавить погрешность, которая часто появляется во время войны в пылу азарта и стремительности военных действий. Не исключена и навигационная ошибка по привязке к береговым ориентирам. Все это могло и сложиться в одну огромную погрешность координат, указанных в отчете подводной атаки 18 июля. Но с другой стороны – лодка «Барб» очень легко проходила сложные в навигационном отношении препятствия. Достаточно четко ориентировалась в поиске населенных пунктов и портов, имея очень большой опыт и завидную слаженность в работе команды. Поэтому-то адмирал Локвуд и отправил «Барб» в одиночное плавание прикрывать отход девяти субмарин из Японского моря через пролив Лаперуза. Одной «Барб» удалось сымитировать боевые действия целой стаи подлодок у восточного берега Карафуто летом 1945 года, и очень эффективно! Так в чем же ошибка? Наверняка это разница в системах координат и картах. Но эта погрешность была заложена в наш квадрат поиска.

Ночью третьего дня экспедиции, как и предсказывал прогноз, подул восточный ветер. В это время мы спали на турбазе, а капитан с инженером болтались на якоре на поднявшейся волне. Рано утром пришлось быстро эвакуироваться на катер, пока не усилился ветер, и не поднялась волна, при которой выход на маленькой лодке в море и возвращение на катер сделались бы невозможными.

Оставшиеся профили доделывали при сильной болтанке. Корабли в нашем квадрате не обнаружили. Но задачу выполнили – полностью просканировали весь квадрат вероятного местоположения двух судов, отсняли киноматериал для фильма. Можно было бы продолжить поиск и расширить квадрат, но погода ухудшалась, ветер усиливался, экипаж устал. Решили возвращаться в Корсаков.

Я смотрю прогноз на карте погоды на сайте Виндити и удивляюсь – с каждым днем все хуже. И так на неделю вперед. В таких условиях на этом судне работать невозможно. Есть ощущение, что мы потревожили какую то тайну.

Вспоминаю цитаты из мемуаров Флаки в этом боевом походе, приведенные в сценарии к фильму, написанным Челноковым: «Я прокручивал в голове параметры курсовых углов, скорости и другие элементы торпедных треугольников при ведении подводной стрельбы. Во время последнего патрулирования наша эффективность была выше – из 24 выпущенных торпед в цель попали 22, а в этом- только 2 из 15. И в тот и этот раз мы ставили глубину хода 3-4 фута (0,9-1,2 метра). Ответ на вопрос был где-то рядом…» Ответом на этот вопрос может быть версия Александра Сергеевича о сложной гидрологии Охотского моря в прибрежных водах Карафуто.

Не сразу торпеды Флаки находили свою цель в сложных условиях течений и температурных градиентов прибрежных вод Охотского моря. Видимо и нам не сразу удастся разгадать тайну кораблей у мыса Анастасии. Но должны же мы зацепиться хоть за что-нибудь!

Над головой качается вымпел с рекламой японского пива. И тут снова вспоминаются слова коммандера Флаки во время торпедной атаки в заливе Терпения: «12:27. Последний взгляд на цель из надводного положения на цель с дистанции 1800 ярдов и «Барб» уходит на глубину. Перед тем, как окинуть судно последним взглядом я сказал себе «думать о пиве». «Джим, я становлюсь суеверным. Каждый раз, когда я забываю пиво, происходит облом. Пусть Коул положит четыре банки пива в холодильник и посмотрит, как это отразится на нашей удаче».

Все моряки, как правило, суеверны. Весной этого года, обсуждая с Челноковым сценарий по 3 июля 1945 года в заливе Терпения, мы пытались разобраться, зачем Флаки перед атакой хотел положить в холодильник четыре банки пива. Делал ли он это на удачу, либо, чтобы обмануть судьбу? Атака с пивом в заливе Терпения была проведена за два дня перед атакой Саппоро-Мару№11, в заливе Анива Ван. Может быть, это знак от Александра Сергеевича?

И далее по сценарию 3 июля, когда подбитое судно погружалось:

«12:47. На поверхности, в нескольких ярдах от выброшенных на поверхность обломков и части груза, мы были окружены угольной пылью и водоворотом, образованным уже затонувшей кормой корабля и засосавшей на дно членов экипажа судна. Зингер начал снимать. «Макс, Билл, Свисс, – призвал я, – свистать ваших парней наверх. Верхняя часть штурманской рубки оторвана и медленно тонет. Не заваливайте носовые горизонтальные рули. Доставьте сюда две кошки и лодку, чтобы мы смогли забрать рулоны карт и сигнальные флаги».

Флаки добыл японские карты перед атакой 5 и соответственно 18 июля. Это значит, что в этом была необходимость – раз, и два – возможно, что навигация во время атак, по которым мы работаем, осуществлялась на основе этих карт.

Значит, надо добыть японские карты и сопоставить их координаты с координатами на наших современных картах.

А ведь если бы не вымпел пива, я бы и не обратил на это внимание! Значит Челноков с нами!

«Здесь необходимо подвязать все. И финансовые и технические возможности, и поиск и анализ тех документов, которые раньше были либо труднодоступны, либо не доступы вообще. Я имею в виду документы и американской и японской стороны. Сейчас мы имеем такую возможность, потому что мир стал более открытым, и мы должны делиться с человечеством такими небольшими открытиями, раскрывать эти тайны, одна из которых является «Тайна мыса Анастасия» - комментирует во время возвращения катера в Корсаков историк и эксперт экспедиции Игорь Анатольевич Самарин.

Итак, «Тайна мыса Анастасия» пока остается тайной, а наша работа над фильмом и поиски продолжаются.

 

Фотографии предоставлены участниками экспедиции: Игорем Самариным и Лидией Никулиной.

Автор: Александр Зарчиков, 6 августа 2020, в 17:29 +6
Комментарии
Написано 6 августа 2020, в 17:56
Таина покрытая мраком
+2
Написано 7 августа 2020, в 00:27
Решили, что не всё рассказали и не все фото выложили, поэтому вторично эту историю опубликовали....
−1
Online
Написано 9 августа 2020, в 07:14
putishestvie, ссылку на первую дадите? Ну, чтоб не голословно.
+3
Написано 9 августа 2020, в 13:05
Нюра_просто_Анна, Что проспали что ли?
−1
Написано 9 августа 2020, в 14:37
putishestvie, там не статья была, а информационная заметка - объявление о поиске лодки для второй части экспедиции
+1
Еще 5 комментариев
Написано 8 августа 2020, в 08:19
Я там работал под водой и находил остатки судна . Нашел там керамическую плитку шестигранной формы с палубного покрытия ( с изображением то ли козла , то ли барана ) .
+3
Написано 8 августа 2020, в 10:43
Freeshouter, интересно. А можете фото этой плитки показать?
+1
Написано 8 августа 2020, в 20:58
Александр Зарчиков, Поищу ! Где-то запихал !
+2
Написано 9 августа 2020, в 12:41
Прекрасный блог!!!

Спасибо Капитану катера "Дива"

Александру Зарчикову и всей его команде - только успехов

Ждём продолжения истории!!!
+3
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Сахалинская "Гроза" прогремела на "Золотой Маске"
Сахалинская "Гроза" прогремела на "Золотой Маске"
День Святого Валентина в КДЦ Россия города Холмск
День Святого Валентина в КДЦ Россия города Холмск