Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл опрос на тему гражданской авиации.
У страха глаза велики
Россияне стали меньше бояться летать на самолетах: если четыре года назад от аэрофобии страдал каждый третий, то сегодня эта доля снизилась до 23% (−10 п.п., 2018 г. — 33%). Не испытывают страх перед полетом 73% наших сограждан (2018 г. — 62%).
Женщины подвержены аэрофобии вдвое чаще мужчин (30% vs. 15% среди мужчин), граждане с неполным средним образованием — вдвое чаще высокообразованных (37% vs. 20% среди имеющих неполное и высшее образование).
Приветствуем вас на борту!
Заядлых авиапассажиров в России не более 8% — за последние несколько лет они совершили от 4 перелетов. Каждый десятый за это время успел полетать 1 или 2-3 раза (9% и 11% соответственно).
Частота перелетов зависит от их целей: для тех, кто отправляется в отпуск, это скорее единовременная или эпизодическая история (39-41%), в командировку — частая (46%).
Типичный российский авиапассажир — мужчина (32%), молодой человек 18-34 лет (37%), с высшим образованием (43%) и хорошим материальным положением (39%), проживающий в одной из столиц или городе-миллионнике (52% и 41% соответственно).
С наибольшей долей вероятности на регистрации в аэропорту можно встретить тех, кто не испытывает страх перед полетом (31% vs. 23% среди аэрофобов).
Российские авиапассажиры стали больше ценить комфорт и доступную стоимость поездки, хотя главным преимуществом остается высокая скорость авиаперевозок. Если в 2018 году вторым по популярности ответом было отсутствие альтернативных способов передвижения, то сегодня с развитием транспортной инфраструктуры этот аргумент потерял свою актуальность, переместившись на четвертую строчку. Каждый восьмой также отметил безопасность полетов (12%), каждый десятый — удобство расположения аэропорта (10%). Удобное расписание рейсов ценят еще 8%, вдвое больше, чем четыре года назад.
Отпуск vs. командировка
С 2018 года цели воздушных путешествий не изменились. За последние несколько лет россияне совершали перелеты в основном в личных целях - 71%, 18% — по работе. Каждый десятый выбирал этот способ передвижения в равной степени в связи с отпуском и командировкой (10%).
Рабочие перелеты за последние 2-3 года чаще совершали мужчины (31% vs. 5% среди женщин) и граждане среднего возраста (22-23% среди 35-59-летних), отпускные — женщины и представители старшего поколения (89% и 83% соответственно).
Мне бы в небо… А мне — нет!
Не приходилось пользоваться услугами авиакомпаний в последние 2-3 года 71% россиян, среди представителей старшего поколения (60+) и граждан со средним специальным образованием и ниже таких большинство (83% и 82-94% соответственно).
Россияне, не совершавшие перелеты, в первую очередь аргументируют это отсутствием необходимости в поездке (63%). Для четверти опрошенных главным препятствием является высокая стоимость авиабилетов (25%), 13% предпочитают другие виды транспорта. Реже россияне называли такие причины, как страх перелетов (8%), отсутствие аэропорта поблизости (6%) и медицинские противопоказания (4%).
А страх перелетов иррационален. Дело в том, что если самолет падает, то гибнет сразу много людей за раз. СМИ мусолят это событие пару недель, нагоняя жути. Но, если посчитать, сколько человек гибнет каждый день под колесами авто, от неуемного пьянства и сопутствующей поножовщины, да и просто от старых, добрых сердечно-сосудистых заболеваний, то становится ясно – никакие авиакатастрофы рядом не стояли. Но рассудочные доводы не всегда работают. Помню, как мужик в соседнем кресле без остановки крестился весь полет, бледнея и потея при каждой тряске самолета.
Только по острой необходимости
Поговорил бы кто со мной,
А то мои подружки,
Пиявки да лягушки.
Фу, какая гадость…
Эх, жизнь моя — жестянка,
Да ну её в болото.
Живу я, как поганка,
А мне летать, а мне летать,
А мне летать охота.©