В Южно-Сахалинске продолжается международный геотехнический симпозиум. Ведущие ученые со всего азиатского региона собираются уже в 6-й раз. До этого форум гостил в Китае, Южной Корее, Японии и других странах. Сейчас специалистам интересна Россия – отчасти благодаря сахалинскому мосту, «стройке века», которая не может начаться десятилетиями. Но мосту на материк вовсе не обязательно существовать, чтобы будоражить научные умы.
Для ученых разговор о мосте, или же тоннеле, с Сахалина на материк давно не нов. Узкие аспекты возможного строительства становятся темой докладов, исследований и публикаций как минимум десятилетие. Изучают особенные сахалинские климатические условия, грунт на дне пролива, розу ветров, образование льда, метели. Есть предложение построить и небольшую, пробную секцию моста, увешанную разномастными датчиками для исследований – на благо мировой науке. Даже первые советские изыскания по тоннелю не канули в лету.

Сергей Кудрявцев, доктор технических наук, профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения
Проектировщики сегодня докладывали: изыскания делал Мосгипротранс еще в 1951 году. Сейчас взяли ту архивную геологию, перепроверили – она дала те же самые результаты, те наработки ученых, проектировщиков 1951 года используются. На них уже наложены новые исследования, новые знания и новые технологии.
Впрочем, сегодня международный симпозиум куда более ориентирован на практику. Возможная «стройка века» на Сахалине – это много работы и много денег. Поэтому проектные организации активно говорят о своих сильных сторонах. Один из главных споров среди специалистов – мост или тоннель. Все приводят разные аргументы, которые не остаются без внимания. В РЖД уже вложились в научные изыскания, предусмотрен 1 миллиард рублей. Эта сумма включает и геологические изыскания, и технико-экономические обоснования разных подходов.

Аскар Жусупбеков, президент Казахстанской геотехнической ассоциации
Как эксперт и геотехник, непосредственно занимающийся и подземным, и надземным строительством, считаю, что предпочтение надо отдать тоннельному переходу. Очень большие проблемы с промерзанием, Сахалин – это холодный регион. В то же время радикально меняется климат, он резко континентальный, происходят как похолодания, так и потепления, которые могут повлиять на надземное строительство. Вообще, подземные тоннели меньше подвергаются сейсмическому воздействию. Опыт строительства как за рубежом, так и у нас в Казахстане говорит о том, что предпочтение надо отдать подземному строительству.
Недостаток моста – движение по нему будет зависеть от погоды. В шторм проезд будет невозможен. И сам по себе он, вероятно, выйдет дороже. Сваи должны стоять на устойчивом грунте. Много говорят об опыте строительства Крымского моста, но в Керченском заливе уровень воды 5 – 8 метров, а здесь – до 25 – 30 метров, плюс столько же слабого грунта.
Тоннель сам по себе может быть дешевле, но требуется более обширная инфраструктура. По требованиям безопасности обойтись только железной дорогой, без автомобильных полос, не удастся. Также тоннелю нужно автономное энергоснабжение. Опять же, под землей из железнодорожного транспорта можно пустить только электровозы. Но, опять же, соседи в Хонсю и Хоккайдо для себя выбирали тоннели.

Николай Балаба, главный инженер проектов института «Гипростроймост»
Вопрос животрепещущий, сейчас его все обсуждают. Слышим мнения о том, что мост – не самая удачная идея с точки зрения ледовых нагрузок и даже интересов обороны. С другой стороны, тоннельный вариант будет в любом случае длиннее, чем мостовой переход. Мы как инженеры просто рассматриваем варианты, определяем плюсы и минусы, стоимость проекта. В любом случае сейчас, в той фазе, которая у нас есть – стадия основных проектных решений, – будут рассмотрены оба варианта. По результатам разработок все сравним и выберем предпочтительный. Но это будет ближе к 2019 году.
На форуме выступил и заместитель главного инженера Дальневосточной железной дороги Сергей Дрокин. Он сообщил – раньше 2021 года стройка не начнется, а исчерпывающие изыскания завершатся к началу 2019-го. И сам факт того, что к ним приступили, не гарантирует строительства. На их основе правительству России предстоит принять окончательное решение.
а результат - это смерть!" Обсуждать да примерять можно до
бесконечности...
В этом смысле туннель проще.
Но, у нас сейсмически не спокойная зона, тут туннель уже опаснее.
у нас телепортаторы будут
в этом веке проект, в следующем фундамент зальют
Не надо быть специалистом, чтобы знать эту очевидность. Во время штормов морские солёные брызги будут накрывать мост. Что такое обледенение, думаю многие знают. Солёная ледяная корка становится, просто, как камень. Моряки, к примеру, знают, как тяжело с этой напастью бороться. Представьте себе, стоит поперёк пролива огромная обледенелая транспортная магистраль. Возможно по ней движение? А шторма у нас бывают не один день.
P.S. За чей счёт будет сей банкет? Крымский мост + ЧМ-2018 = повышение пенсионного возраста. Сахалинский мост = отмена пенсий?