Бурятия. По следам протопопа Аввакума.

Бурятия. По следам протопопа Аввакума.

     Любая столица ещё не страна... И Улан-Удэ не показатель разнообразной интереснейшей истории республики. Меня очень интересовали пути заселения Забайкалья русскими людьми (это должно быть схоже и с нашим регионом).

    Во второй половине XVIII века русское население в Забайкалье преимущественно составляли казаки — их называли сибиряками.  Но их было катастрофически мало для освоения огромного края.

Жарчиха уникальное место в долине Селенги. А.П.Чехов в своем путешествии на Сахалин отмечает «Селенгинскую Даурию» самым красивым местом России.

  Поклонный крест Аввакуму на месте невыносимых страданий, перенесенных протопопом.

    В 1650–60-х годах в России прошла церковная реформа, инициированная патриархом Никоном, и был введен новый порядок богослужений. Изменения должны были приблизить русский православный обряд к обряду греческой церкви. Например, крестный ход, прежде совершаемый по солнцу (посолонь), стали проводить против солнца. Для крестного знамения отныне было положено складывать три перста, а не два. Были изменены тексты молитв, книги со старыми текстами сжигали. Русская церковь раскололась на два лагеря. Приверженцев старого порядка объявили раскольниками и еретиками. Их лидером и проповедником стал протопоп Аввакум.

АВВАКУМ Петров (1620 или 1621, с. Григорово «в Нижегородских пределах» — 14.4.1682, г. Пустозерск), протопоп (протоирей), идеолог и один из вождей церковного раскола, писатель, «первый политический ссыльный» в Забайкалья.  Выступил против церковной реформы патриарха Никона, изменившей православную обрядность, за что был сослан с семьей в Тобольск (1653), затем в Даурию под надзор воеводы А. Ф. Пашкова (1656). В десятилетней сибирской ссылке семья Аввакума испытала голод, болезни, нужду и нравственные муки (воевода Пашков, видимо исполняя устные указания, физически истязал ссыльных. Пораженный их духом, говорят, позже уверовал...). В Забайкалье умерли два его малолетних сына.

Священномученик и исповедник Аввакум. Икона начала ХХ века

 Протопоп Аввакум освящал Нерчинский острог и ходил через бурятские земли многие лета.  Именно Аввакум первым в своём «Житие» описал уникальную природу республики и Байкала.

 После одиннадцатилетней ссылки Аввакум был приближен к царю (отцу Петра Первого), но милости не принял...А смерть он принял жуткую по указу того же Алексея Михайловича - был заживо сожжен с тремя подвижниками в деревянном срубе на берегу Ледовитого океана. У россиян (прав он или нет) Аввакум символ стойкости и веры на века. Я то думаю, разве за такие принципы принимают смерть? Нынешние последователи протопопа не имеют никаких притеснений... и их в Бурятии , едва ли не 200 тысяч.

 в этом доме музей старообрядцев, известный ЮНЕСКО. Отличительная черта здания высокие окна (от снежных зим)

   Сторонники старых традиций — старообрядцы — бежали от преследования властей на Русский Север, Урал и даже за границу. Большая колония московских, ярославских, нижегородских, белгородских, орловских крестьян осела в местечке Ветка — на территории Гомельской области в современной Беларуси. В XVII веке эти земли принадлежали Речи Посполитой, как тогда называли Польшу. Раскольники прожили среди белорусского, украинского, польского населения

семейские умели и любили трудиться...Некоторые ноу-хау старообрядцев заставили задуматься, раньше не встречал...

а эта бочка выжила благодаря владельцу ныне известному всему миру...машинное масло Нобеля везли аж с Баку.

Все это время русские помещики и военачальники жаловались в Синод и правительству на побеги крестьян и солдат. К 1735 году дела в Речи Посполитой расстроились настолько, что российская императрица Анна Иоанновна решилась направить на территорию сопредельного государства пять полков, с тем чтобы «оных беглецов под стражею вывести в отечество и разослать, кто откуда был, по своим местам». По разным данным, из Ветки было выведено от 13 до 40 тысяч человек. Но вскоре раскольники вернулись в эти края.

В 1764 году Екатерина II повелела отправить веткинских беглецов целыми семьями осваивать Сибирь. Поселения крестьян-староверов появились на Алтае и возле Иркутска. Часть сосланных двинулась дальше, за Байкал. Здесь вновь прибывшие получили два прозвища — «поляки» и «семейские».

«Не сибиряки, но великорусские поселяне»

Сибиряками считались казаки первооткрыватели...

Старообрядцы отличались от сибиряков и речью, и одеждой, и самим укладом жизни. Многие из этих особенностей сохранились по сей день. Говор семейских, по сути своей «великорусский» — принятый в центральных областях России, — несет отпечаток белорусского и украинского языков. Любовь старообрядцев к расписным воротам и крашеным масляной краской избам специалисты также связывают с украинской и белорусской традицией белить и расписывать хаты. Женский способ повязывать платок в виде тюрбана, предположительно, переняли у польской знати.

Особую гордость каждой семейской женщины составляли «янтари», или «корольки», — бусы из крупного, до 5–6 см в диаметре, балтийского янтаря.

Во многих семьях хранятся янтарные броши, серьги и ожерелья, вывезенные предками из Польши. До недавнего времени они служили не только для красоты. Дело в том, что из-за недостатка йода в воде и пище здешнее население страдало заболеваниями щитовидной железы. Семейские придумали перетирать богатый йодом янтарь в порошок и добавлять в еду. Для этого с бус снимали самые мелкие камни.

Сохранилось множество письменных свидетельств о жизни забайкальских старообрядцев XIX века. После восстания на Сенатской площади 1825 года в этих краях отбывали наказание ссыльные декабристы. Когда в 1830-х годах их переводили на новое место работы, из Читы на рудники Петровского Завода, каторжники останавливались в старообрядческих деревнях. Именно декабристы — люди высокообразованные — стали авторами самых полных и красочных описаний жизни семейских.

«Когда мы приблизились к Тарбагатаю, перед нами развернулся чудесный вид: все покатости гор, лежащие на юг, были обработаны с таким тщанием, что нельзя было довольно налюбоваться на них… Жители староверческого этого селения вышли к нам навстречу в праздничных своих нарядах. Мужчины были в синих кафтанах, а женщины в шелковых сарафанах и кокошниках, шитых золотом. По наружности и нравам своим это были уже не сибиряки, а похожие на подмосковных или ярославских поселян», — вспоминал Иван Якушкин. Андрей фон Розен отмечал сходство тарбагатайцев с ярославскими и приволжскими крестьянами.

Михаил Кюхельбекер писал: «Одеждой (особенно женщины) и обычаями они отличаются от прочих жителей. И в этом отношении мало отстали от своих предков. Это полезнейшие земледельцы всего края … Между ними есть очень зажиточные. Избы очень опрятны, красивы и похожи на великорусские».

В 1870 году, работая над посвященной декабристам поэмой «Дедушка», о тарбагатайцах писал Николай Некрасов:

    …Взросшие в нравах суровых,
    Сами творят они суд,
    Рекрутов ставят здоровых,
    Трезво и честно живут,
    Подати платят до срока,
    Только ты им не мешай. —
    «Где ж та деревня?» — Далеко,
    Имя ей «Тарбагатай»…

Традиционный образ жизни семейских изменила коллективизация. Еще 100 лет назад у старообрядцев было регламентировано буквально все — от сроков сбора грибов, ягод и орехов до дней, когда положено мыть избу снаружи. Немыслимо было представить курящего старовера или старообрядца, который использует одну миску для постного и скоромного. Было строжайше запрещено делить стол с иноверцами. Если в доме все же приходилось принимать гостя не из раскольников, его сажали отдельно и потчевали из «гостевой» посуды.

а это та самая ступа с "бабою Ягой"

Сегодня семейские старообрядцы носят народные костюмы в основном по праздникам. Обычным делом стали смешанные браки, дети от которых воспитываются не в старообрядческой вере.

И все же по многовековой привычке люди здесь держатся обособленно: с разговорами к чужакам не пристают, калитки и ворота наглухо закрывают, машины загоняют во двор, не оставляя ничего на улице. Сами улицы содержатся в идеальном порядке, а расписные избы по-прежнему безошибочно указывают: здесь живут семейские.

Семейские, как и их старорусские предки, чтут языческие праздники: Святки, Масленицу и Купалу. Истинным Новым годом семейские считают 1 сентября по старому стилю (14 сентября по новому). Отмечают праздники и народными гуляньями, которые привлекают туристов, и своим кругом — с застольями и песнями. Старообрядческие застолья у жителей Бурятии вошли в поговорку. Если что-то отпраздновали от души, с размахом, говорят: «Отметили по-семейски».

 в церкви здесь снимать "не велено", однако, доложу я Вам, шикарные иконы 15-16 веков в окладах иконостасные (метр на полтора) привезенные прадедами в Сибирь просят реставрации... На мой прямой вопрос последовал уклончивый ответ... Видимо, обжегшись на вопросах с деятелями "культуры", раскольники боятся утрат...

В 2006 году в селе Тарбагатай открылся Музей истории и культуры старообрядцев. Его коллекцию собрал священник отец Сергий. Дореформенные книги и иконы, сарафаны XVIII–XIX веков из китайского и индийского шелка, те самые польские «янтари», домашняя утварь, мебель и приспособления для сельскохозяйственных работ, старинные деньги — все здесь подлинное, хранившееся в домах местных жителей. Всего коллекция отца Сергия насчитывает около 700 экспонатов.

священная гора Спящий Лев

В Тарбагатае, как и в других старообрядческих селах, которых в Сибири немало, есть несколько фольклорных коллективов. В ансамблях участвуют не только люди старшего возраста, но и молодежь, нередко на сцену выходят целыми семьями. Однако песенные традиции хранят не только они: что-нибудь старинное, с аутентичными призвуками и вздохами, может напеть практически любой старообрядец. В 2001 году за сохранение допетровских традиций, утраченных другими группами русского населения, этнокультурное явление семейских Забайкалья было признано шедевром устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.

В музее старообрядцев в Тарбагатае собраны раритеты Юрского периода: волосатый (или шерстистый) носорог, мамонты, древние буйволы...жили миллионы лет назад и вымерли относительно недавно тысяч 15 лет назад...

волосатый (шерстистый) носорог....

Древний буйвол...рядом для сравнения , череп обычной коровы...

  Меня, как изучавшего археологию на историческом факультете, не могли не поразить подъемные материалы раскольников...Значит тут создавал фундамент легендарный академик Окладников А.П.

А это уже Оленный камень на месте родового погребения древних в г. Гусиноозерске (Тамчин). Предположительно 11-8 век до н.э. В советское время пострадал,позже школьники обнаружили его в одном из фундаментов домов...Сегодня восстановлен и изучен (можно посмотреть в ин-те)

 мы покидаем гостеприимных семейских в Тарбагатае, а на улице нам жизнь напоминает что идут выпускные и...День молодежи, таки... Возвращайтесь.

А мы только у начала длинного и интересного пути...

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Григорий Смекалов, 7 июля 2023, в 06:55 +7
Комментарии
Написано 7 июля 2023, в 08:48
Вау

Григорий привет, сногсшибательный блог, и фотки

Когда вы все это успеваете ездить по различным местам нашего земного шарика?
+3
Написано 7 июля 2023, в 09:30
В детстве у нас не было телевидения на Сахалине...Любил и много читал (гонялись за приключенческими... ужасно, но у меня ВОРОВАЛИ книги сверстники)... У любимого Сэмюэля Клеменса (позывной Марк Твен)вычитал: две вещи о которых вы будете жалеть на закате дней - что мало любили и мало путешествовали. Как-то, запало в душу. Пока было возможно, гонял по заграницам. Язвы с черной завистью обвиняли в отсутствии патриотизма...Я отвечал ещё будет время на СВОЁ (хорошо, когда есть с чем сравнивать) У нас обалденные возможности для путешествий. И я объединял свои направления и раньше. Кавказ, Кубань, Крым, Калининград, Кижи-Валаам-Соловки, Карелия, Валдай, Сергиев Посад, Питер... Потом (пока физ.состояние позволяло) перешел на экстрим (чаще под парусами)Нравится бывать там где не ступала нога человека или заросли тропы напрочь... Камчатка, Командоры, Курилы, Шантары...
Жизнь это не количество прожитых лет, а сумма полученных впечатлений... Пытался объединять поездки с интересом к сахалинской истории. Но есть по-прежнему любимые направления и зарубежом. Не люблю, когда кичатся количеством объезженных стран. Есть у меня страны в которых бывал по 5-6 раз. Ну люблю я эти места, с одного раза не распробуешь...Надеюсь к концу года попасть в сакральные (для меня) места Японии. Было бы здоровье.
+2
Написано 20 июля 2023, в 18:40
Поклонный крест протопопу Аввакуму в Пустозерске на месте сожжения ... Оригинальный дизайн означает двоеперстие...
+2
Написано 20 июля 2023, в 22:33
+3
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Бурятия. Во глубине сибирских руд...
Бурятия. Во глубине сибирских руд...
Бурятия. Стольный град.
Бурятия. Стольный град.