
Сахалинец с "Красного вымпела" Часть вторая
К началу Первой мировой войны призывной возраст в Российской императорской армии и флоте был 21 год.( С небольшими послаблениями, льготами семейным, учащимся, больным он держался долгое время- Г.С.) Но развернувшаяся на большей части планеты мировая война требовала большего количества военных... И призывной возраст молодел. Пришла очередь служить Царю и Отечеству и Игнату Неходцеву. Со знанием морских агрегатов место Игнату определили в Сибирской флотилии на паровой яхте "Адмирал Завойко". Присягу молодой моряк принимал под императорским флагом. За несколько месяцев, пройдя КМБ (курс молодого бойца - Г.С.) Игнат был и кочегаром, и матросом... пока не занял (по праву) место механика-моториста.
На построении "Адмирала Завойко" Игнат Неходцев пятый справа в первом ряду...
А дальше наступил 1918 год. Царя не стало, а на корабль зачастили разные эмиссары с революционными и контрреволюционными призывами. На флотской дисциплине это сказывалось отрицательно... В годы гражданской войны и иностранной интервенции Сибирская и Амурская флотилии, по-существу, перестали существовать. Уходя из Хабаровска осенью 1920 г., японцы затопили в Осиповском затоне канонерскую лодку «Корел», увели с Амура и из Владивостока семь миноносцев, монитор «Шквал», канонерские лодки «Маньчжур», «Бурят», «Монгол» и «Вотяк» (эти три лодки и монитор в резудьтате оказались в устье реки Большая Александровка Северный Сахалин на долгих 5 лет - Г.С),
ледоколы «Байкал» и «Илья Муромец», тральщики «Парис» и «Аякс», посыльные суда «Батарея», «Диомид», «Лейтенант Дыдымов», «Магнит», «Патрокл» и «Улисс», морской буксир «Свирь», гидрографическое судно «Фарватер», пароходы «Сильный», «Хилок», «Взрыватель», «Эльдорадо», «Монгугай» и другие, несколько катеров и барж. Интервенты сняли и бросили в Амур замки с орудий и детали двигателей с кораблей и судов, которые не успели увести. Часть судов они сожгли, разрушили крепостные укрепления Владивостока. Во Владивостокском порту и близлежащих бухтах остались лишь полузатопленные, разбитые или ветхие от старости корабли и суда.
В начале 1921 г. яхта находилась во Владивостоке. Обстановка в городе в то время была напряженной. И после создания Дальневосточной республики империалисты Японии и других стран не отказались от своих намерений любыми путями захватить богатейшие районы русского Дальнего Востока. Так, японские войска оккупировали Северный Сахалин, а в Приморье готовили выступление сохраненной генералом Тачибана группировки каппелевских и семеновских частей. Япония намеревалась провозгласить Камчатку автономной республикой под своим протекторатом. В Авачинской губе на рейде уже стояли японские корабли, готовые высадить десант.
Здесь и далее цитируется публикация об истории Тихоокеанского флота
https://statehistory.ru/books/S--E--Zakharov--V--N---Bagrov--S--S--Bevz--M--N--Zakharov--M--P--Kotukhov_Krasnoznamennyy-Tikhookeanskiy-flot/18
Мнение автора блога не всегда совпадает с мнением авторов исследования...
В Петропавловске в то время действовали так называемые областники-автономисты, проводившие в жизнь идею японского протектората. Одна из руководящих групп камчатских областников-автономистов находилась на паровой яхте «Адмирал Завойко», стоявшей во Владивостоке. Она намеревалась в конце апреля перейти на Камчатку для осуществления своих намерений. Для срыва замысла автономистов Дальбюро РКП (б) и правительство Дальневосточной республики решили направить на Камчатку на том же судне своего особоуполномоченного Александра Семеновича Якума — опытного революционера, еще в 1912 году сосланного царским правительством в Сибирь.
"Адмирал Завойко" в бухте Золотой рог
Я задавал неоднократно вопрос потомкам нашего героя - на чьей стороне тогда был Игнат? Четкого ответа я не получил, однако, все в один голос отвечают, что в семье Игната звали "красным". Гражданская война она имеет и бытовые оттенки...Одна сестра замужем за обеспеченным сотрудником иностранной компании, другая замужем за белым офицером бежит в Австралию...
На яхте «Адмирал Завойко» устанавливается пушка, вольнонаемная команда заменяется военнослужащими, поднимается военный флаг. Командиром корабля назначается бывший командир гидрографического судна «Таймыр» Александр Иванович Клюсс.
24 апреля 1921 г. посыльное судно вышло из бухты Золотой Рог. В трюмах корабля находилось стрелковое оружие, предназначавшееся для организации роты народной охраны Камчатского областного Народно-революционного комитета.
Маршрут прокладки пути на карте, лежавшей, как и полагается, на столе в штурманской рубке, свидетельствовали о том, что путь судна лежал от выходного створа у маяка Скрыплев к берегам Камчатки и Командорским островам. Официальная цель похода состояла в доставке продовольствия и сборе пушнины на отдаленных пунктах побережий Берингова и Охотского морей. В японском штабе оккупационных войск не препятствовали походу, зная, что на судне всего одна пушка, да и та без замка (его команда спрятала в трюме), а в районе плавания много японских миноносцев.
Игнат Неходцев третий справа
26 мая, когда корабль возвратился в Петропавловск из похода на Командорские острова, А. С. Якум и А. И. Клюсс узнали о том, что во Владивостоке совершен контрреволюционный переворот — власть захватили японские ставленники братья Меркуловы. Вскоре через японские броненосцы была получена радиограмма белогвардейского морского командования, предписывавшая яхте возвратиться во Владивосток.
В создавшихся условиях судьба корабля обсуждалась на закрытом заседании Петропавловского уездного комитета РКП (б). Было решено после передачи оружия партизанам Камчатки следовать в Шанхай (Китай в то время уже признал Советское правительство). Об этом решении на судне знали лишь А. С. Якум, командир А. И. Клюсс, комиссар С. К. Орловский и штурман А. А. Романовский. Остальные члены команды считали, что «Адмирал Завойко» направляется в Укинский залив, куда яхта ранее готовилась идти. Так считал и командир стоявшего на рейде Петропавловска японского броненосца «Ивами».
Судно зашло в бухту Колыгирь, где были выгружены для партизан стрелковое оружие, боеприпасы, медикаменты и мука. Затем оно взяло курс в океан. Скрывшись в тумане, яхта повернула на юг.
Около 17 суток длился переход в Шанхай. Во Владивостоке снятая с судна команда перед сходом на берег напитала котлы забортной водой. Теперь они текли, и корабль мог развивать ход лишь до шести узлов. Наш герой выбор сделал раньше : он шел с кораблем в Китай.
21 июня 1921 г. «Адмирал Завойко» отдал якорь в Шанхайском порту. Командир и комиссар связались с миссиями РСФСР и ДВР, находившимися в Пекине. Несмотря на недостаток средств, моряки отремонтировали корпус, механизмы и вооружение корабля и приступили к боевой учебе. Но стоянка советского корабля в Шанхае была неспокойной. Дважды, в ноябре 1921 г. и в феврале 1922 г., бежавшие из России белогвардейцы пытались захватить судно. Но каждый раз они получали отпор команды корабля.
"Адмирал Завойко" в Шанхае 1921 год.
В 1922 г. в иностранных портах на Дальнем Востоке находилось немало пароходов бывшего русского Добровольного флота. Охрану пароходов «Астрахань» и «Эривань», стоявших в Шанхае, советская миссия в Китае поручила экипажу «Адмирала Завойко». Когда администрация порта решила поставить эти суда под погрузку и затем отправить их во Владивосток, моряки яхты, применив силу, изъяли важные детали главных механизмов пароходов. Затем они очистили команды «Астрахани» и «Эривани» от тех, кто не желал признать советское правление Добровольного флота. На пароходы по рекомендации А. И. Клюсса были назначены новые капитаны.
Многие бывшие офицеры царской армии и флота обращались к командиру «Адмирала Завойко» с просьбой помочь им вернуться в Россию. Александр Иванович Клюсс выполнял роль посредника между ними и миссией РСФСР.
Осенью 1922 г. под мощными ударами Народно-революционной армии войска интервентов и белогвардейцев откатывались к Владивостоку. 24 октября, накануне освобождения города советскими частями, белогвардейцы и местная буржуазия на захваченных кораблях и судах Сибирской флотилии во главе с контр-адмиралом Старком спешно покинули бухту Золотой Рог. 6 декабря 1922 г. белогвардейская флотилия прибыла на Вузунгский рейд, в сорока километрах от Шанхая. Деморализованные команды этих кораблей начали пьянствовать, устраивали многочисленные дебоши и скандалы в городе, а белогвардейские газеты старались приписать это распущенное поведение команде «Адмирала Завойко». Наиболее же передовые матросы флотилии потянулись к завойковцам. Они были ознакомлены с воззванием ВЦИК и Дальревкома, решивших предоставить амнистию личному составу флотилии при условии его возвращения во Владивосток вместе с угнанными кораблями.
Командир корабля "Адмирал Завойко" каперанг Александр Иванович Клюсс (1891-1928). В сложнейшее время ему довелось ходить и под Андреевским флагом, , и под флагом ДВР, и Красным флагом Советской республики...
Командир «Адмирала Завойко» через шанхайскую администрацию разослал это воззвание командирам всех пятнадцати кораблей флотилии, но они скрыли его от экипажей. Тогда оно было напечатано в местной газете «Шанхайская жизнь». Однако и в этом случае офицеры приняли меры, чтобы к матросам газета не попала. После этого завойковцы по инициативе П. Ф. Глинкова организовали печатание в типографии газеты «Шанхайская жизнь» вкладного листа без заголовка. В нем содержались воззвание ВЦИК, обзорные политические статьи, информации из Владивостока и заметки о событиях в Шанхае. Затем моряки яхты закупили около трехсот экземпляров белоэмигрантской газеты «Шанхайское новое время» и вложили в них вкладные листы. Лоцман порта Б. Д. Лухманов организовал доставку их на катере лоцманской службы на все корабли флотилии. Вахтенные начальники не обратили внимания на содержание вкладок, и газеты были разнесены в кубрики и каюты.
Вскоре на кораблях был учинен обыск, но большая часть хорошо спрятанных вкладок осталась у матросов. После ознакомления с воззванием ВЦИКа многие моряки флотилии вернулись на родину.
24 января 1923 г. на «Адмирале Завойко» был торжественно поднят советский Военно-морской флаг. На корабельном празднике присутствовал чрезвычайный и полномочный представитель РСФСР в Китае, который от имени Советского правительства объявил экипажу благодарность за образцовое поведение и преданность революции.
«В 8 часов утра 24 января 1923 г. на яхте «Адмирал Завойко», стоящей в далеком Шанхае, под пение Интернационала и громкое «ура» сорван андреевский флаг, запятнанный в боях против трудящихся, и поднят кормовой Военный флаг РСФСР, — писали трудящимся Советской республики моряки (я думаю им было стыдно за эти слова ещё при жизни - Г.С.). — Оторванные от Родины, мы в течение 1 1/2 лет, крепко держа в руках винтовку и гранату, сохранили свой корабль и сумели поддержать честь социалистической Родины в Шанхае, набитом белыми. Нам было нелегко стоять в окружении явных и скрытых врагов. Были неоднократные попытки захватить корабль, угнетала полная оторванность от Советской России... Чтобы не попасть в руки врагов народа (бр. Меркуловы и К°), мы совершили тяжелый 17-дневный переход с Камчатки в Шанхай. Так поступает советский моряк! Подняв военный кормовой красный флаг, мы счастливы в этот торжественный для нас день заявить: с нетерпением ждем возвращения в Россию, где приложим все силы, знания на пользу нашей Родине, первой в мире Республике трудящихся. Просим передать дорогому Владимиру Ильичу наш сердечный привет, пожелания здоровья, сил и энергии в работе на пользу трудящимся всего мира».
Ранним утром 11 марта 1923 г. на «Адмирале Завойко» раздалась долгожданная команда:— По местам стоять, с якоря сниматься! Забурлила, запенилась за кормой вода. Корабль направился к родным берегам. Через девять суток, в 24 часа 20 марта «Адмирал Завойко» отдал якорь в бухте Золотой Рог напротив Штабной пристани. На следующий день корабль посетило командование Морских сил Дальнего Востока, а вечером состоялся митинг трудящихся города, личного состава воинских частей и экипажа «Адмирала Завойко». Коллектив редакции и типографии владивостокской газеты «Красное знамя», взявший шефство над кораблем, на митинге вручил отважным морякам бархатное Красное знамя, на полотнище которого были вышиты золотом слова: «Поднимайте паруса на великое плавание по океану Мировой Революции».
10 мая был получен приказ Наркома по военным и морским делам, которым личному составу "Адмирала Завойко" объявлялась благодарность — "за примерную службу, сохранение корабля и успешное выполнение специальных заданий командования и поручений советской миссии в Китае".
После возвращения «Адмирала Завойко» из Шанхая на корабль прибыло первое комсомольское пополнение. Молодые моряки с увлечением взялись за боевую учебу и потом сменили многих старослужащих матросов и старшин. Вскоре посыльное судно получило новое название — «Красный вымпел».
Началась трудная многолетняя боевая вахта корабля на морских дальневосточных границах Советского Союза.
К 1923 г. Приморье и Приамурье были очищены от интервентов и белогвардейцев. Здесь прочно установилась Советская власть. Но обстановка на Дальнем Востоке продолжала оставаться напряженной. На Сахалине еще хозяйничали интервенты, на серверном побережье Охотского моря рыскали белогвардейские банды, захватившие Охотск и Аян. Против них в апреле 1923 г. на пароходах «Ставрополь» и «Индигирка» из Владивостока был направлен красноармейский отряд в составе 30 бойцов из 1-й Забайкальской дивизии, прошедших суровую школу гражданской войны.
Командовал отрядом талантливый военачальник Степан Сергеевич Вострецов. Сын уральского крестьянина, кузнец по профессии, он с первых дней гражданской войны был в рядах Красной Армии и прошел путь от рядового бойца до командира бригады. Руководимые им войска освобождали Златоуст, Челябинск, Омск, форсировали Западный Буг, штурмовали Спасск. Его боевые заслуги Советское правительство отметило тремя орденами Красного Знамени. Комиссаром отряда был назначен тоже участник гражданской войны, опытный политработник И. А. Чупрынин.
Переход совершался в трудных условиях. Льды почти на месяц затерли пароходы в Охотском море. Не хватало воды, продовольствия, сказывалась большая скученность людей в жилых помещениях пароходов. Когда ледовый плен закончился, «Ставрополь» и «Индигирка» скрытно подошли к побережью. Бойцы смело и решительно вступили в бой. Немногим из бандитов удалось бежать в тайгу, белогвардейские гарнизоны Охотска и Аяна почти полностью были взяты в плен.
Последний оплот белых на Дальнем Востоке был ликвидирован. Однако на сухопутных и морских восточных границах молодой Советской республики все еще было неспокойно: бежавшие за кордон белогвардейцы устраивали провокации, собирали силы, открыто бряцали оружием. На побережье советского Приморья под охраной кораблей своего флота орудовали японские купцы-пираты, расхищавшие лес и различное имущество. Так, в ночь на 17 сентября 1923 г. в бухту Самарга с потушенными огнями вошел японский пароход «Сидней-Мару». Его команда начала тайно грузить на пароход советское имущество с концессий, выданное ранее во временное пользование японским гражданам. Когда местные власти выразили протест, пароход ушел из бухты, но не надолго. 20 сентября он вернулся в сопровождении двух миноносцев. Корабельные орудия были направлены на берег. Пять дней японцы свозили на пароход ценные грузы, а что не могли взять, уничтожали на месте.
В конце сентября японские миноносцы в течение 48 часов задерживали в Амурском лимане советское гидрографическое судно «Инженер».
Наглое поведение японской военщины объяснялось тем, что Морские силы Дальнего Востока еще только возрождались и не могли дать разбойникам должного отпора.
Десант с «Красного вымпела» разгромил отряд белогвардейцев в заливе Корфа, вел бои с белобандитами на западном побережье Охотского моря. Моряки задержали несколько иностранных судов, занимавшихся хищническим ловом крабов в советских территориальных водах.
Забавный случай в 1924 г. произошел в бухте Провидения. Уже около семи лет существовала Советская власть в нашей стране, почти два года прошло после изгнания из Приморья интервентов и белогвардейцев, а кое-где в отдаленных северных районах еще существовали прежние порядки, ходили царские деньги. Преодолевая скопления льдов, посыльное судно «Красный вымпел» пробилось в бухту Провидения. Вдруг среди белесых гребешков волн матросы заметили нечто похожее на долбленую лодку. Четыре эскимоса, умело лавируя между льдинами, быстро подвели лодку к борту «Красного вымпела». На палубу корабля, тяжело отдуваясь, поднялся тучный красноносый урядник в полной парадной форме — с погонами и царскими медалями. Ветер шевелил его окладистую бороду и прокуренные рыжие усы. Привыкший чувствовать себя хозяином в этом районе, урядник властно заявил дежурному по кораблю:
— Хочу видеть капитана.
— А вы, собственно, кто такой? — спросил дежурный.
— Молчать! Я буду говорить с капитаном, а матросам — разойтись! — повысил голос урядник.
— Тише, дядя, на поворотах, — заметил кто-то из стоявших поблизости моряков.
В это время подошел командир корабля.
— Какой у вас флаг на корме, господин капитан?.. Бунтовщики! Арестую! — кричал урядник.
— С луны свалился, ишь как его разобрало, — наблюдая происходящее, говорили матросы между собой.
— Вы кто такой? — спросил командир корабля.
— Не разговаривать!.. Флаг убрать!.. — орал урядник.
— Арестовать, — спокойно приказал командир дежурному по кораблю.
Моряки «Красного вымпела» отправились на берег, где в течение трех дней вели разъяснительную работу среди местного населения, провели выборы в местные Советы. Эскимосы, узнав, что в России установлена рабоче-крестьянская власть, сорвали с царского урядника погоны и медали и бросили их в море. Когда корабль уходил из бухты, на ее берегу собрались эскимосы. Они приветливо махали руками морякам, принесшим им свободу. Над провожавшими колыхалось Красное знамя.
Так были окончательно ликвидированы остатки белогвардейских банд на берегах Охотского моря, и в селениях и стойбищах прочно утвердилась Советская власть.
В эти походы на "Красном вымпеле" наш герой Игнат встретил мать своих будущих детей (а их выросло восемь) девушку по имени Феоктиста. Парня тронула не только внешняя красота, но и трагедия семьи, оставшейся сиротой девушки. Отец её был казачий офицер даурского войска, воевавший на стороне Белой армии. Когда война пришла в их родные места, "чтобы не попали в большевистский плен", казак порубал всю семью и сам сгинул в застенках тюрьмы.
20 июня 1925 г. «Красный вымпел» был передан в оперативное подчинение полномочного представителя ОГПУ на Дальнем Востоке. На личный состав кораблей отряда и канонерской лодки «Красный Октябрь» легла ответственная задача — охранять огромные по своей протяженности морские границы нашей Родины на Тихом океане.
В 1926 году корабль даже выполнял буксировку с Сахалина на Амур судов речной флотилии, уведённых на остров японскими интервентами во время Гражданской войны. "Красный Вымпел" перевел из Александровска-на-Сахалине в Николаевск-на-Амуре канонерские лодки "Вотяк", "Бурят" и "Монгол", два бронекатера и монитор "Шквал". До 1932 г. эти корабли, а также канонерская лодка "Красный Октябрь" и несколько катеров охраняли советские берега, осуществляли снабжение всем необходимым отдаленных постов, маяков и селений, несли гидрографическую службу.
В семье не сохранились сведения о пребывании Игната в городе своего отца... Нам известно лишь, что родной брат Игната Станислав Иосифович (Осипович) Шмаус участвовал в революционных события в Александрорвске. Как и знаменитый герой гражданской войны Фабрициус Я.Ф. Шмаус С.И. состоял в Рабочем бюро п. Александровского 1917 года и был членом Сахалинского Совета рабочих и солдатских депутатов. Если их встреча на Сахалине все же состоялась, то братьям было о чем поговорить...
И все же мирная жизнь прорывалась в жизнь матроса "Красного вымпела" (каторжанское семя оно прорастает и в трудных условиях- Г.С.)
Однако переход к мирной жизни для Игната вновь прервался...На границе вновь не спокойно... В своем программном документе — меморандуме 1927 г. японский премьер-министр генерал Танака доказывал неизбежность войны с Россией, что будущее Японии якобы зависело от вытеснения Советского Союза с берегов Тихого океана. В меморандуме прямо указывалось: «В программу нашего национального роста входит, по-видимому, неизбежность вновь скрестить наши мечи с Россией... Пока этот риф не будет взорван, наше судно не сможет пойти быстро вперед».
В 1929 г. японские империалисты решили прощупать военную мощь СССР на Дальнем Востоке. При поддержке английского и американского империализма, используя расположенные в Маньчжурии белокитайские войска маршала Чжая Сюэ-ляна, они спровоцировали конфликт на КВЖД. Одновременно японцы предприняли многочисленные провокационные нападения на наши пограничные территории. Советское правительство выразило решительный протест и предложило разрешить конфликт мирным путем. Однако провокации продолжались. Вскоре китайские власти сосредоточили у наших границ около 300 тыс. солдат и офицеров, захватили КВЖД, арестовали сотни советских граждан, закрыли в Маньчжурии все советские школы, клубы и другие учреждения.
В этой обстановке Коммунистическая партия и Советское правительство вынуждены были создать в начале августа Особую Дальневосточную армию. Ее командующим назначается прославленный полководец, герой гражданской войны Василий Константинович Блюхер.
Армии в оперативном отношении была подчинена Амурская флотилия. Корабли флотилии, приведенные в полную боевую готовность, перешли из главной базы — Хабаровска непосредственно к государственной границе. (Семья Игната жила уже в Хабаровске на Красной Речке...Г.С.)
С 1926 по 1931 год корабль находился в распоряжении гидрографической группы, проводившей исследования в Анадырском лимане. Работы велись в бухте Лаврова, Татарском проливе. Кроме того, летом 1929 года экипажу "Красного Вымпела" было доверено выполнение важного задания правительства — обеспечения перелета одного из первенцев советской авиации — гидросамолета "Страна Советов". Маршрут Москва — Нью-Йорк проходил через Сибирь, Охотское море и Тихий Океан. "Красный Вымпел" должен был организовать на островах Беринга и Командорах запасные посадочные площадки.
В вооруженном конфликте на КВЖД Амурская флотилия разгромила белокитайскую и до 60 человек были награждены боевыми наградами. У Игната в семье хранятся наградные часы от Блюхера В.К. с гравировкой. После 1937 года Неходцевым припоминали много раз в силовых структурах и жизнь на каторжном острове, и службу в колчаковской флотилии, и "связь" с "врагом народа" (тем более, что Блюхер жил неподалеку в Хабаровске и по утверждению родных мог общаться с Игнатом- Г.С.)
В 1932 году "Красный Вымпел" стал первым кораблём, зачисленным в воссозданные Морские силы Дальнего Востока, тремя годами позже переименованные в Тихоокеанский флот.
А Игнат полностью отдался работе на семью и детей. Скромно и тихо работал на гражданке. После "бесед" в ОГПУ делиться воспоминаниями о службе он опасался... Также тихо окончил свой земной путь в кругу детей в Хабаровске 15 июля 1975 года...
Прошло время... На "Красном вымпеле" вновь реет Андреевский стяг... С расстояния века многие острые углы противостояния притупляются... Быть может, и вклад наших сахалинцев в историю края будет востребованным земляками...
Пользуюсь случаем и поздравляю с наступающим праздником все военморов! С нами Бог и Андреевский стяг!
+7-962-125-15-15
Я прям уже второй удар получаю в этом году. Первый, когда весной был на марафоне памяти И. П. Фархутдинова. Был, но не участвовал. Общался с чемпионами, и просто ребятами которые любят этот спорт. Офигел, когда люди тратят свои деньги на самолёт, жильё. Просто что бы встретить знакомых, и пробежать чисто для себя, без всяких там этих лавр.
Я потом немного выпал в осадок и приуныл.
Второй удар от вас. Ничего не знал. Даже не думал . в смысле истории.
Ну тут без вариантов. Нам сегодня или через пару недель придётся поговорить