Прогулка за Долинск на местную Локаторную гору

Сразу же, во избежание путаницы, следует уточнить, какая гора имеется в виду. Так, на Сусунайском хребте имеются по крайней мере 3 горы, на вершинах которых некогда стояли локаторы – ну и они получили обиходное название «Локаторных». К вершинах этих гор хорошо сохранились дороги.

1. Прежде всего, гора Московская к востоку от южной части Южно-Сахалинска.

2. Затем гора Быкова к востоку от села Березняки.

3. И, наконец, гора к востоку от Долинска с забавным названием Пинда. Не верите? Вот карта. Эта гора указана в её северо-восточном углу.

Вообще сейчас никто не знает, откуда взялись некоторые забавные названия гор у нас на Сахалине. И ни одного полного топонимического словаря Сахалинской области я до сих пор не встречал. Так, например, недавно с удивлением обнаружил, что вблизи стыка административных границ Макаровского, Томаринского и Углегорского районов есть гора Хмара, название которой совпадает с моей фамилией в именительном падеже! Даже сотрудники Сахалинского филиала Русского географического общества, которых я запрашивал, сейчас ничего не могут сказать по этому поводу – мол, нужны поиски в архивах, но дадут ли они что-нибудь, да и есть ли в этом острая необходимость?

Итак, на упомянутую гору Пинда наверняка ходили некоторые жители Долинска, но из жителей Южно-Сахалинска мало кто там побывал. Долгое время на её вершине действительно стояли локаторы, но как-то, глядя на неё из Долинска, я обнаружил, что локаторы сняты. Следовательно, доступ на вершину этой горы стал свободным! На неё и мы поднялись 2 года назад по дороге из Долинска, которую благополучно нашли. Но тогда погода стояла пасмурная, и мы сверху мало что увидели. Описание маршрута на эту гору я привёл в материале http://sakhtravels.16mb.com/Khmara/mytours6.html

Прошло 2 года. Я стал вспоминать места, где когда-то был, но хотелось бы побывать ещё раз. ЭВРИКА! Я и вспомнил об этой горе, тем более захотелось побывать на её вершине в хорошую погоду.

Предложил моим знакомым, те – своим знакомым, и в результате собралось приличное количество желающих побывать на той горе, из которых ранее там бывали только я и ещё двое моих знакомых. Все мы – жители Южного. После тщательного анализа всевозможных прогнозов погоды я пришёл к выводу, что лучше пойти на неё сегодня (т.е. в воскресенье 16 ноября 2014 г.), погода обещала быть хорошей, а возможная облачность – небольшой и высокой.

С транспортом – проблем добраться не было, из Южного на Долинск ходят рейсовые автобусы через каждые 20 минут. Тем самым количество участников похода, что самое главное, не ограничивалось ничем!

Итак, сегодня в 8:10 утра на рейсовый автобус, следовавший из Южного в Долинск, погрузилась группа туристов в количестве аж 17 человек! Благо, автобус был большой. Возрастной состав сформировавшейся группы таков:

50-60 лет: нас четверо, в том числе трое, ранее бывавших на этой горе;

40-50 лет: двое;

20-30 лет: остальные 11.

Таким образом, возрастной диапазон 30-40 лет не был представлен никем. Не любят ходить пешком в таком возрасте, что ли, а предпочитают ездить на личных автомобилях? Конечно, любой социолог скажет, что эта выборка вряд ли была репрезентативной. И тем не менее, вот столько нас набралось.

После высадки с автобуса вначале зашли в район центральной площади Долинска, где год назад появился на постаменте танк Т-34. Потом вернулись на проспект Победы, и, перейдя овраг и мост через речку Эверон, поднялись наверх, оттуда по нужным развилкам повернули куда надо. Уже по лесной дороге спустились в ещё один овраг, после чего предстоял только подъём, местами по относительно крутым участкам.

Молодёжь бодро шла вперёд. Мы, кому за 50, потихоньку плелись сзади, но проинструктировали авангард, что на пути будет единственная значимая развилка, от которой надо будет повернуть направо. После прохождения этой развилки через некоторое время справа показалась боковая терраса, на которой имеются развалины сооружений. Никогда там не бывавшие пошли к тем развалинам, а те из нас, кто бывал в тех местах и тогда обследовавшие те развалины, потихоньку пошли вперёд. Вот и вершина! Гора высотой чуть ниже 400 метров над уровнем моря.

На этот раз погода нам позволила увидеть красивые панорамы, чего мы были лишены 2 года назад. Да ещё ни листва, ни трава не мешали.

Вид на восток, на гору Киселёвка. Она немного выше Пинды

Вид на юго-восток, на Сусунайский хребет

Вид на север – народ с интересом осматривает оставшийся каркас сооружения. На заднем плане Охотское море

Вид на запад, оставшиеся мачты

Внутри каркаса сооружения мы и пообедали, найдя место, относительно укрытое от ветра.

Путь от высадки с автобуса до вершины горы у нас занял 3 часа. Немногим более часа ушло на обследование объектов и обед. Спустились же мы до вокзала Долинска всего за полтора часа!

После возвращения на вокзал, а это было около 15 часов, шестеро из нас, кому за 40, решили уехать в Южный на очередном автобусе. А более молодые подались на территорию бывшего целлюлозно-бумажного завода с целью проникнуть на его развалины, но это уже другая история.

Ну что ж, цель достигнута, и я со своим предложением внёс некую скромную лепту в популяризацию пешего туризма на Сахалине, пусть с неформальной группой. Пока стоит поздняя осень, и нет глубокого снежного покрова, можно много ещё куда попасть пешком. Но возле Южного далеко не уйдёшь, мешают многочисленные буреломы, появившиеся после урагана 13 июня! Вот поэтому и приходится куда-нибудь отъезжать.

У нас по югу Сахалина ещё много есть интересных мест, куда можно обернуться из Южного за световой день. Какие места посетим в следующий раз, видно будет. Но что-нибудь обязательно придумаем!

Валерий Хмара, 16.11.14 г.