Сушка крокодила в позе бегущего египтянина. Из разговоров с военным психологом

Сушка крокодила в позе бегущего египтянина. Из разговоров с военным психологом

Приговором Курильского гарнизонного военного суда военнослужащим, из-за которых солдат погиб, спрыгнув с крыши казармы, назначено наказание в виде лишения свободы с отбыванием срока в колонии общего режима. Еще одного фигуранта дела «лишили свободы» условно. Кроме того, по сообщению АСТВ, суд постановил взыскать в пользу матери погибшего в качестве компенсации причиненного ей морального вреда с виновных в случившемся граждан Б. и Р. по 150 тысяч рублей с каждого, а с гражданина Б№2– 100 тысяч рублей http://news.astv.ru/news/34149. Такова вот, как оказывается, цена жизни защитника Родины.Прочитав эту информацию, я вспомнил весьма занятную беседу, состоявшуюся между мною и одним из военных психологов в начале двухтысячных годов. Эта беседа была опубликована одним из СМИ Приморского края, и каждый из Вас, уважаемый читатель, легко может найти ее в сети. Парадоксально и печально, но все, о чем говорилось тогда, на мой взгляд, до сих пор не потеряло своей актуальности. Как бы об этом ни умалчивалось и как бы ни минимизировалось значение происходящего – солдаты до сих пор погибают. А страшнее всего становится оттого, что погибают в относительно мирное время.С Вашего позволения выложу в своем блоге отрывки из этой беседы. Имя собеседника не называю – честно сказать, не знаю, чем этот человек занимается сейчас, каков его статус. На момент беседы – он – весьма уважаемый военный психолог с обширным опытом службы, знающий и уверенный в том, о чем говорит. Наш разговор состоялся тогда, когда продолжительность службы в армии была еще прежней (2 года), когда нас всех еще только ожидали нововведения отечественного Правительства.- Как Вы считаете, почему молодые, крепкие парни, попадая в армию, не могут дать отпор «дедам» (тогда я называл этот дурацкий поверхностный и ожидаемый вопрос «вопросом в лоб»)? - Давайте сначала разберемся, как происходит подчинение «духов» старослужащим. Как показывает мой опыт, молодые призывники всегда по дороге в часть договариваются держаться друг за друга. Они приезжают в часть в полной уверенности, что вместе смогут за себя постоять. Первые два дня (иногда больше) их никто не трогает - расспрашивают о жизни на гражданке. Но потом наступает так называемая «3-я ночь «духов». Те, кто прослужил больше года - «черпаки» в армии и «борзые караси» на флоте, - боевой отряд дедовщины, разобщают «духов». Их поднимают, сгоняют подальше от офицерских глаз и строят. Затем начинают объяснять, что если жить по уставу, можно сойти с ума, что они ничего не знают и не умеют. «Духам» говорят, что нужно потерпеть всего полгода - делать грязную работу, стирать «дедушке» форму, а также ежедневно приносить деньги и сигареты. Через полгода они станут «карасями» (на флоте) - не надо будет приносить деньги, останется только делать грязную работу. Еще через полгода они - дембеля. - А если кто-нибудь не согласится?- Тут фантазия «годков» заходит довольно далеко. Могут просто ударить, могут устроить «сушку крокодила» или «воздушную баночку». - Расскажите, что это значит? - «Сушка крокодила» - это когда солдата кладут на 3 табуретки, и поочередно вынимают их из-под него. Когда он не выдерживает, его бьют. «Воздушная баночка» - заставляют «сидеть без стула» минут 15-20 - человек начинает уставать, ерзать, за это его бьют по лодыжкам. На самом деле существует довольно много изощренных способов смирить непокорного солдата – например, бить клиньями и табуреткой по ягодицам в позе «бегущего египтянина». А пока над ним проводят экзекуцию, все остальные отжимаются. И при этом они ненавидят именно того «бунтаря», а не дедушек. - Как же тогда бороться с дедовщиной? - Давайте сначала разберемся, что представляет собой армия с точки зрения психологии. Это - так называемый «тотальный институт». Армия по степени тотальности находится где-то посередине между местами лишения свободы (зоной) и монастырем. А степень дедовщины зависит от уровня тотальности и духовности в той или иной части. Если осуществить перевод на контрактную армию без ошибок и перегибов, то армия будет более открытой - воин сможет более свободно уходить из части, жить нормальной жизнью, иметь семью. Кстати, присутствие женщин обязательно в жизни военнослужащих. Например, однажды провели такой эксперимент – в клетке оставили только группу обезьян-самцов. Так они тут же выстроили иерархию наподобие тюремной. Дедовщина заложена в человеческой природе. Дедовщина - проявление животного начала. Чем более закрытый коллектив, тем в большей степени она проявляется. В тотальном коллективе для человека главная и основополагающая ценность - место во внутренней иерархии взаимоотношений. Все остальное отходит на другой план. Если у военнослужащего появится, например, девушка, то его будут занимать другие проблемы. - Но почему в армии не может быть нормальных человеческих взаимоотношений? - Знаете, высокую духовность и нравственность привить в воинском коллективе трудно. Этому мешает то, что люди как стадные существа следуют мнению и примеру других людей. Это еще называют «эффект лемминга» - все делают и я делаю. Иначе это можно назвать «конформизмом», когда для человека мнение окружающих доминирующее. Если бы этого явления не было, люди бы давно уничтожили друг друга. Поймите, любой коллектив, в том числе и воинский, имеет свойство делиться на микрогруппы. Вот, например, рота - 120 человек. Там - масса микрогрупп, по общности - землячеству, религии, и т.д. Какая-то микрогруппа будет доминирующей. Вот, например, «духи» - они становятся бесправными членами коллектива. Им говорят, что все через это прошли, и духи с этим мирятся на время. Если бы им сказали, что это - навсегда, то они бы наверное бунтовали, и не было бы адаптивного поведения. Они в свою очередь думают, что через год оторвутся на других. - А почему тогда офицеры, как наделенные властью в вооруженных силах, не могут взять ситуацию под контроль?- Тут все зависит от того, как офицер поступит. Бывает так, что вызывает офицер «годка» и начинает ему объяснять, как плохо бить сослуживцев. В ответ чаще всего упрек - «А где вы были, когда мне устраивали «сушку крокодила»? Если бы вы меня тогда защитили, я бы так не поступал». И он имеет абсолютное моральное право так говорить! - Что же в таком случае делать офицеру?- Главная задача - вырастить молодое поколение, менее страдавшее от дедовщины. Наиболее благоприятный для этого момент - когда происходит «смена поколений», микрогрупп. Те, кому осталось служить месяц, мысленно уже дома. Борьба за власть их не интересует. А в это время в среде «черпаков» созревает будущий лидер. Обычно им становится самый отчаянный «гопник». А дембель никогда не отдаст выстраданное лидерство. На флоте был такой случай, когда командир части с замполитом начали кампанию против дембелей. Так солдаты написали письмо командующему о том, что командир пьянствует, а замполит сексуально домогается подчиненных. Хорошо, что во всем разобрались, и не полетели погоны. Дембеля в этот период уже не имеют жесткой мотивации сохранить власть. Их нужно отстранить от дел - пригрозить «шмоном» (каждый дембель хранит или «дембельский альбом», или гражданскую одежду - а Уставом это запрещено). Можно пригрозить завести уголовное дело по факту дедовщины, а это значит что дембель «зависнет» в части еще на пару месяцев. В отличие от зоны, дембель не оставляет преемника, поэтому офицер должен выдвинуть на его место «положительного» кандидата.- Неужели удастся сменить лидера, находясь снаружи коллектива? - Конечно, при этом никто даже и не поймет, что происходит. Достаточно только грамотно изучить коллектив, определить тех, кого надо «поднять», а кого «опустить». Дембеля нельзя поставить на чистку гальюнов, от такой потери уважения иногда происходят суициды. А вот «черпака» - можно, он еще боится показать свою власть. Кроме этого, существует еще много способов вырастить лидера - назначать старшим, не ставить на грязную работу, присвоить звание «старший матрос». Таким образом, в коллективе образуется нормальный лидер и его микрогруппа. В результате дедовщина ослабеет.- А применяются ли такие методы на практике? - Дело в том, что не все офицеры обладают достаточными знаниями чтобы так работать с подчиненными. Я знаю, что, к примеру, в военном институте одного из ВУЗов (прим. автора - не публикую названий) офицеры-воспитатели проходят переподготовку. Их вместе со студентами военной кафедры учат изучать коллектив, распознавать девиантное поведение. Однако, сегодня как этот институт, так и многие другие военные кафедры, где готовили специалистов по воспитательной работе, закрываются. Откуда взяться грамотным офицерам? А ведь именно от офицера, а не от священника или военного полицейского зависит климат в коллективе.- Кстати о священниках. Как вы считаете, это поможет? - Если мы проделаем все, о чем говорили выше, то дедовщина ослабеет, но не исчезнет. Теперь надо будет переходить ко второй составляющей - привнести в коллектив нравственные ценности. Конечно, здесь священники могут помочь, однако для этого нужно подготовить почву. Для тех, кто на гражданке был «гопником» и наркоманом - а таких в армии больше чем «ботаников» - нет ничего хуже, чем учить наизусть стихи. Что же говорить о высоких духовных ценностях. Нужно «поднять» в лидеры человека, который хотя бы будет слушать проповеди и читать книжки. Тогда все остальные примут ценности лидера. После этого можно приглашать и священника, и библиотекаря, и ветерана. Тогда в коллективе будут нормальные ценности, можно будет насаждать духовность. - Вы можете представить армию без дедовщины?- Дедовщина в той или иной форме останется. Она будет выражаться в простом подчинении младших старшим, но не будет системы – «воздушных баночек», «сушки крокодила», вымогательства денег. Не будет зверств.- То есть, дедовщина - естественное явление?- На сегодняшний день - да. Эта система возникла тогда, когда в обществе резко упала мораль. Примерно - в 70-е годы прошлого века. Раньше дембелей распекали на комсомольском собрании, и они плакали! А в 70-е годы началось размывание коммунистических ценностей. На первый план начали выходить материальные интересы. В армию стали брать бывших заключенных. И они привнесли туда свои ценности, свою «обезьянью» схему. Она там прижилась, потому что когда идеология умирает, на пустое место стягивается все низменное, что есть в человеке. Я еще раз напомню, что армия - зеркало общества. Если в армии будут солдаты, которые никогда не видели «3-ю ночь духов», то зверств и издевательств в вооруженных силах не станет. P.S. До сих пор уверен, что это было мое самое продуктивное и «полезное» интервью. До сих пор готов согласиться со всем сказанным. И до сих пор я не понимаю, почему все вышеописанное по сей день существует в нашей с Вами жизни, в нашей с Вами такой, как уверяют, продвинутой, культурной и наннотехнологичной стране.
Автор: Яков Максимов, 30 ноября 2013, в 18:24 0
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Если бы я стал губернатором
Если бы я стал губернатором
Нафига козе баян, спрашивается?
Нафига козе баян, спрашивается?