Со дна моря в заливе Анива подняли двигатель советского истребителя, потерпевшего крушение во время учебного полёта в 1951 году. Ранее следы исторической находки обнаружили рыбаки, а поисковики обследовали акваторию.
Как сообщает региональное отделение "Поисковое движение России", фрагменты советского истребителя УЛа-11 подняли в ходе тренировочных учений специалистов ООО "Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск", команды водолазов, спасателей и операторов ТНПА Сахалинского филиала ФГБУ "Морспасслужбы", которые прошли 13 ноября.

"Специалисты "Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск" обладают профессиональными знаниями и надёжными практическими навыками, необходимыми для подготовки и проведения морских операций с применением ТНПА (телеуправляемого необитаемого подводного аппарата). Их слаженная работа и опыт позволили качественно и безопасно провести операцию по подъёму двигателя с морского дна и стать причастным к сохранению исторической памяти, наследия славного военного прошлого России", - отметил генеральный директор "Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск" Валерий Гурьянов.

Компания регулярно проводит учения, необходимые для поддержания высокого уровня готовности сил и средств. В этот раз район их проведения согласовали в соответствии с запросом "Поискового движения России". Организация с 2014 года реализует проекты "Небо Родины" и "Вечный полёт", которые призваны сохранить историческое наследие и увековечить память советских пилотов, выполнявших воинский долг в небе над Сахалином и Курилами, добавили поисковики.

Советский истребитель УЛа-11 потерпел крушение во время учебного полёта 4 декабря 1951 года. На борту находились два члена экипажа. Благодаря слаженной работе специалистов удалось поднять на поверхность двигатель самолёта - одну из его ключевых деталей.
"Изучение двигателя, а также сведений о расположении других обломков повышает шансы на обнаружение фюзеляжа и погибшего экипажа", - добавили активисты.
Следы советского истребителя в акватории залива Анива обнаружили в октябре - о находке сообщили рыбаки. Предполагаемый район крушения поисковики предварительно обследовали совместно со специалистами регионального агентства по ГО, ЧС и ПБ при поддержке сотрудников линейного отдела полиции города Корсакова. Тогда обнаружили некоторые фрагменты самолёта и подняли со дна моря моторную раму - относительно лёгкий элемент конструкции боевой машины, а также отдельные фрагменты двигателя АШ82-фн.

Но для более детального обследования дна и подъёма тяжёлых фрагментов требовалось специализированное оборудование.

В районе крушения самолёта с борта судна "Спасатель Кавдейкин", которое несёт дежурство в рамках аварийно-спасательного обеспечения объектов шельфового проекта "Сахалин-3", спустили ТНПА, которым обследовали более полукилометра поверхности дна. Работы заняли около трёх часов, они осложнялись минимальной видимостью, отсутствием актуальных и подробных карт дна и возрастом обломков, которые за семь десятилетий под водой обросли ракушками и водорослями.

Совместная работа специалистов "Морспасслужбы" и морского подразделения "Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск" позволила успешно завершить поиск. Сначала на дне с помощью эхолокации обнаружили несколько небольших фрагментов истребителя, а затем и зафиксировали их камерами ТНПА.
После обнаружения агрегата началась вторая фаза операции - подготовка к подъёму. С помощью манипулятора ТНПА к двигателю прикрепили навигационный буй, после чего в дело вступила команда водолазов. На глубине более 20 метров они закрепили стропы и подали конец троса на поверхность.

Слаженная работа команды позволила с помощью корабельной лебедки безопасно поднять и транспортировать 900-килограммовый агрегат. Его уже доставили в Южно-Сахалинск и передали поисковикам для очистки и исследования.

"Это уникальная операция - первый в истории сахалинского поискового движения подъём фрагментов погибшего истребителя из акватории залива Анива. И она не состоялась бы без поддержки островных предприятий, без участия специалистов "Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск" и "Морспасслужбы". Впереди масштабные работы, необходимо продолжать обследование района крушения. Наша основная цель - обнаружить обломки самолёта и останки погибших летчиков. С учётом собранных данных о расположении обломков попробуем обозначить траекторию падения и сузить акваторию поисков", - прокомментировал председатель регионального совета сахалинского регионального отделения "Поискового движения России" Артём Бандура.
Спасибо вам за вашу работу🙏