Вам плохо залечили зуб или не назначают нужные анализы и обследования? Приём врача - это оказание услуги, поэтому на вашей стороне закон о защите прав потребителей. Он применяется и к обязательному медицинскому страхованию, и к добровольному платному.
Подробную инструкцию того, как отстоять свои права, опубликовал сервис Объясняем.рф.
В каких случаях можно пожаловаться на врачей?
- слишком поздно поставленный или ошибочный диагноз
- подбор неверной терапии
- не были назначены необходимые исследования
- отказ в приёме или игнорирование симптомов болезни
- осложнения после хирургического вмешательства
- медпомощь привела к инвалидности
Как доказать врачебную ошибку?
Проверить качество любой медицинской услуги, оказанной по ОМС, и выявить недочёты вам поможет целевая экспертиза. Чтобы её назначили, вам нужно обратиться в одну из этих организаций:
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- территориальный фонд ОМС;
- страховую медицинскую организацию, выдавшую полис ОМС.
В обращении подробно опишите проблему, укажите конкретные действия или бездействие врачей и отправьте его по электронной или обычной почте. В ответ вы получите сообщение о том, что запрос принят в работу.
Как проходит экспертиза?
Экспертизу проводит практикующий врач с профильной специализацией.
Он не должен:
- работать в организации, которую проверяет;
- быть вашим родственником или лечащим врачом.
В экспертизе укажут стоимость каждой услуги, которую страховая перевела клинике за ваше лечение, а также суммы штрафов за нарушения.
Экспертиза займёт от 30 до 60 дней. Результаты пришлют на электронную почту, их также можно будет забрать в офисе фонда или страховой.
Получив результаты экспертизы, пациент сможет требовать от клиники компенсацию.
Можно обойтись без экспертизы?
Составьте претензию на имя главврача в двух экземплярах, перечислите в ней ваши требования и передайте их в клинику
Секретарь главврача должен поставить отметку на вашем экземпляре с датой вручения и своей подписью.
Также можно отправить бумаги заказным письмом с уведомлением о вручении. В описи вложения укажите, что внутри именно претензия, и сохраните квитанцию с датой отправки письма.
Какие документы приложить?
Если правильный диагноз вам поставили в другом медучреждении, приложите к претензии:
- листы осмотра, выписки из стационаров;
- поставленный диагноз и результаты исследований;
- фото и видео проявлений внешней симптоматики;
- чеки об оплате медуслуг.
По вашему требованию клиника должна предоставить все распечатки из медкарты. Также их можно скачать в личном кабинете Единой медицинской информационно-аналитической системы.
Как должно отреагировать медучреждение?
Руководство больницы обязано созвать врачебную комиссию. Она проверит, соблюдал ли врач стандартный протокол оказания медпомощи и клинические рекомендации.
Решение комиссии должны передать вам в течение 30 дней после регистрации обращения
Если клиника игнорирует претензию, пожалуйтесь в Росздравнадзор и Минздрав.
Горячая линия Росздравнадзора: 8 (800) 550-99-03.
Куда пожаловаться на частную клинику?
Если ваши требования игнорирует частная клиника - обратитесь в Роспотребнадзор.
К жалобе приложите копию претензии, ответ на неё, если есть, и перечислите ваши требования, но уже с просьбой привлечь врача или медучреждение к ответственности.
Когда идти в суд?
Если нарушения установлены, но медучреждение не выполняет ваши требования, идите в суд.
К иску приложите копию претензии. Выявлять врачебную ошибку будет судебно-медицинская экспертиза.
Вы вправе требовать в суде:
- бесплатно устранить недостатки оказанной услуги;
- уменьшить её стоимость либо безвозмездно повторить;
- возместить расходы, которые потратили на исправление ошибки;
- компенсировать физический и моральный вред.
Что могут взыскать в качестве компенсации за вред здоровью?
- утраченный заработок;
- приобретение специального транспорта;
- посторонний уход, санаторно-курортное лечение;
- расходы на дополнительное лечение, особое питание, покупку лекарств и протезирование;
- получение новой профессии, если вы больше не можете трудиться на старой работе.
Моральный вред можно оценить в любую сумму, но окончательный размер компенсации будет определять суд.
Вот это сплошь и рядом, постоянно и везде в поликлиниках, особенно у узких специалистов, типа ревматологов, дерматологов и т.п. И ничего с этим не поделаешь. Не лечение, а "оказание услуг". Магазин или базар.