Страшная трагедия произошла ровно шесть лет назад в Охотском море. Около двух часов ночи 2 апреля 2015 года примерно в 150 милях от Магадана затонул большой автономный морозильный траулер (БАТМ) "Дальний Восток" (порт приписки - Невельск, владелец - ООО "Магеллан"). Траулер работал на промысле.
Погибли 16 сахалинцев
На борту судна находились 132 человека. Экипаж был смешанным: 76 человек - россияне, остальные - граждане Бирмы, Латвии, Вану-Ату и Украины, Мьянмы. При крушении траулера "Дальний Восток" погибли 16 сахалинцев. Еще 17 островитян удалось спасти.
Всего в шторме погибли 69 членов экипажа. Выжившие 63 человека долго находились в ледяной морской воде. Они стали невольными очевидцами гибели членов команды.
В тот же день следственные органы Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ по факту затопления "Дальнего Востока" возбудили уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц", а в сахалинском управлении МЧС и МЧС России открыли горячую линию для родственников.
7 апреля 2015 года в Сахалинской области объявили траур по погибшим членам экипажа. По всему региону приспустили флаги. Судовладельца затонувшего траулера "Дальний Восток" объявили в розыск, а его заместителя задержали. В офисах компании прошли обыски.
В тот же день сотрудники Следственного управления на транспорте работали почти сутки без перерыва. Они опрашивали уцелевших моряков "Дальнего Востока". Моряки понемногу отходили от шока. Дмитрий Дмитриевич, 32-летний моторист из Владивостока, в тот день дал небольшое интервью журналистам прямо на больничной койке. Его вертолётом переправили в больницу Магадана, а вечером 7 апреля вместе с коллегами привезли на Сахалин.
"Люди не верили, что такое судно может затонуть"
- На корабле были переделки, но какие точно, не знаю, - с планом судна я не знаком. Особого инструктажа по безопасности не было. Так, расписывались в журнале, что ознакомлены с техникой безопасности, - рассказывал моторист Дмитрий Дмитриевич.
- В момент крушения я как раз сменился и пошёл на отдых. Был достаточно большой крен, 35-40 градусов или около того. Я проявил инициативу - отправился за средствами спасения. Вместе со мной пошёл мой товарищ. Остальные коллеги тоже стали так поступать. Команды об этом не было.
Я не могу сказать, хватало ли на всех средств спасения, не располагаю такой информацией. Но лежали они в труднодоступном месте - в самой нижней части корабля, где был один вход.
Люди, которые спускались за спасательными средствами, не давали подняться тем, кто их уже взял. Такая толкучка, давка…
Бирманцы, наверное, быстрее всех сообразили, что происходит. Остальные, возможно, даже не верили, что такое судно может затонуть. Все же работали по команде с мостика. Все ждали специальной команды. Последняя команда была - постановка и выборка трала.
Я в считанные минуты, еще до того, как все успели сообразить, что происходит, взял гидрокостюм и сел в каюте ждать команды, каких-то указаний. Сидел минут 10 или 15. Потом выглянул - все уже были в гидрокостюмах. Я тоже стал тогда одеваться.
Что касается тех, кто работал на разделке рыбы в трюме, то со слов рыбмастера, он отправил на палубу своих подчиненных, когда стал увеличиваться крен. Но некоторые остались в трюме.
Плоты на воду было нелегко спустить. Первые спустили, а остальные не получилось. Они были достаточно тяжёлые, а крен был такой, что стоять было невозможно, было скользко, нужно было держаться за что-то, чтобы не упасть. Было темно, ветер… Мы скидывали плоты, а их уносило течением.
Я ушёл под воду вместе с судном. Не помню, как меня выбросило на поверхность. Когда я вынырнул, плотов рядом уже не было. Был, как и другие, в дрейфе. Я провел в воде около двух часов, но были и те, кто четыре. Нас рядом было трое. Один матрос, Михаил, фамилию не скажу. Мы поддерживали на плаву моториста с Сахалина - Сергея. Фамилию тоже не помню. Он был вообще без ничего - без костюма, без жилета.
Мы пытались как могли держать его на плаву минут 20, но он у нас на руках скончался. Мы его до последнего держали, чтобы родственники хотя бы тело увидели, похоронили. Потом увидели судно "Викторию-1", начали подгребать к нему, но течением нас начало относить.
Я Михаилу говорю: отпускай Серегу, ему уже не помочь. Нас бы мимо просто унесло течением, и мы бы тоже не выжили. Пришлось отпустить тело. Сами еле-еле догребли до судна, и нас вытащили.
Я бы не сказал, что на судне были явные нарушения условий труда. Все как везде на судах такого типа. Разве что спасательные средства должны быть выданы каждому индивидуально. А так, все как везде... - рассказал Дмитрий.
9 апреля поиски перешли в пассивную фазу.
Наказание
Компанию "Магеллан" оштрафовали на 12 миллионов рублей. 6 - за нарушения требований охраны труда и столько же - за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина.
В августе 2015 года затонувший в апреле траулер "Дальний Восток" нашли на дне Охотского моря.
В ноябре 2017 года Южно-Сахалинский городской суд признал виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта заместителей гендиректора ООО "Магеллан", а также бывшего капитана судна, который принимал траулер после ремонта и передал его новому капитану.
По данному делу также были признаны виновными начальник отдела безопасности мореплавания ФГБУ "Сахалинрыбвод" - за халатность; госинспектор морского отдела ТУ Росрыболовства - за получение взятки и злоупотребление полномочиями.
Суд тогда назначил им наказание в виде лишения свободы сроками от пяти лет восьми месяцев до 6,5 лет.
Фигуранты с таким приговором не согласились и обжаловали его. Российские капитаны дальнего плавания и родственники осужденных по делу о крушении траулера собирали подписи в их защиту.
Заседание суда апелляционной инстанции началось 9 апреля 2018 года. Сахалинский областной суд 2 августа 2018 года оставил без изменений решение суда первой инстанции, за исключением одного из участников из-за его состояния здоровья.
В Ю.Корее он живёт!!!
Бог накажит!!!