Прямые виновники гибели рыболовной шхуны «Аргонавт» не установлены

Прямые виновники гибели рыболовной шхуны «Аргонавт» не установлены

Вероятной причиной начала аварии, произошедшей в проливе Лаперуза, явилось попадание судна в условия попутной волны

Прямые виновники гибели рыболовной шхуны «Аргонавт» не установлены, сообщается на сайте Сахалино-Курильского теруправления Росрыболовства.

Напомним, 1 июля 2012 года в 23 часа по местному времени во время следования при благоприятных погодных условиях в заливе Анива из района промысла в порт Корсаков рыболовная шхуна «Аргонавт», принадлежавшая ООО «Коралл», неожиданно получила крен на левый борт около 5 градусов. При циркуляции судна через левый борт крен увеличился до 25-30 градусов, палубу начала заливать вода, а затем крен стал критическим. Капитан подал сигнал SOS, после чего экипаж в полном составе покинул судно на спасательных средствах и был поднят на борт находившимся в районе промысла судном «Тис-1». Рыболовная шхуна «Аргонавт» вместе с имеющимся на ней грузом мороженной рыбопродукции затонула. Никто из членов экипажа не пострадал. Потерпевшие аварию около 3-4 часов дрейфовали на спасательном плоту. Момента затопления шхуны они не видели, поскольку во время перехода экипажа на борт судна «Тис-1», шхуна еще оставалась на плаву с креном на левый борт и дифферентом на корму. Через 1,5 часа спасенные моряки были переданы с «Тис-1» на судно береговой охраны «Палия» и доставлены в Корсаков.

Расследование обстоятельств аварии проводилось специалистами Госморнадзора, Российского морского регистра судоходства и Сахалинрыбвода. Комиссия по расследованию аварийного случая не установила виновников крушения шхуны из-за отсутствия достоверных фактов того, что же на самом деле произошло с судном. В то же время считает, что на развитие событий, которые привели к предполагаемой гибели судна, повлияли действия капитана РШ «Аргонавт» Н. Хлюстина, директора ООО «Коралл» Ю. Цапко и его заместителя по безопасности мореплавания В. Болдырева.

Комиссия считает, что капитан проявил излишнюю самоуверенность и неоправданный риск, не принял мер по обеспечению безопасности плавания и по предотвращению причинения вреда судну, экипажу и грузу, не следил за остойчивостью судна и не поддерживал его в мореходном состоянии. Директор ООО «Коралл» не обеспечил в полной мере функционирование системы безопасности на судне и в компании, безопасную эксплуатацию РШ «Аргонавт» и безопасные условия труда для экипажа. Компания не выявляла риски для своего судна и персонала, не устанавливала соответствующую защиту. Заместитель директора по безопасности мореплавания не обеспечил контроль за соблюдением норм безопасности на судне, функционирование системы безопасности на судне и в компании, не проводил регулярный контроль за выполнением капитанами своих должностных обязанностей, не выявлял риски для судов и судового персонала.

В результате, по мнению комиссии, наиболее вероятной причиной аварии, которая в соответствии с п. 7 ПРАС-09 классифицируется как очень серьезная авария на море, повлекшая гибель судна, является потеря остойчивости судна и, как следствие, его опрокидывание и затопление. На характеристики остойчивости могло повлиять наличие неучтенных грузов на палубах бака и юта, снижающее остойчивость малых рыболовных судов, перемещение груза из трюма на палубу, работа краном, образование неконтролируемой свободной поверхности воды в трюмах, попадание судна на попутную опасную волну, смещение незакрепленных грузов, постоянный крен на один борт и некоторые другие факторы.

Рассмотренные комиссией отчетные документы показывают, что каждый в отдельности из перечисленных факторов не мог бы служить причиной аварийной потери остойчивости, но из анализа объяснительных записок членов экипажа можно предположить, что вероятной причиной начала аварии явилось попадание судна в условия попутной волны. Наибольшую опасность представляет ситуация, когда при равных длинах судна и волны, скорость судна и скорость попутной волны совпадают. При неблагоприятном курсе судно, имея начальный статический крен, могло при движении на попутной волне получить крен в 2-3 раза больше первоначального (15-20 градусов и более). В это время через штормтрапики может поступить около 240-300 кг забортной воды. Захваченное волной судно с креном разворачивает лагом, вода с палубы сойти не может.

Действия капитана в тот момент оправданы и являлись единственно правильными – увеличением хода вывести судно из волны и поставить его в прямое положение. Но судно в этом положении управляется тяжело. В тот момент могли отрицательно повлиять дополнительные факторы: ветровая нагрузка, смещение груза, поступление воды внутрь корпуса.

Ранее:

В проливе Лаперуза затонуло судно "Аргонавт"

Продолжается проверка по факту крушения шхуны "Аргонавт" в проливе Лаперуза

17 сентября 2012, в 04:21 0
Другие статьи по темам

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Сахалинские любители мини-волейбола вернулись с Хоккайдо
Сахалинские любители мини-волейбола вернулись с Хоккайдо
Фестиваль настольного тенниса состоялся в Южно-Сахалинске
Фестиваль настольного тенниса состоялся в Южно-Сахалинске