Депутат: любой инвестор аэровокзала Хомутово будет повышать цены на все услуги
Фото пользователя Дядя_Федор

Депутат: любой инвестор аэровокзала Хомутово будет повышать цены на все услуги

Он захочет окупить миллиардные вложения, а область не сможет этому помешать, считает Игорь Янчук

Неконтролируемое повышение цен в аэропорту Южно-Сахалинска ожидает островитян и гостей региона, если здание будет достраивать инвестор. Похожий сценарий уже разыгрался в воздушной гавани Ростова-на-Дону, куда в конце августа с визитом летала делегация сахалинского правительства. В этом случае на территории региона появится ещё одна естественная монополия как холмский торговый порт. Не имея основного пакета акций, область не сможет в полной мере влиять на ценовую политику. Останется только вариант субсидирования, когда регион будет платить инвестору из бюджета - этим мнением с ASTV.RU поделился депутат сахалинской областной Думы Игорь Янчук.

51% акций у инвестора

Напомним, в Южно-Сахалинске продолжается строительство здания нового аэровокзального комплекса. По планам правительства региона на базе главного аэропорта области должны создать крупный хаб - узловой аэропорт с большой долей стыковочных рейсов.

Новый терминал начали строить в 2017 году (для этого Минимущества области учредило АО "Аэровокзал Южно-Сахалинск"). В 2019 году его должны были сдать в эксплуатацию. Но в 2018 году правительство РФ выпустило ряд документов, касающихся обеспечения безопасности организации воздушных перевозок, в результате чего проект пришлось отправить на доработку, и объём необходимых инвестиций вырос в 1,8 раза - до 11,8 миллиарда рублей (первоначальная стоимость проекта оценивалась в 6,7 миллиарда рублей).

Правительство региона планирует привлечь к достройке инвестора, передав ему 51% акций АО "Аэровокзал Южно-Сахалинск". В роли инвестора рассматривается холдинг "Аэропорты регионов" (через дочернюю организацию "ДВ-Инвест"). 49% акций останется у правительства.

Гендиректор холдинга Евгений Чудновский, выступая перед депутатами облдумы, сообщал о планах достроить терминал в течение двух лет и в дальнейшем управлять им, "имея соответствующие права, чтобы реализовать данный проект".

А где конкурс?

Депутаты облдумы рекомендовали правительству области не останавливаться на "Аэропортах регионов" и рассмотреть предложения и других возможных инвесторов (среди которых, по данным "Ведомостей", холдинг "Базэл аэро" Олега Дерипаски, "Новапорт" Романа Троценко и "Хабаровский аэропорт" Константина Басюка). Также, по их мнению, необходимо обязать инвестора привлечь к работам сахалинские компании, которые уже участвовали в этой стройке.

В конце августа Федеральная антимонопольная служба начала проверку соблюдения закона о защите конкуренции при выборе оператора аэропорта Южно-Сахалинска. Юридическую оценку действий правительства Сахалинской области дадут по итогам проверки.

- Нельзя нарушать законодательство. Если принимать решение о поиске инвестора, то нужно действовать, как велит закон и практика, то есть, объявлять конкурс. Мне также не понятно, зачем увеличивать долю акций инвестора? У области должен быть основной пакет акций - более 50 процентов. Это позволит не просить, а контролировать и своевременно исправлять любую ситуацию, быстро принимая решение в интересах сахалинцев и курильчан, - прокомментировал ASTV.RU депутат облдумы Игорь Янчук.

28 июля парламентарии Игорь Янчук и Наталья Ждакаева написали обращение на имя губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко. В нём они обращали внимание на невыгодность предложения "Аэропортов регионов".

"Правительство Сахалинской области не предоставило ни одного юридически значимого документа, исходя из которого, можно было бы сделать вывод о невозможности построить здание аэровокзала на счёт средств областного бюджета, а также реальных цифр и причин удорожания строительства (до парламентского часа звучала цифра 9 миллиардов, потом 11 миллиардов 400 миллионов, а на парламентских слушаниях эта цифра составила 11 миллиардов, 800 миллионов). Не выступил ни один министр (так как они отсутствовали)".

Депутаты озвучили мнение о том, что область вполне может достроить здание аэровокзала сама за счёт регионального бюджета - четыре миллиарда рублей за два года бюджет выделить сможет.

"Старое здание аэровокзала работает в налаженном режиме, и острой необходимости принимать невыгодное для области решение нет", - сообщили депутаты.

"Неконтролируемое повышение от любого инвестора"

Приход на достройку аэровокзала инвестора, запросившего контрольный пакет акций, может в конечном итоге привести к сильному подорожанию как услуг, как и авиабилетов, считает Игорь Янчук. Депутат уверен, что области придётся субсидировать свой же аэропорт, чтобы снимать социальную напряжённость и сдерживать цены. В общем, это неважный бизнес для региона.

- Какой бы инвестор не стал достраивать и управлять аэровокзалом, окупить миллиардные вложения он сможет лишь за счёт повышения цен на все услуги. При этом, инвестору будет выгодно управлять всем аэропортом, а не только зданием аэровокзала - под контролем будут все деньги, которые мы платим, начиная со въезда на территорию аэрокомплекса. В этом случае на территории региона появится ещё одна естественная монополия как холмский торговый порт, - объяснил депутат.

В регионе уже есть негативный опыт работы частных компаний, бесконтрольно поднимающих цены в социально важных для сахалинцев и курильчан сферах. ASTV.RU неоднократно писало о поднятии тарифов в Холмском порту. Повлиять на эту ситуацию местные власти не могут. Ситуация не раз рассматривалась в Думе Сахалинской области.

В конце декабря 2019 года ФАС России разработала проект приказа, утверждающий перечень морских портов, в отношении которых субъекты РФ могут регулировать тарифную политику. Туда вошёл и Холмский порт. Однако, документ до сих пор проходит согласования.

- Если мы не можем с холмским торговым портом справиться, то, что говорить об аэровокзале? Даже если теоретически представить, что у него 300 миллионов прибыль (но даже этого нет), область приглашает этого инвестора (либо кого-то другого, который вложит 6 миллиардов рублей), то он не увидит дивидендов оттуда больше 15-20 лет, - полагает Игорь Янчук. - Что будет у нас? Неконтролируемое повышение от любого инвестора, какой бы сюда не зашёл. При данных обстоятельствах у меня только отрицательное мнение, если у области не будет контрольного пакета акций.

Опыт Платова - история успеха?

В конце августа делегация островного правительства и депутаты региональной Думы отправилась в Ростовскую область, чтобы ознакомиться с работой Платова - крупного регионального аэропорта. Глава делегации, председатель правительства Сахалинской области Алексей Белик, положительно оценил высокое качество оборудования транспортной безопасности, обработку багажа, максимально быстрое обслуживание пассажиров, прохождение контроля и короткие стыковки.

- Я считаю, что строительством и эксплуатацией таких объектов должны заниматься профессионалы, в активе которых есть истории успеха, - процитировала Алексея Белика пресс-служба сахалинского правительства.

Тем временем, ростовский "АиФ" в начале 2020 года опубликовал материал под заголовком "За Платов обидно. Почему аэропорт Ростова стал лидером по спаду пассажиров?" Оказалось, что управляемый "Аэропортами регионов" Платов в 2019 году стал одним из крупнейших аэропортов России, где снизился пассажиропоток.

По словам донского губернатора Василия Голубева, основной причиной падения спроса стала тарифная политика управляющей компании. "Какие есть причины? Цена обслуживания самолётов", - сказал Голубев.

Более развёрнутый комментарий дал транспортный редактор портала Travel.ru Юрий Плохотниченко.

- Высокие тарифы на обслуживание ростовского аэропорта сделали невыгодными полёты для многих авиакомпаний. В результате некоторые перевозчики за год практически полностью покинули Ростов, а часть оставшихся сильно сократила число рейсов, - сказал он.

Эксперт привёл пример. К примеру, улететь из Краснодара в Москву в феврале-апреле 2020 года "Аэрофлотом" можно было от 3636 рублей, а из Ростова - от 7190 рублей, S7 - от 2592 и 5011 соответственно, более дешевой "Победой" - от 1999 и 2300 рублей.

- Наши коллеги полетели в Платов, но они не встретились с губернатором, вице-губернатором, который эти вопросы в свое время прорабатывали и уже получают отрицательные результаты. Если даже Ростов, граждане которого могут в любую сторону поехать или улететь, субсидирует свою компанию из регионального бюджета, то что будет у нас? - задал вопрос Игорь Янчук.

Быстрее, больше, дешевле

В это время пресс-служба правительства Сахалинской области приводит мнения экспертов, которые уверяют, что строительство хаба на юге острова сделает авиабилеты дешевле.

Главный эксперт института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов сообщил, что создание крупного узлового аэропорта положительно скажется на стоимости авиабилетов. Экономика, по его мнению, простая: чем меньше рейсов, тем дороже каждый из них и больше доля затрат на обслуживание аэродрома, которые закладываются в цену полетов. Напротив, увеличение частоты рейсов, связанное с созданием узлового аэропорта, привлекательного для перевозчиков, снижает затраты на обслуживание и положительно отражается на стоимости авиабилетов.

- За счёт эффекта масштаба и возможности снизить себестоимость перевозок растёт количество рейсов, повышается уровень комфорта для пассажиров, становятся более доступными билеты. В итоге в регионах с лучшей авиационной доступностью проще развивать туризм, привлекать бизнес, создающий новые рабочие места, - сказал Асхат Торшин, постоянный представитель в России и СНГ Lufthansa Consulting.

Опрос

Как вы считаете, как скажется участие инвестора в достройке аэровокзала Южно-Сахалинска?

9 сентября 2020, в 08:00 +3
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Написано 9 сентября 2020, в 08:56
Вот если есть четкое понимание ситуации, зачем продолжать усугублять ситуацию?! О каком туризме идёт речь, если даже сейчас цены полётов на материк стоят оенотоеть как дорого? А что потом? Или это и есть программа задержки населения на островах?

#енотыпротив
+13
Написано 9 сентября 2020, в 10:13
Енот, вот именно! Вход - рупь, выход - два...
+5
Написано 9 сентября 2020, в 11:22
Резвые Бобры, ...не правильно, пересчитайте при откате четыре рубля
+4
Написано 9 сентября 2020, в 11:23
Енот, енотам не пиндеть
+3
Еще 1 комментарий
Написано 9 сентября 2020, в 10:16
И никуда вы нафер не денетесь с подводной лодки!
+2
Написано 9 сентября 2020, в 11:21
...с позиции экономики всё выглядит элементарно... транспортные хабы с целью привлечения более высокого пассажирооборота оптимизируют цену обслуживания авиаперевозчиков, получив пассажиропоток безбожно задирают стоимость сервиса внутри аэропорта, снимая жирок с пассажиров. В сахалинской ситуации нет перспективы работать на обороте пассажиропотока, компенсируя недополученные прибыли высокой стоимостью сопутствующего сервиса, следовательно идущие инвесторы будут драть всех и всюду, требуя своего от управления хилого хаба, крепись, держись пассажир!
+9
Написано 9 сентября 2020, в 11:47
есть одна проблема , хабы как продукт уже не настолько актуальны .., другой вопрос когда задача распилить , то какое это имеет значение ))
+5
Написано 9 сентября 2020, в 18:16
Всё больше и больше понимаешь, что надо валить с этого болота. Цены задирают на всё, а зп стоит на месте. Только чинуши хорошо живут.
+2
Написано 9 сентября 2020, в 21:19
Lepestki_sireni, валить?? Валите! Вместо того, чтобы побороться, попробовать что то изменить- вы предпочитаете валить. Мало настоящих патриотов осталось.
+2
Написано 10 сентября 2020, в 04:37
Lepestki_sireni, идите в другое болото. Где вас ждут? Кому вы нужны? Везде вам будет хуже - сто процентов. Вы нигде никому не нужны. А "болото" или нет - прежде всего от вас самих зависит.
0
Написано 9 сентября 2020, в 20:21
Игорь Янчук абсолютно прав, все так и будет как он описал если правительство РФ не
0
Написано 9 сентября 2020, в 21:26
Все всё знаю, понимают, а толку.
+1
Написано 9 сентября 2020, в 23:49
Вот уроды, не дали строить корейца как их аэропорт в миниатюре Ичхон. Будет дорого. А теперь этот уродский недострой уже превышает чуть не в 2 раза сумму. Оставьте уже старый аэропорт, а этот как аквапарк бросьте, пуст стоит, потом какой нить ТЦ организуют
0
Написано 10 сентября 2020, в 04:42
"Инвесторы", "инвесторы", как же достали уже этими заклинаниями! Любой, повторю, ЛЮБОЙ частный инвестор желает, вложив 1 рубль, получить обратно 1000 рублей и желательно сразу же.
Инвесторы, на самом деле, не локомотив, а кровопийцы экономики.
Особенно в ситуации, когда государство вообще устранилось от инвестирования (а следовало бы!) и потеряло всякий контроль хоть над чем-нибудь стОящим в стране.
Государство раздало за бесценок всё, за что могло бы грести деньги, сдавая имущество в аренду или продавая незначительные (менее 40%) пакеты акций и распределяя прибыль в бюджет.
А теперь, голое и раздавшее имущество государство, дерет семь шкур с нищих граждан. Вместо того, чтобы самому инвестировать, и получать впоследствии умеренные, но стабильные дивиденды. А не отдавать экономику на разграбление кровопийцам-инвесторам.
0
Написано 10 сентября 2020, в 13:33
М-да, не начни Янчук пиариться перед выборами, мы бы так и не узнали, что делегация ПСО летала в Ростов-на-Дону, причем зря, т. к. с главными заинтересованными лицами встретиться не удалось...
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Вакцину от COVID-19 могут привезти на Сахалин уже в ноябре
Вакцину от COVID-19 могут привезти на Сахалин уже в ноябре
Волейболистки "Сахалина" все-таки вырвали победу у красноярского "Енисея"
Волейболистки "Сахалина" все-таки вырвали победу у красноярского "Енисея"