Происходящее на розничном рынке бензина и дизельного топлива в России продолжает вызывать бурные эмоции среди автолюбителей. Ситуация подтверждает давнее наблюдение: если на мировом рынке нефть дорожает, то бензин в России становится дороже. Если нефть дешевеет, цена топлива на АЗС все равно растет. Обычно люди винят в этом двух основных «злоумышленников». Это правительство, которое не может умерить аппетиты топливного бизнеса, и крупные нефтяные компании. Как считают авторы «ФедералПресса», это выгодная ситуация для еще одной стороны, которая скорее сама является главным бенефициаром и виновником происходящего.
Обычно водители вымещают злобу на крупных сетевых компаниях, некоторые даже предпочитают не заправляться на их АЗС в качестве «мести» и едут на небольшую заправку, принадлежащую какому-нибудь региональному оператору. Как считают авторы расследования, если разобраться в ситуации глубже, то именно такие операторы окажутся теми, кто толкает цены вверх.
Начать разбираться в том, что происходит, стоит с понимания цены бензина. Точнее, того, как эта стоимость формируется. Вопреки расхожему мнению, стоимость барреля нефти на рынках в очень небольшой степени влияет на конечную цену литра бензина или ДТ. Львиную долю в ней занимают государственные налоги и акцизы. Как пример – в стоимости 92-го бензина 38 % составляет НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), 19 % - акцизы, почти 17 % - НДС и другие налоги. В итоге почти три четверти цены – это налоги и акцизы, которые уходят в бюджеты разных уровней, а не доход нефтяников.
Большие, так называемые вертикально интегрированные компании (ВИНК), продают топливо небольшим независимым участникам рынка через биржу. Нынешней весной, когда стоимость бензина резко выросла, правительство запретило повышать биржевые цены. Но на автозаправках они продолжили расти. Это произошло несмотря на то, что крупные компании находятся под неусыпным надзором Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и ограничены в своих действиях.
Как говорят специалисты, рост продолжился из-за действий оптовых компаний – «спекулянтов». Прозвучало даже предложение запретить им участвовать в торговле на бирже. Так, один из крупных брокеров контролирует до 30 % нефтепродуктов на бирже – покупает их там, а затем перепродает. «По сути это не запрещено, но это и есть спекулятивные операции, которые формируют ценовой фон в стране», – рассказывает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Непрозрачная структура биржи позволяет не раскрывать информацию о сделках, чем и пользуются недобросовестные участники рынка. Под прикрытием биржевой торговли они могут осуществлять договорные сделки, увеличивающие количество спекулятивных операций и значительно удлиняющие цепочку посредников, что в результате поднимает цену для конечного потребителя.
В недавнем интервью радио «Коммерсантъ ФМ» глава НК «Роснефть» Игорь Сечин сказал об этом так: «Независимые сети, действительно, провозглашают, что у них 60 %, на самом деле это не больше 30 %. А 70 % – у вертикально интегрированных компаний. Но эти 30 % как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство».
Проблема, считают представители бизнеса, состоит в том, что вертикально интегрированные компании регулярно сталкиваются с сомнительного вида ценовой и продуктовой конкуренцией со стороны независимых и спекулянтов. А у тех и ответственность поменьше, и соцнагрузка минимальная, так как их работа происходит зачастую, как говорится, «всерую». Большие же игроки регулярно несут социальную нагрузку, налоговое бремя, разведку-добычу-переработку и прочие сопутствующие расходы.
«Помимо этого, на ценообразование влияют и посредники, которые формируют цену, причем сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний», – отмечает Мухин.
Сейчас же, на фоне продолжающего роста, такие компании «перехватывают инициативу» в борьбе за якобы дешевый бензин, говорится в расследовании. «Когда такие игроки топливного рынка обращаются к президенту РФ с ультиматумом: «Замотаем шланги и устроим всероссийскую забастовку!», надо очень внимательно смотреть, чего же требуют эти господа», – говорит руководитель Центра политической информации.
Когда закупаемые спекулянтами объемы сильно превышают их реальные потребности, становится ясно, что речь идет о классических перекупщиках. К тому же они часто тесно связаны с местными властями. С их помощью частные владельцы АЗС пытаются пролоббировать не только снижение оптовых цен, но и производство низкооктанового бензина АИ-80, который ВИНКи давно уже не продают и не производят, чтобы под видом этого топлива продавать свой суррогат. Ведь достаточно получить мелкую партию сертифицированного бензина, чтобы иметь прикрытие для больших партий суррогатного топлива, которое производится на «левых» нефтеперерабатывающих заводах.
Кроме того, еще один способ держать низкие цены для небольших компаний – торговля неучтенным, фальсифицированным, некачественным бензином. По оценке экспертов комитета по энергетике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), объем контрафактного и суррогатного моторного топлива на российском рынке достигает 60 %, и в розничном звене наибольшее число нарушений приходится на небольшие «местные» сети (до пяти АЗС), а также бензовозы, оборудованные под передвижные АЗС. Наиболее распространенное нарушение в мелкооптовой и розничной торговле – фальсификация, когда вместо запрашиваемого топлива на деле вам продадут его более дешевый и менее качественный аналог.
В итоге складывается ситуация, когда именно независимые игроки толкают вверх цены на бензин – они не подчиняются ФАС и могут перепродавать топливо, которое им вынуждены продавать по низким ценам вертикально интегрированные компании. При этом, чтобы увеличить свои продажи, они не брезгуют торговать суррогатами и контрафактом.
ВИНКи, которые готовы некоторое время даже работать себе в убыток, давно пытаются унифицировать правила игры на розничном топливном рынке, предлагая различные варианты взаимовыгодных условий ведения бизнеса для всех.
Та же «Роснефть» выдвинула целый ряд предложений. Среди них – перенос акцизов с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов Российской Федерации, попутное создание качественной системы идентификации производителя топлива, возможность введения механизма плавающих ставок акциза на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть. «Это, к примеру, должно существенно снизить негативное влияние от изменения мировых котировок на внутренние цены. То есть рынок станет гораздо более прогнозируемым, «прозрачным» и т. д.» – говорит Мухин. Справедливым будет и более равномерное распределение нагрузки на добывающие компании по обеспечению внутреннего рынка – каждая компания может направлять на переработку не менее 17,5 % добываемого сырья. И в идеале должна это делать: добывая 520 млн тонн нефти в год, Россия потребляет 90 млн (это и есть 17,5 %). Выполнив такое условие, компании помогут избежать пресловутого дефицита, это и есть простое решение проблемы.
И ВИНКи предлагают адекватные меры по снижению цен, вполне себе рыночного, цивилизационного свойства. «Так что было бы странно, если бы федеральная и региональные власти сейчас пошли на поводу у шантажистов, которые опосредованно настаивают именно на повышении цен для конечного потребителя», – говорит политолог Алексей Мухин.
Рафик неуиноват ))
Вот и нашли виноватых. Ну кооль так, "под шумок", осталось Сечину, их вывести из бизнеса и тогда заживем, ведь РосТнеф прям во сне видит, как снижают цены на бенз, но ФАС не дает.
В общем на вопрос журналиста о том, чем это можно объяснить, Сечин ответил: «Это одно слово — коррупция».
Ранее 14 ноября правительство признало невозможность снижения цен на бензин.
вероятнее всего , что нынешнее перкладывание с больной головы на здоровую вытеснит с рынка независимые АЗС , ну и получим ситуацию когда нефтяные компании будут тупо доить налогоплательщиков а хвост и гриву
Там наверху все срослось, бизнес крупный и власть спаялась и превратилась в вертикальный инструмент по выкачиванию денег из населения. Чем больше их давят (санкции, биржи) на внешнем рынке, тем больше они отыгрываются на "своих".
Это Роснефть то независимая АЗС?
Ну почему Россия такая - не какая!!!
Вспомнила случай, когда в руках оказался квиток о ранее получаемой зарплаты свёкром, и подумала: вот бы сейчас такие деньги нам....
Позже, в период правления Ельцина, такая возможность нам была представлена и я поняла в чём смысл таких реформ, а после того, как он с экрана ЦТВ предложил убрать 3 нуля - это было что-то....
Это очень даже видно, за несколько лет...