«До свидания, наш поезд!»: в Быкове попрощались с железной дорогой

«До свидания, наш поезд!»: в Быкове попрощались с железной дорогой

31 мая из села отправился последний в истории пассажирский состав

Вечером в пятницу, 31 мая, из Быкова уехал последний в его истории пассажирский поезд. С 1 июня, как и многие другие, его отменяют для работ по перешивке сахалинской колеи на общероссийский стандарт. Но, в отличие от других направлений, на этот маршрут поезда не вернутся. Переделывать многокилометровую линию и реконструировать мосты на ней не собираются, а значит, она станет несовместима с новой сахалинской железной дорогой. Журналист ASTV.RU проехал по маршруту Южно-Сахалинск – Быков – Южно-Сахалинск сегодняшним рейсом – не «крайним», как полюбили говорить, а действительно последним.

Поезд из Южно-Сахалинска, отправлявшийся в 18:33, был необычно люден. Из нескольких десятков пассажиров половина точно села в него по той самой причине – потому что другого шанса уже не будет. Среди людей с камерами было даже несколько иностранных туристов.

- Родилась и долго жила там. Навещаю (навещала) родных всегда на поезде: вечером приедешь, вечером следующего дня уедешь, вот и погостил, - говорит одна из пассажирок.

- В Быкове его называли «коровой». Почему? Потому что первый рейс на Южный отправляется очень рано, многих тепловоз будил своим гудком – как корова мычала! - рассказывает другая.

В свои последние годы поезд – по тепловозу с каждой стороны и одному-двум вагонам в середине – делал три рейса каждый день. Утренний из Быкова незадолго до шести утра (для этого из Южно-Сахалинска по ночам перегоняли состав без пассажиров) и вечерний оборотный: в пути в один конец чуть меньше двух часов.

Первую часть пути пригородный состав проходит по главной островной ветке – от вокзала Южно-Сахалинска до Сокола. Затем основной ход продолжается в сторону Долинска, а эта линия берёт налево.

Проводник Татьяна Галицкая с удивлением наблюдает, как на станции Сокол быковский поезд сначала ждут несколько человек, а потом ещё двое бегут на него.

- Сегодня аншлаг! Прощаетесь с поездом? – улыбается она новым пассажирам.

И вправду прощаются. Оказывается, они специально доехали до Сокола на машине, чтобы затем пересесть на него и совершить прощальный рейс туда-обратно.

На следующей станции, Покровке, история повторяется. Только здесь люди приехали на станцию на автобусе, чтобы отдать дань памяти уходящему направлению, которое они помнят с самого детства.

Линия Сокол – Быков длиной 23 километра была пущена в 1943 году ещё японцами. Она была популярна и для перевозки грузов, и среди пассажиров. Автомобильное сообщение Быкова с районным - Долинском – и областным центрами было нестабильным: то пурга, то размоет дорогу. Со временем на шахте стало работать всё меньше людей, она производила всё меньше угля. Население Быкова сократилось в два с лишним раза, вместо посёлка городского типа он стал селом. Параллельно автодорога понемногу становилась лучше. Железнодорожную ветку признали малодеятельной: на ней сохранилось лишь две пары пассажирских поездов в сутки.

 

Как только поезд подъехал к конечной, многое стало ясно без слов. Рядом, по адресу: Вокзальная, 1, стоит четырёхэтажное здание шахты «Долинская». Двери закрыты, окна где заколочены, где выбиты.

Поезд не заходит в центр села, его остановка – у шахты, которой больше нет. Вся жизнь, остающаяся в Быкове, в нескольких сотнях метров вверх, в горку. Мало кто хочет ходить на поезд в заброшенный, разрушенный район, когда прямо от главного торгового «пятачка» села отправляются автобусы по тому же маршруту.

Впрочем, говорят проводники, он всё же оставался популярным до последнего – особенно утренние рейсы из Быкова и вечерние обратно. Билет почти вдвое дешевле, чем на автобус – 99 рублей, плюс много льгот для студентов, пожилых людей и прочих. Зимой, когда пурга, поезд гарантированно перевозил людей, а автотранспорт – не всегда.

Сотрудники охраны того, что осталось от шахты, подходят и спрашивают, что заинтересовало человека с фотокамерой.

– А вы знаете, что это последний поезд из вашего села?

– Конечно, знаем! – отвечают на автомате. Проходит три секунды: - Как последний? Сегодня последний поезд в Южный? Больше, что ли, вообще не будет?

«До свидания, наш поезд!» – за 5 минут до отправления в вагон забежала женщина, сделала несколько снимков на телефон и вышла обратно. Как оказалось, местная жительница так попрощалась с тем, что до последнего выделяло Быков среди большинства других сахалинских сёл: с собственной железной дорогой.

В обратный путь в 21:05 из Быкова отправились примерно половина пассажиров. Они фотографировали вагон, вывеску на платформе и друг друга. Даже машинист вышел сделать на память фото маршрута, которым больше не проедет. И тепловоза ТГ16 возрастом 46 лет, который наверняка больше не будет вести: их в большинстве порежут на металлолом.

21 километр, Углезаводск, 15 километр, Покровка – сегодня вместе с Быковом эти остановки в последний раз встретили пассажирский поезд. Местные жители тоже как могли проводили состав: одни сидели на скамейке и махали руками, другие «ловили» проезжающий состав и делали селфи.

Интересно, что объявления на остановках гласят об отмене поезда «в связи с проведением ремонтных работ» и «до особого распоряжения».

- На всякий случай, - усмехаются сотрудники РЖД. – Вдруг когда-нибудь всё же решат перепрошить колею. Не знаем, как они собрались возить людей зимой, когда метёт. Эх, места здесь красивые!

Среди идей есть даже сохранить движение от Сокола до Быкова – там теоретически можно оставить узкоколейные поезда без нужды что-то менять. Правда, тут же слышен скепсис: даже от Южного едет не так много людей – а захочет ли вообще хоть кто-то добираться через Сокол, когда есть прямые автобусы?

В любом случае, это рассуждения. Даже про исчезнувшую 25 лет назад ветку Южно-Сахалинск – Холмск нет-нет да и вспомнят с предложением восстановить.

Гораздо больше вероятность того, что сегодня, 31 мая, сахалинский Быков действительно в последний раз в истории посетил пассажирский состав с фирменной раскраской «Российских железных дорог». Сегодня же в последний раз поезд отправился со станции Быков Дальневосточной железной дороги, и сегодня последний пассажир купил последний железнодорожный билет отправлением из Быкова.

Вот он, этот последний билет на поезд из Быкова.

31 мая 2019, в 23:55 +5
Другие статьи по темам
Место

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Написано 1 июня 2019, в 06:26
Вперёд-в "светлое" Будущее!!!
+3
Написано 1 июня 2019, в 06:33
Сказочная территория??
0
Написано 1 июня 2019, в 06:43
Струнный транспорт Юницкого SKYWAY надо внедрять вместо РЖД.
+1
Написано 2 июля, в 19:32
Морское телевидение, и сюда лоховод влез )))) Струнный транспорт, который не существует в природе, не имеет сертификатов, не доказана ни одна из заявленных характеристик, то, на что уже 20 лет Юницкий собирает бабло с лохов и вешает им лапшу на уши )))) То, что более 20 стран мира назвали ФИНАНСОВОЙ ПИРАМИДОЙ!!! Спасибо за совет )
0
Написано 1 июня 2019, в 07:52
Грустная история.
+7
Написано 1 июня 2019, в 07:59 Отредактированно 1 июня 2019, в 08:02
Значит Быков скоро постигнет судьба Чехова. Грустно, братцы. Было время, когда города строили и прокладывали железные дороги. Но это было "ужасное время". Мы были рабами. Теперь города убивают и ликвидируют железнодорожное сообщение на целых направлениях. Но мы "не рабы"... Но в стране, как говорит всероссийский фюрер, "рывок" и "нет времени на раскачку".
+13
Написано 2 июня 2019, в 00:24
Ogneborets, ну тут железную дорогу прокладывали, города строили и цивилизацию создавали явно не мы и не наши предки.
+2
Написано 2 июня 2019, в 14:53
Резвые Бобры, Да уж , 75 лет халявой пользовались и ничего нового не создали , зато кричим Курилы наши, не дадим из говна конфетку сделать.
+2
Написано 1 июня 2019, в 11:01 Отредактированно 1 июня 2019, в 11:01
Судя по фото, Быкову тоже досталось от нежданно нахлынувшей стабильности
??????
+7
Написано 1 июня 2019, в 11:56
Сергей МММ, времени на раскачку нет просто , нужен рывок , не до поездов сейчас искуственный интеллект на повестке , а тут какой то поезд, какой то Быков , какие то люди из поселка Быков
+13
Написано 1 июня 2019, в 14:29
Ничего что когда-то было не приумножили, только развалили
+4
Написано 1 июня 2019, в 17:06
Очень жаль
+3
Написано 1 июня 2019, в 17:19
Печально как-то
+3
Написано 1 июня 2019, в 18:28
Грустно до слез...ну что за страна, все похерить, разбить, разрушить и не создать нового...и нфраструктура была, и работало все, и люди работали и жили нормально...а сейчас до людей и дела нет...
+5
Написано 1 июня 2019, в 22:09
Согласна абсолютно со всеми, кому жаль, кому горестно на душе при виде таких "улучшений"... Почему-бы не открыть какое-то производство, пусть небольшое, но нужное для всего региона, появились бы рабочие места, люди бы ожили душой, рождались бы дети, строились сады, школы, снова бы возродилась жизнь в селе, которое было п.г.т. Хотя, о чём это я? Ту же шахту бросили, ну зачем вкладывать средства на модернизацию, когда легче бросить и срывать что называется бабки в лёгкую, без усилий. Также с посёлком Вахрушев и ему подобными...Горько
+3
Написано 1 июня 2019, в 23:02
Кому вы верите!? Машинист вышел сфотографировать... ? Что за бред?! Во первых, на фото, не машинист, а сопроваждающий. Во вторых, у машиниста это не последний рейс. В третьих, эти тепловозы ещё несколько лет поработают. Так что не несите чушь, аств. Из мухи слона раздуваете
−1
Написано 2 июня 2019, в 00:28 Отредактированно 2 июня 2019, в 00:29
Патриот, я смотрю вы всех машинистов в лицо знаете
+4
Написано 2 июня 2019, в 00:30
Патриот, а кто эти тепловозы будет переобувать на 1520?!
+1
Написано 2 июня 2019, в 07:09 Отредактированно 2 июня 2019, в 07:09
Резвые Бобры, представляете, я знаю, машиниста, который туда делал рейс.
+2
Еще 2 комментария
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Гороскоп на 1 июня: Близнецов ждут сюрпризы, а Тельцов назовут волшебниками
Гороскоп на 1 июня: Близнецов ждут сюрпризы, а Тельцов назовут волшебниками
Пожар возле Яблочного потушили
Пожар возле Яблочного потушили