Вечером в пятницу, 31 мая, из Быкова уехал последний в его истории пассажирский поезд. С 1 июня, как и многие другие, его отменяют для работ по перешивке сахалинской колеи на общероссийский стандарт. Но, в отличие от других направлений, на этот маршрут поезда не вернутся. Переделывать многокилометровую линию и реконструировать мосты на ней не собираются, а значит, она станет несовместима с новой сахалинской железной дорогой. Журналист ASTV.RU проехал по маршруту Южно-Сахалинск – Быков – Южно-Сахалинск сегодняшним рейсом – не «крайним», как полюбили говорить, а действительно последним.
Поезд из Южно-Сахалинска, отправлявшийся в 18:33, был необычно люден. Из нескольких десятков пассажиров половина точно села в него по той самой причине – потому что другого шанса уже не будет. Среди людей с камерами было даже несколько иностранных туристов.
- Родилась и долго жила там. Навещаю (навещала) родных всегда на поезде: вечером приедешь, вечером следующего дня уедешь, вот и погостил, - говорит одна из пассажирок.
- В Быкове его называли «коровой». Почему? Потому что первый рейс на Южный отправляется очень рано, многих тепловоз будил своим гудком – как корова мычала! - рассказывает другая.
В свои последние годы поезд – по тепловозу с каждой стороны и одному-двум вагонам в середине – делал три рейса каждый день. Утренний из Быкова незадолго до шести утра (для этого из Южно-Сахалинска по ночам перегоняли состав без пассажиров) и вечерний оборотный: в пути в один конец чуть меньше двух часов.
Первую часть пути пригородный состав проходит по главной островной ветке – от вокзала Южно-Сахалинска до Сокола. Затем основной ход продолжается в сторону Долинска, а эта линия берёт налево.
Проводник Татьяна Галицкая с удивлением наблюдает, как на станции Сокол быковский поезд сначала ждут несколько человек, а потом ещё двое бегут на него.
- Сегодня аншлаг! Прощаетесь с поездом? – улыбается она новым пассажирам.
И вправду прощаются. Оказывается, они специально доехали до Сокола на машине, чтобы затем пересесть на него и совершить прощальный рейс туда-обратно.
На следующей станции, Покровке, история повторяется. Только здесь люди приехали на станцию на автобусе, чтобы отдать дань памяти уходящему направлению, которое они помнят с самого детства.
Линия Сокол – Быков длиной 23 километра была пущена в 1943 году ещё японцами. Она была популярна и для перевозки грузов, и среди пассажиров. Автомобильное сообщение Быкова с районным - Долинском – и областным центрами было нестабильным: то пурга, то размоет дорогу. Со временем на шахте стало работать всё меньше людей, она производила всё меньше угля. Население Быкова сократилось в два с лишним раза, вместо посёлка городского типа он стал селом. Параллельно автодорога понемногу становилась лучше. Железнодорожную ветку признали малодеятельной: на ней сохранилось лишь две пары пассажирских поездов в сутки.
Как только поезд подъехал к конечной, многое стало ясно без слов. Рядом, по адресу: Вокзальная, 1, стоит четырёхэтажное здание шахты «Долинская». Двери закрыты, окна где заколочены, где выбиты.
Поезд не заходит в центр села, его остановка – у шахты, которой больше нет. Вся жизнь, остающаяся в Быкове, в нескольких сотнях метров вверх, в горку. Мало кто хочет ходить на поезд в заброшенный, разрушенный район, когда прямо от главного торгового «пятачка» села отправляются автобусы по тому же маршруту.
Впрочем, говорят проводники, он всё же оставался популярным до последнего – особенно утренние рейсы из Быкова и вечерние обратно. Билет почти вдвое дешевле, чем на автобус – 99 рублей, плюс много льгот для студентов, пожилых людей и прочих. Зимой, когда пурга, поезд гарантированно перевозил людей, а автотранспорт – не всегда.
Сотрудники охраны того, что осталось от шахты, подходят и спрашивают, что заинтересовало человека с фотокамерой.
– А вы знаете, что это последний поезд из вашего села?
– Конечно, знаем! – отвечают на автомате. Проходит три секунды: - Как последний? Сегодня последний поезд в Южный? Больше, что ли, вообще не будет?
«До свидания, наш поезд!» – за 5 минут до отправления в вагон забежала женщина, сделала несколько снимков на телефон и вышла обратно. Как оказалось, местная жительница так попрощалась с тем, что до последнего выделяло Быков среди большинства других сахалинских сёл: с собственной железной дорогой.
В обратный путь в 21:05 из Быкова отправились примерно половина пассажиров. Они фотографировали вагон, вывеску на платформе и друг друга. Даже машинист вышел сделать на память фото маршрута, которым больше не проедет. И тепловоза ТГ16 возрастом 46 лет, который наверняка больше не будет вести: их в большинстве порежут на металлолом.
21 километр, Углезаводск, 15 километр, Покровка – сегодня вместе с Быковом эти остановки в последний раз встретили пассажирский поезд. Местные жители тоже как могли проводили состав: одни сидели на скамейке и махали руками, другие «ловили» проезжающий состав и делали селфи.
Интересно, что объявления на остановках гласят об отмене поезда «в связи с проведением ремонтных работ» и «до особого распоряжения».
- На всякий случай, - усмехаются сотрудники РЖД. – Вдруг когда-нибудь всё же решат перепрошить колею. Не знаем, как они собрались возить людей зимой, когда метёт. Эх, места здесь красивые!
Среди идей есть даже сохранить движение от Сокола до Быкова – там теоретически можно оставить узкоколейные поезда без нужды что-то менять. Правда, тут же слышен скепсис: даже от Южного едет не так много людей – а захочет ли вообще хоть кто-то добираться через Сокол, когда есть прямые автобусы?
В любом случае, это рассуждения. Даже про исчезнувшую 25 лет назад ветку Южно-Сахалинск – Холмск нет-нет да и вспомнят с предложением восстановить.
Гораздо больше вероятность того, что сегодня, 31 мая, сахалинский Быков действительно в последний раз в истории посетил пассажирский состав с фирменной раскраской «Российских железных дорог». Сегодня же в последний раз поезд отправился со станции Быков Дальневосточной железной дороги, и сегодня последний пассажир купил последний железнодорожный билет отправлением из Быкова.
Вот он, этот последний билет на поезд из Быкова.