90 лет назад была запущена уникальная ветка железной дороги Южно-Сахалинск – Холмск
Фото: АСТВ, infojd.ru

90 лет назад была запущена уникальная ветка железной дороги Южно-Сахалинск – Холмск

По ее остаткам и тоннелям до сих пор ходят туристы и экстремалы

Железнодорожная линия из Южно-Сахалинска в Холмск в эти дни отметила бы 90-летие с момента начала своей работы. Ее ввели в эксплуатацию на рубеже лета и осени 1928 года. Она связала города, которые тогда назывались Тойохара и Маока. Ветка не действует уже почти четверть века, но по-прежнему вызывает интерес у туристов и экстремалов.

Линия состоит из 15 тоннелей и 35 мостов – среди них знаменитые Чертов и Ведьмин. Так, Чертов мост на юге Сахалина растиражирован не меньше, чем замок Карлштейн в Чехии. Ничего сверхестественного это название не означает. Чертовым мост прозвали сами железнодорожники от захватывающей дух высоты. В начале «десятых» годов выдвигались идеи о том, чтобы сделать старую узкоколейку главной достопримечательностью нового – первого в России – природно-технического заповедника. В планах было пустить по ветке даже японский паровоз. Но сегодня очевидно: все эти намерения канули в бездну.

Дух захватывает не только от некоторых строений на линии, но и от мысли, сколько сил было потрачено на создание уникальной ветки. Это была гениальная идея японских инженеров, но тяжелый физический труд лег на плечи корейцев, насильно привезенных на Сахалин. Дорога Тойохара – Маока была построена за 7 лет. Длина тоннелей в общей сложности составляет 5 километров.

Рельсов на большинстве участков уже не осталось; кое-где встречаются обвалы, кое-где ямы. Так что нужно соблюдать предельную осторожность. В сердце некоторых тоннелей настает момент, когда путник оказывается в полной темноте. Если самый короткий не достигает и 100 метров в длину, то самый длинный – почти тысяча.

Японцы строили дорогу в сложной горной местности, со множеством сопок, распадков и перевалов. Поэтому тоннели и мосты здесь сплетаются в сложные архитектурные сооружения. Местные слагают фантастические истории о том, что время от времени по тоннелям проносится призрачный бронепоезд. Самый необычный – тот, что ведет к Чертову мосту. Он как бы делает круг в горной породе. Двигаясь по нему, почти не ощущается подъема в гору, так что маршрут хоть и настораживающий (опять же, встречи с медведем никто не исключает), но достаточно легкий. Небольшой просвет, еще один тоннель, более короткий, и прямо по курсу – Чертов мост.

Чуть дальше, в сторону Холмска до Новодеревенской и в сторону Южно-Сахалинска до Николайчука, по путям сейчас два раза в день бегают только старенькие мотовозы. Они забирают дачников. Их судьба на фоне перепрошивки островной колеи сейчас тоже не очевидна. Действующая до сих пор небольшая станция Николайчук сохраняет память о подвиге советских солдат во времена Второй Мировой войны. В августе 1945-го там шли ожесточенные бои. Штурмовая группа, которую возглавлял Борис Николайчук, встретила упорное сопротивление японцев. Младший сержант умело командовал орудийным расчетом, подавил несколько огневых точек противника, но получил пулевое ранение в руку, затем осколочное от японского гранатомета и погиб. В 1946 году именем Бориса Николайчука была названа ближайшая платформа к Чертову мосту.

Сегодня многие с теплотой в сердце вспоминают поездки по этой ветке, связывая их с небывалой романтикой: природа, тоннели, мосты, поцелуи. 66 лет по дороге курсировали поезда. Уже в советские времена достраивались некоторые галереи. Но со временем стало очевидно, что линии нужен дорогой ремонт. В 1994-м из-за нерентабельности маршрут навсегда канул в лету.

17 августа 2018, в 15:42 +12
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Написано 17 августа 2018, в 16:11
в детстве всегда пересчитывал туннели
+7
Написано 31 августа 2018, в 20:22
Matso, Много насчитывал? А то рассказываю внучкам, что там с галереями было больше дюжины, а они не верят
0
Написано 31 августа 2018, в 20:36
Former, уже не помню но что больше дюжины это точно, вроде 17-ть
+1
Написано 31 августа 2018, в 20:40
Matso, Да и мне так кажется...
Но новое поколение пеЙсателей, ой, журналистов наверное научилось
считать только до... 15
0
Online
alex8665 Online
Написано 17 августа 2018, в 16:43
Японцы большие молодцы! До сих пор японская архитектура стоит на ногах! Можно все отреставрировать, и пустить скоростную матрицу...как для жителей так и для туристов. Но это все фантазии... Сахалин развивается только в строительстве жилья и то жильем назвать - просто слезы.
+16
Написано 17 августа 2018, в 18:23
alex8665, В основном торговые центры строят .)
+11
Online
alex8665 Online
Написано 17 августа 2018, в 20:19
max7676, потому что остров миллионеров
+3
Написано 17 августа 2018, в 20:34
alex8665, Ага
+5
Еще 2 комментария
Написано 17 августа 2018, в 16:54
Красота там осенью... Ездили с детьми туда на экскурсию...
+5
Написано 17 августа 2018, в 16:55
Не ценим ничего. Жаль, дорога шикарная была. Беречь надо было, а у нас все как всегда. Сейчас и пехом не везде пройти можно
+9
Написано 17 августа 2018, в 17:04
Отличное место, запустить бы паравоз))после реконструкции дороги))но это все мечты..
+5
Написано 18 августа 2018, в 11:34
Сергей Белоусов, реконструкции не хватит, надо строить заново. С учетом того, что колею расширяют, неизвестно хватит ли ширины тоннелей. Мосты строить заново. + местное РЖД мечтает построить мост через пролив. А зачем тогда нужна железка Холмск-Южный? Паромная переправа 100% закроется, т.к. она пожирает огромные деньги (стоимость доставки вагона с Ванино на Сахалин примерно = доставке с Москвы до Ванино). Холмск тогда окончательно отойдет на третий план. Вывод -зачем тратить огромные деньги на дорогу до почти деревни?
+1
Написано 17 августа 2018, в 17:44
<<90 лет назад была запущена уникальная ветка железной дороги Южно-Сахалинск – Холмск>>... которую в 1990-е грёбаные перестройщики-демократы, сначала, привели в запущение, а потом и вовсе разобрали на металлолом, который отправили за бугор... Мотивировали, якобы, нерентабельностью... Зато, сейчас, через Ильинск гонять составы в Холмск "рентабельно".
+13
Написано 17 августа 2018, в 18:00
Как это всё печально.
+4
Написано 17 августа 2018, в 18:57
Япошки молодцы! Строили на века.Не то,что сейчас ветер дунул и фасад снесло.
+6
Написано 17 августа 2018, в 20:02 Отредактировано 17 августа 2018, в 20:03
1988 год поезд Холмск -Южно-Сахалинск убытие 6-25 прибытие 8-30 и не какие 4 часа Не надо писать того чего не помнишь или не могли помнить
0
Написано 17 августа 2018, в 21:56
HARON, спасибо! уточнили, поправились.
0
Написано 17 августа 2018, в 20:09
эх,ностальгия...все 80-ые мотались там до Холмска...а недавно на квадрике прокатились по тоннелям...ностальжи..)))
+2
Написано 17 августа 2018, в 20:17
<<А поезд, который ехал из областного центра до Холмска больше 4-х с половиной часов, начал проигрывать в популярности автобусам, преодолевавшим то же расстояние в полтора-два раза быстрее>>
Кто автор этого бреда? Прежде, чем писать, хотя бы у старожилов спросил... Поезд Холмск-Южный шёл два с половиной часа. Столько же и автобус (тогда перевал ещё не раскопали), а учитывая, что до самого Пятиречья была грунтовка, то это была ещё та поездка... И пассажирский поезд, наоборот выигрывал. В выходные вагоны были переполнены. Народ, даже, стоя ехал, потому что дачники, тоже, пользовались этим маршрутом. Но главное, что вагоны были удобные с мягкими сиденьями, спинки которых можно было перекинуть в одну или другую сторону. А на томаринском маршруте был вагон с буфетом. Можно было в дорогу купить томаринского пива. И никакие менты за это не штрафовали.
+5
Написано 17 августа 2018, в 21:56
Ogneborets, спасибо! уточнили, поправились.
0
Написано 18 августа 2018, в 11:17
Как говорится, для себя строили, качественно, технологии
соблюдали, стройматериалы на личные дачи не растаскивали.
Трудно даже представить, КАК были бы обустроены острова,
не будь т.н. "периода Карафуто"...
+1
Написано 18 августа 2018, в 12:16
Строили японцы? ....... А может все таки пленные корейцы под их жестким руководством
−1
Написано 18 августа 2018, в 14:50
А пусть ПСО восстановит этот марщрут к 100 летию этой дороги.
0
Написано 18 августа 2018, в 15:28 Отредактировано 18 августа 2018, в 15:29
по путям сейчас два раза в день бегают только старенькие мотовозы.
Господа журналисты, не мотовозы а МВПС или ещё правильнее -дизель-поезда
+1
Написано 20 августа 2018, в 08:29
Красивые мета там
+1
Написано 20 августа 2018, в 11:06
Вчера там был
Красивые места, как и везде на Сахалине
+1
Написано 31 августа 2018, в 20:36
Ой, всегда думал, что был туристом.
А тут сразу и ярлык прилепили, что стал экстремалом

Пойду и обрадую внучек
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Определить, кто на фото рядом с пропавшим сахалинцем, просят следователи
Определить, кто на фото рядом с пропавшим сахалинцем, просят следователи
До конца следующей недели на Сахалине будет тепло
До конца следующей недели на Сахалине будет тепло