
И жили люди на краю... Часть вторая
Если поселки , которые мы проехали утром в субботу, стояли немым укором хозяйственной деятельности постсоветского периода, то ожидаемые Трамбаус и Виахту места ПОСТОЯННОГО компактного проживания КМНС... Как они выживают у нас?
ОКРАИНА МОЯ
Я северянин — нивх,
рожден в чаду метели,
И мне знаком ее протяжный вой,
Вот потому и снятся ели,
И брежу я тайгой.
В чащобе,
непролазной и медвежьей,
Ищу я оттиск свежего следа,
То где-то на Охотском побережье
С добычей выбираю невода.
То вдаль зовут,
где кочевали деды,
Меня неугомонные ветра,
То слушаю старинные легенды
Ночами у рыбацкого костра.
Но где б я ни был,
автогенов вспышки
На острове повсюду вижу я,
Шахтерские копры
и нефтяные вышки...
Здесь все мое —
окраина моя!
См.: Санги В. М. Соленые брызги : [Стихи]. - Южно-Сахалинск : Сахалин.кн.изд-во, 1962. – С.9.
В прибрежье западного Сахалина навагу издавна добывают в Татарском проливе. Тут ловят её исключительно вентерями и ловушками, то есть пассивно. В этом промысловом сезоне в соответствии с рекомендациями специалистов САХНИРО Александровского района, где обычно концентрируются наиболее крупные запасы, могут поднять на лёд 1250 тонн этой рыбы. Здешние популяции наваги сахалинцы ценят за особенный тонкий сладковатый вкус слоистого филе. В былые времена александровский рыбокомбинат добывал за сезон по две и более тысяч тонн этой великолепной рыбы.
Рыбалкой в эту страдную пору занимается взрослое население северов ( я не встретил ни одного пьяного, что большой плюс в сравнении с ранними временами. Люди понимают, что месяц кормит весь год. Серьезно и сосредоточено работают, используя погожий день) ... дети же, как и положено, обучаются в школе. Честно, я за них порадовался. Мне есть с чем сравнивать, 35 лет назад я работал в школе Виахту (бросили на прорыв молодого специалиста). Да и детки другие. Право, они достойны отдельного поста. Так что, потерпите и дождитесь третьей заключительной части...
+7-962-125-15-15
Забуриться б в такой уголок и ни о чем не думать.