Русско-индейские войны

Русско-индейские войны

 Напоминание о незаслуженно почитаемых героях Русской Америки напомнило мне многие интереснейшие страницы подвигов россиян в Америке.  И о подлинном создателе Форт Росса И.Кускове и о русских колонистах , столкнувшихся с необычными для россиян местами и  дикими племенами...

Обитатели острова Ситка, принадлежащие к индейскому племени колошей (тлинкитов), отличались крайней дикостью и свирепостью, имели воинственный нрав. Пребывали в первобытном состоянии, находились под большим влиянием шаманов и старух

В своих "Записках о колошах" отец Иоанн ( будущий митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов)- Г.С.)  характеризует их так: 

 Под именем колошей известны народы, населяющие северо-западный берег Америки от реки Колумбии до горы св. Илии и живущие по островам архипелага принца Валлийского и короля Георга III. Колоши иного происхождения, чем алеуты и другие народы Русской Америки, даже их внешний вид говорит об этом: большие черные открытые глаза, лицо правильное, не скуластое, рост средний, осанка важная и походка грудью вперед. Все это показывает, что они не монгольского происхождения, а особого - американского. По их преданиям, они пришли не с запада, как алеуты, а с востока - с берегов Америки. Себя называют тлинкитами. Англичане их зовут просто "индейцы", а русские - "колоши" или "калюжи". Откуда это имя? Может быть, от калужек - женских колошенских украшений на нижней губе? Точная этимология слова не выяснена. Число колошей в Российской Америке от Кайгана до Якутата - не более 6000. 

До прихода русских, даже до того, как они узнали об огнестрельном оружии, у колошей был жестокий обычай бичевания. Так они демонстрировали храбрость и укрепляли свое тело и дух. Бичевание происходило обычно зимою, при сильных морозах, во время купания в море. Голыми прутьями колоши истязали себя, пока хватало сил, потом наносили себе по избитому телу ранения острыми предметами и ножами, после чего сидели в море до окоченения, пока их не выносили и клали у огня. Еще страшнее было вечернее бичевание, происходившее в бараборе (хижине). Оно почти исчезло. 

Колоши не чужды гостеприимства, судя по тому, как они принимают и угощают. 

Наказаний за преступления у них нет. За убийство платят убийством. Воровство не считается большим пороком - только отнимается краденое. Если кто-нибудь соблазнит чужую жену и ускользнет от ножа обиженного мужа, то платит ему чем-нибудь за оскорбление. Калги (рабы) бесправны. Но убивают их обычно лишь в трех случаях: 1) на поминках; 2) на больших праздниках; 3) на новоселье. Если калга успеет скрыться вовремя, то может после праздника спокойно вернуться домой, и ему ничего не будет. Иногда господа нарочно дают возможность заранее убежать рабам. 

Колоши довольно способны, превосходят алеутов сметливостью и ловкостью в торговле. Среди них немало искусных ремесленников: стоит посмотреть на их изделия - баты (небольшие судна), одеяла, плащи, копья, изваяния фигур из аспида и дерева. Могут с успехом плотничать, заниматься огородничеством и др. Способны к наукам,( хотя массового обучения их до отца Иоанна не было). 

                  

        Если сравнить способности алеутов и колошей, то можно заметить, что смышленность колошей выше, но так называемый природный ум - выше у алеутов. И это, возможно, оттого, что последние раньше познакомились с русскими и приняли христианство. 

Алеуты почти все "бессребренники", а колоши умеют запасти продукты в достатке, быть бережливыми и расчетливыми, склонны к накопительству. 

Колоши терпеливы, даже до бесчувствия (физически), но им трудно снести обиду и оскорбление, даже неласковый взгляд. Мстительны, но скорее от честолюбия, а не от раздражительности. 

Они храбры, когда нападают врасплох или имеют дело не с храбрыми. А от смелых бегут. Имеют стремление к независимости и свободе. Перед алеутами превозносятся своим достоинством, считая их калгами (рабами) русских. 

Материал взят из статьи "Связь времен через океан печали..." (газета "Северянка", 25.02.06)

И, хотя, не обошлось во вражде индейцев и русских колонистов без американского провокатора-авантюриста Барбера, тлинкиты-колоши очень долго помнили своё поражение (единственное!) от русских.  Их вожди-касики носили в память о войне кузнечный молот (трофей). В мою бытность в Русской Америке они просили меня помочь найти священный тотем (тотемный столб) индейцев, увезенный русскими в Петербург 200 лет назад...Даже после продажи Аляски они лелеяли надежду "поквитаться". А знаете ли Вы, что по определению это была одна из самых длинных войн. Длившаяся 200 лет она официально окончилась лишь 3 октября 2004 года

   

Индейские войны в США (более 40) официально датируют с 1775 по 1890 год
  Бытует широко распространенное мнение,что русские пришедшие в Америку (РУССКАЯ АМЕРИКА) жили  в мире и в дружбе с местным населением, обычно только вскользь упоминается нападение индейцев-тлинкитов на Ситку в 1802 г. Тогда очень помог колонистам Юрий Лисянский с экипажем "Невы". ( "После этого-мир". - Леонид Парфёнов. д/ф. Российская империя )  Однако это заблуждение, между русскими колонистами и индейцами постоянно происходили кровавые конфликты, заканчивающие часто гибелью множества русских и поддерживающих их алеутов.                            
Самый известный конфликт это нападение на поселение Ситка:  ...Нападение было внезапным и стремительным. Катерина Лебедева услышала вдруг тревожные крики, увидела, как бегут к казарме "все, кои были на улице руские и девки", а из-за поварни вдруг вывернулся пушкарь Тумакаев, кричавший: "Пойдем в казарму, колоши идут с ружьями, видно неспроста!" Едва успели запереть двери, как индейцы хлынули из-за рогаток через северные ворота. Это было 16 (28) июня 1802 г., в последний день существования крепости Св. Архистратига Михаила, русского форпоста в стране тлинкитов. Воины разных кланов, объединившиеся для изгнания пришельцев, опустошавших охотничьи угодья тлинкитов, окружили и подожгли блокгауз, где заперлись последние защитники форта. Кониагмиутка из Чинияцкого селения на Кадьяке по имени Пиннуин, названная в крещении Екатериной, была замужем за русским промышленным Захаром Лебедевым, погибшим в первые же минуты нападения. Теперь она, вместе с другими женщинами и детьми поселения, укрывалась в подвале казармы, со страхом ожидая исхода боя. Удача же клонилась на сторону тлинкитов.

"Когда же усилился и в нижней казарме огонь, - вспоминала Лебедева, - тогда сколко нас девок было кинулись под казарму в подвал чтобы тут сохранится ... руские ис казармы ис пушки выстрелили, тогда у подвалу на улицу и дверь вышибло ис коево принуждены были вытти на улицу, где нас колоши захватя разделя по себе утащили в свои байдары". Из каноэ, куда бросили пленниц, Лебедевой хорошо была видна последняя сцена трагедии: "Когда чрезвычайно усилился огонь тогда руские бросались сверху на землю... коих колоши подхватывали на копья и кололи ... видно толко было, что всех на улице кололи, строение жглиимущество компанейское и промысел бобровый, как и нас ... делили по себе". 

Екатерина Лебедева провела в рабстве у колошей около 15 дней. Надежд на избавление было немного. Дня через три после резни тлинкиты захватили байдарку из артели Еремея Кочергина, узнали о походе партии И.А.Кускова и выехали ей навстречу.

                                 

Вот настоящий основатель Русской Калифорнии (а не Н.Резанов) - Иван Александрович Кусков (1765ТотьмаВологодская губерния — 1823Тотьма Вологодская губерния) — выдающийся русский исследователь Аляски и Калифорнии, создатель Форта Росс в Америке.

Форт Росс, созданный Кусковым И.А.

Форт Росс сегодня
 
Вернувшись через два дня, воины рассказывали, будто бы партия истреблена "кунаховскими народами" (очевидно, имелись в виду обитатели куана Хуна или, скорее, Акоя - их называли guna.xu., "среди чужаков", подразумевая окружение из атапаскских племен), что сам Кусков убит, что хуцновцы уничтожили партию Урбанова, а потому пленницам остается только одно - верно служить победителям, не надеясь на освобождение...

Некоторые из пленников не дожили до того момента, когда появилась возможность их освобождения. Отчаянно сопротивлявшиеся Василий Кочесов и Алексей Евглевский были изранены и взяты в плен, но скоро позавидовали своим погибшим товарищам: торжествующие победители предали их пыткам.


Тлинкиты питали особую ненависть к стрельцу Василию Кочесову, знаменитому охотнику, известному среди индейцев и русских, как непревзойденно меткий стрелок. Тлинкиты называли его Гидак (Gidak), что происходит, вероятно, от тлинкитского имени алеутов, чья кровь текла в жилах Кочесова - giyak-kwaan (мать охотника была родом с островов Лисьей гряды). Заполучив, наконец, ненавистного стрельца в свои руки, индейцы постарались сделать его смерть, как и смерть его товарища, как можно более мучительной. По словам К.Т.Хлебникова, "варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов ... не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в  ужаснейших мучениях"
                             
                
  В том же1802г:  Промысловая Ситхинская партия Ивана Урбанова (90 байдарок) была выслежена индейцами в проливе Фредерик и атакована в ночь с 19 на 20 июня. Затаившись в засадах, воины куана Кэйк-Кую ничем не выдавали своего присутствия и, как писал К.Т.Хлебников, "начальники партии не примечали ни неприятностей, ни повода к неудовольствиям ... Но сия тишина и молчание были предвестниками жестокой грозы". Индейцы атаковали партовщиков на ночлеге и "почти на повал истребили их пулями и кинжалами". В резне погибло 165 кадьякцев и это было не менее тяжелым ударом по русской колонизации, чем уничтожение Михайловской крепости.

Начальник партии, Иван Урбанов, был схвачен и связан. Однако, один из партовщиков-алеутов, также попавший в плен, сумел освободиться сам и помог спастись своему байдарщику. Урбанов "успел вырваться, убежать и скрыться в лесу". Когда тлинкиты "обогатясь добычею, разъехались с радостными криками по жильям", Урбанов, к которому в лесу присоединились еще семь уцелевших алеутов, следующей ночью осторожно выбрался на берег. "Оплакав горькую свою участь", партовщики отыскали две байдарки, пригодные к плаванию, наскоро починили их и пустились путь. Они направлялись на Ситку, не подозревая еще об участи, постигшей Михайловскую крепость. Плыли ночами, а днем скрывались в дремучих лесах. Но на месте селения их ожидало дымящееся пепелище. Не останавливаясь, они продолжили свой путь и, наконец, прибыли в Якутат 3 августа (21 июля). Через три дня после их приезда туда же добрались еще 15 уцелевших партовщиков. всего  в том году погибло более двухсот русских поселенцев
   Уничтожение русского поселения в заливе Якутат: 20 августа 1805г. воины-эяки клана тлахаик-текуеди (тлухеди) во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан захватили русскую крепость в заливе Якутат, перебив практически всех ее жителей.

Согласно индейскому преданию спастись удалось только сторожу рыбного запора, смотрителю маяка и дочери начальника крепости. На самом же деле после резни уцелело несколько больше людей. Шестеро чугачей Канихлютского жила были в тот день посланы начальником промышленных С.Ф.Ларионовым за ягодами, а "когда воротились домой, уже никово не застали в живых, только видели, что лежат по всей крепости убитыя люди". Напуганные жутким зрелищем, чугачи тотчас сели в байдару и поспешили оттуда прочь. Пока они выбирались из залива, их трижды обстреливали с берега из ружей. К вечеру 26 августа они добрались до Константиновского редута и принесли его начальнику Ивану Репину известие о якутатской резне. Новость эта потрясла Репина и он несколько раз переспрашивал беглецов: "Правда ли это?" "Самая правда" , - всякий раз отвечали чугачи. 

 В 1855г:  10 марта 1855 г. тлинкиты напали на часового у дровяного сарая и тяжело ранили его в голову. Воеводский потребовал от индейцев изгнать виновников нападения. В ответ вооружённые тлинкиты явились под стенами Ново-Архангельска. Чтобы сдержать их было дано два холостых выстрела. Но это лишь разъярило индейцев. Они немедленно ринулись на приступ, начали рубить палисад, атаковали порт и выслали отдельный отряд для нападения на город со стороны леса. Захватив "колошенскую церковь", индейцы превратили её в свой опорный пункт для обстрела Ново-Архангельска. Перестрелка продолжалась около двух часов. В ходе боя погибло 7 русских и 15 человек было раненоПотери индейцев составили не менее 50 человек (среди них были также женщины и дети, попавшие под огонь русской артиллерии). Осознав невозможность захватить город, тлинкиты пошли на мирные переговоры и выдали заложников.
        Кроме этих случаев было много отдельных небольших нападений и убийств русских индейцами, на всём протяжении существования Русской Америки

Вот что пишет cайт alaska-heritage.clan.su: 
После продажи, Аляска сначала считалась территорией, а потом уже и штатом США, но для тлинкитов это были внешние события. Они не затрагивали их основной проблемы – их единственного поражения в военных действиях за всю их историю, гибели людей и огромного чувства вины и потери, которые сохранялись ими и сберегались. Но в умах и сердцах тлинкитов война с русскими еще продолжалась. 

Прошло много лет. Аляска сейчас принадлежит США. Обстоятельства и мир изменились настолько, что не существует вероятности разрешения этого внутреннего конфликта, в привычной для индейцев форме. Внешнее давление на членов племени и молодых индейцев все увеличивается, контакты между белыми американцами и индейцами становятся все теснее. Да и русская диаспора на Ситке постепенно увеличивает свою численность. 
Вожди киксади - Рей Уилсон, Марк Джейкобс, Эллен Хоуп-Хейз, Харальд Джейкобс, Том Гембл, Джордж Беннет и другие, приняли беспрецедентное в своей истории решение. Они предприняли шаги к разрешению этого конфликта, который просуществовал более 200 лет, чтобы разрешить сложные отношения, полные горя, вины и враждебности, между русскими и тлинкитами, затронувшие несколько поколений людей. Для этой церемонии особенно важным было участие потомков непосредственных действующих лиц той давней истории. В октябре 2004 года, была проведена церемония поминования и примирения. В ней приняли участие потомки алеутов и индейцев, сражавшиеся с обеих сторон. 
По требованию клана Киксади, и благодаря сотрудничеству Службы Национальных Парков, Библиотеки Конгресса, российских историков, и Культурного Центра Индейцев Юго-востока Аляски, для обязательного участия в церемонии, в Москве была найдена и приглашена Ирина Афросина, прямой потомок Александра Баранова, первого губернатора Русской Америки, руководившего объединенными силами русских и алеутов в Сражении 1804. 
Киксади готовились к этому событию в течение года. Не все старейшины и члены племени поддержали эту идею. Первая памятная церемония – потлач - была уже проведена сто лет назад в 1904 году. Однако тогда она была направлена именно на поддержание памяти о трагедии в умах и сердцах людей племени. Главной идеей, которая появилась в церемонии 2004 года было то, что она не должна быть сосредоточена только на прошлом и фактах конфликта. Для этого были запланированы две отдельных части в форме традиционных церемоний. Первая церемония - оплакивание и прощение - освободила все негативные эмоции людей, чьи предки участвовали в сражениях и кто перенес потерю в результате сражения и дала возможность людям освободиться от горя. Следующая церемония koo.ex или потлач была бы посвящено духу мира и сотрудничества. Очень важно было, чтобы российскую сторону конфликта представляли также непосредственные потомки участников сражения. 

Потлач примирения. О-в. Ситка. 
Потлач примирения на о-ве Ситка 

Первая встреча между русскими представителями РАК и вождями племени происходила в Центре посетителей парка 1-ого октября, накануне церемонии поминовения павших. Вожди приветствовали гостей, и каждый из них говорил об истории своего клана. В этот же день было установлено и принято третье соглашение о мире, и теперь оно будет означать для наших народов: русских и всех коренных племен Аляски – вечный мир. Вопреки обыкновенной ситхинской погоде, в момент заключения этой встречи светило солнце, и это также было отмечено вождями, как благоприятный знак. 
Общественные памятные мероприятия были начаты на территории сражения в субботу, 2 октября, с траурной церемонией оплакивания павших в конфликте предков. Официальная церемония проводилась на поляне, рядом с тотемом военного вождя Киксади - Катлиана, вырезанного тлинкитом-резчиком Томми Джозефом, и установленного в 1999 году на поляне непосредственно в зоне сражения. Во время церемонии к киксади присоединялись и поддерживали их в их горе члены других кланов тлинкитов, предки которых участвовали в сражении. 
Наконец 3 октября 2004 года закончились эти 200 лет войны. 

Автор: Григорий Смекалов, 9 марта 2015, в 15:55 +3
Комментарии
Написано 9 марта 2015, в 17:39
Для разнообразия. Народ запал в навязчивое состояние с губерским барахлом.
0
Написано 9 марта 2015, в 17:44
Андрей Кузьмин, не-е-е, мне кажется проще вариант с российской КМНС алеуты
0
Написано 9 марта 2015, в 17:42
Шорох идет
0
Написано 9 марта 2015, в 17:50
Андрей Кузьмин, как вариант, признать сделку 1867 года недействительной. Заодно и по владениям вологодским в Калифорнии
+1
Написано 9 марта 2015, в 17:59
Григорий Смекалов, Не, там тупик. А вот китайцы в счет погашения долга США забрать могут.
+1
Написано 9 марта 2015, в 17:43
Ну нашим то усе едино
+1
Написано 10 марта 2015, в 15:22
Фотографировал в музее (кунскамера). О том как русские жили в Калифорнии. 1
+3
Написано 10 марта 2015, в 15:37 Отредактированно 10 марта 2015, в 15:38
Сергей Макаров, если в двух случаях я могу принять иллюстрации на тему, как РУССКИЕ жили в Калифорнии, то в данном случае нет Это как раз иллюстрация, ПОЧЕМУ местные индейцы тянулись к русским и православию. Я уже упоминал "Объяснение этого, на мой взгляд, могут являться слова известного русского мореплавателя О. Е. Коцебу, трижды посетившего Русскую Америку во время кругосветных экспедиций начала XIX века. В своей книге «Новое путешествие вокруг света» в 1830 году Отто Евстафьевич писал:

«Чем разительнее контраст между угнетением индейцев в миссиях и обращением с ними в нашем селении, тем больше должен радоваться всякий гуманный человек, вступая на русскую территорию. Православная церковь не распространяет своё учение силой. Она свободна от фанатизма и проповедует любовь и терпимость. Эта церковь не стремится, во что бы то ни стало привлечь людей иной веры, а позволяет им принимать Православие лишь по искреннему внутреннему убеждению. Для тех же, кого она допускает в своё лоно, она навсегда остается любящей матерью. Сколь отлично это от образа действий католических священников и протестантских миссионеров».
Крепость Форт Росс построена лишь в 1812 году (ох не до того было Матушки-России) А на рисунке 1806 год, испанская крепость, и методы "общения" с аборигенами, превнесенные ещё во времена Кортеса... Очень рекомендую книгу О.Е.Коцебу Новое путешествие вокруг света. Человек ТРИ кругосветки сделал...
+1
Написано 10 марта 2015, в 15:22
Фотографировал в музее (кунскамера). О том как русские жили в Калифорнии. 2
+2
Написано 10 марта 2015, в 15:22
Фотографировал в музее (кунскамера). О том как русские жили в Калифорнии. 3
+3
Написано 16 марта 2015, в 10:51
Сергей Макаров, кстати, там в Кунскамере есть замечательная сахалинская коллекция зав.медчастью П.И.Супруненко 1880-х.г.г. Ещё ни разу не видел фото...А ведь до сих пор экспонируется.
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Ёкодзуна с берегов Сахалина
Ёкодзуна с берегов Сахалина
Аляска, Любовь, Сахалин-2
Аляска, Любовь, Сахалин-2