Сахалинский пограничник Сергей Савельев -олимпийский чемпион

Сахалинский пограничник Сергей Савельев -олимпийский чемпион

 В октябре 2005 года десять лет назад от сердечного приступа оборвалась жизнь Сергея Петровича Савельева… Ему было всего 57 лет.

         Один из лучших лыжников мира конца 70-х годов. Родился 26 февраля 1948 года в городе Райчихинске Амурской области. Вооруженные силы. В сборной СССР с 1973 года. Заслуженный мастер спорта. Олимпийский чемпион (1976) в гонке на 30 км. Чемпион мира (1978) на той же дистанции. Бронзовый призер Олимпиады-76 в эстафете 4х10 км. Чемпион СССР 1973, 1976–1978, 1981.

Награжден орденом «Знак Почета».

           По окончании карьеры в разные годы работал начальником лыжной команды ЦСКА, в охранном агентстве, тренером в администрации Западного округа Москвы.

                                     

            Всё-таки, спорт высоких достижений это непередаваемая драматургия. Лишь немногие единицы достигают желаемого результата. И трагизм спортсменов даже не в травматизме и не в том , что отдав все силы на Славу Родине, в молодом и цветущем возрасте спортсмен, чаще всего, перестает интересовать общество , руководство этой самой страны, спортивное чиновничество… На мой взгляд, главный трагизм спортсмена – его нереализованность. Сам он лучше, чем кто-нибудь другой знает свои силы и возможности, знает насколько короток, отпущенный для реализации задуманного срок… Но… в процесс (необратимый порою)вмешиваются внешние факторы. На том накале страстей, на той концентрации силы и воли… напряжение бывает нечеловеческое.

ПО ПРИКАЗУ СТАРШИНЫ

Это было невероятно: среди призеров 30-километровой гонки – первой в лыжной программе Олимпийских игр-76 – не было ни норвежцев, ни финнов, ни шведов. Пьедестал без скандинавов – впервые в истории Белых Олимпиад! Кто мог себе такое представить накануне? Но еще более непредсказуемой оказалась победа 28-летнего советского лыжника Сергея Савельева, лучшим международным достижением которого до этого было десятое место в 50-километровой гонке чемпионата мира 1974 года.

– «Тридцатку» в Инсбруке я выиграл неожиданно даже для себя, – вспоминал потом Сергей. – Рассчитывал быть третьим. Вечером накануне гонки Федор Симашев и биатлонист Александр Ушаков убеждали меня, что я стану вторым. А Толя Шмигун – мы жили в одном гостиничном номере, – узнав об этом, сказал: «На что тебе второе место? Выигрывай!». Мне достался 35-й стартовый номер. Поначалу дела на лыжне не заладились. После первой половины дистанции даже в шестерку лучших не входил. Но потом прибавил. В итоге на 25 секунд опередил американца Билла Коха, который долгое время лидировал. И без всякой надежды на медаль стал дожидаться окончания гонки. Даже на табло практически не смотрел – думал: если 20-летнего американца с трудом «сделал», то ребята из «красной группы» точно «привезут» мне не меньше минуты… Но через некоторое время гляжу: все фавориты уже в финишном городке, а моя фамилия по-прежнему на верхней строчке. Вот это да! В первый момент даже поверить не мог…

     Сразу после той гонки специальный корреспондент «Советского спорта» на Олимпиаде Анатолий Коршунов поинтересовался у Савельева: «Кто еще причастен к его победе?». И знаете, чью фамилию в первую очередь назвал Сергей? Тимофея Лоншакова, старшины-пограничника с Сахалина, где в 68–69-м годах будущий олимпийский чемпион проходил срочную службу. Именно он убедил увлекающегося тогда легкой атлетикой рядового Савельева всерьез заняться лыжными гонками. А приказы в армии, как известно, не обсуждаются.

   Мне довелось встречаться с Сергеем Петровичем во время его пребывания на Сахалине в 1984 году. Тогда я ещё не знал множество деталей из жизни великого лыжника. Но обратил внимание, что взгляд у спортсмена был не веселый, а сам он предпочел о спортивной биографии отмолчаться.  Вот воспоминания о пограничной службе на Сахалине оживили лицо Савельева. Появилась и долгожданная улыбка . Сергей Петрович с удовольствием вспоминал молодые годы на службе, своего старшину погранзаставы, наряды и боевых товарищей…

      Сергей Савельев навсегда связал историю Белых Олимпиад с островом Сахалин. Давайте вспомним великого спортсмена добрым словом. И перечитаем статью о нём Бориса Валиева:

        «Трудно поверить, но уже через пять лет после того, как Сергей впервые встал на лыжи, он выиграл чемпионат СССР в гонке на 50 км. Это при тогдашней-то конкуренции! «Кое-кто не выдержал, а я дотерпел до конца, но главное – что меня после этого взяли в сборную» – так сам Сергей расставил приоритеты после той сенсационной победы в Мурманске.

НЕЗАНЯТЫЙ ТРОН

После свалившегося на него, как снежная лавина, успеха в первой гонке Олимпиады-76 поймавший кураж Савельев замахнулся на трон «короля лыж» (это когда побеждаешь на дистанциях 30 и 50 км в рамках одной Олимпиады или чемпионата мира. – Прим. Б.В.). Специально пропустил старт на 15 км, чтобы восстановить физические и моральные силы после драматичной для сборной СССР эстафетной гонки 4х10 км (там на первом этапе у Евгения Беляева сломался носок ботинка, и он 2 км бежал в чужом, на два размера меньше, а на третьем – тренеры не угадали с мазью для Савельева. – Прим. Б.В.).

…До 23-го километра марафонской гонки Сергей шел в одно время с лидером – норвежцем Иваром Форму – и поддерживал это равновесие без сверхусилий, а потом произошло то, что случилось с Беляевым в эстафете… Находившиеся рядом тренеры сборной – Борис Быстров и Виктор Иванов – среагировали мгновенно, но сначала под рукой оказалась только чья-то ненамазанная лыжа, а когда принесли нужную, убежали полторы минуты, которые в подобных ситуациях практически не отыгрываются…

10 марта 1976 года, через месяц после Олимпиады в Инсбруке, Савельев выиграл марафонскую гонку на Лахтинских играх, в которой участвовали все сильнейшие, в том числе и олимпийский чемпион Форму, занявший четвертое место. Но эта более чем уверенная победа лишь усугубила драму Савельева, случившуюся на трассе олимпийского марафона …

Словно решив добить Сергея до конца, судьба уготовила ему почти тот же, олимпийский, сценарий и на чемпионате мира 1978 года в Лахти. Победа с преимуществом почти в минуту на дистанции 30 км, и затем – элементарный просчет с подбором мази в марафоне, в котором он, по собственным словам, перед стартом не видел конкурентов…

Напомню, кто подзабыл... Годы службы Сергея Савельева в ПВ КГБ СССР выпали на период Даманских событий. На фото: март 1969 года сводный отряд сахалинских пограничников отправляется на китайскую границу...Оставшиеся несли службу, как говорится, "за того парня"

САМЫЙ МЛАДШИЙ, НО САМЫЙ ЗАБОТЛИВЫЙ

Рассказывает Александр Воронин, заслуженный тренер СССР, одноклубник и друг Савельева:

– Мы оба родом с Дальнего Востока. Сергей – из Амурской области, я – с Сахалина. Начинали вместе выступать на зональных соревнованиях, только он, в то время студент Хабаровского института физкультуры, – за «Буревестник», а я – за армию. Правда, когда в 75-м году новый главный тренер Вооруженных сил лыжной сборной Анатолий Акентьев формировал команду и пригласил нас в Москву, в ЦСКА, мы были уже одноклубниками. Сергей к тому времени успел стать чемпионом СССР в марафонском беге и выиграть две бронзовые медали на дистанциях 15 и 30 километров.

Ракетные войска по протекции ЦСКА выделили ему двухкомнатную квартиру в Подмосковье, в Одинцове, в которой мы поначалу жили вдвоем. До тех пор, пока он не перевез туда с Дальнего Востока своих родителей и сестру с ребенком. Сергей вообще очень трепетно относился к близким. Забота о них для него была на первом месте, хотя из четырех родных братьев и двух сестер он был самым младшим…

После Олимпиады в Инсбруке он обзавелся собственной семьей. С Еленой, будущей женой, познакомился, если не ошибаюсь, где-то в Прибалтике, на сборах. На свадьбе гуляла вся сборная. Но Сергею не повезло с первым браком: он просуществовал не больше пяти лет. По слухам, после развода Елена с дочерью уехали в Америку. Но сейчас дочь, по-моему, живет в Москве. По крайней мере на похоронах отца она была…

«ТРИДЦАТКА» БЕЗ ШАНСА

В 1989-м, в 40 лет, Сергей женился во второй раз. Со своей новой избранницей, тоже Еленой, он познакомился в январе 80-го года под Красногорском, в пансионате 1-го автокомбината, где национальная команда по лыжным гонкам проводила последний сбор перед отъездом на Олимпийские игры в Лейк-Плэсиде.

Рассказывает Елена Савельева, супруга Сергея Петровича:

– Не могу утверждать, но, по-моему, перед вылетом какой-то предварительный разговор с тренерами относительно своих олимпийских перспектив у Сергея состоялся. Что ему сказали, не знаю, но я прекрасно помню, что улетал он в смятенных чувствах. Может быть, уже тогда ему дали понять, что на дистанции 30 км на него мало рассчитывают?

А он очень многого ждал от этой Олимпиады, готовился к ней, как никогда, поскольку понимал, что она у него последняя. Потом много раз говорил мне, что у него был шанс на «тридцатке»: если не победить, то в тройке непременно оказаться. Но ему его не дали: Быстров Борис Михайлович, тогдашний главный тренер сборной, поставил на эту гонку Зимятова, Рочева, Беляева и Бажукова. Последние двое были спринтерами и заняли в итоге соответствующие специализации места – за первой десяткой. Но никакого общественного резонанса это тренерское решение не имело, поскольку Зимятов и Рочев завоевали золотую и серебряную медали, а победителей, как известно, не судят…

Для Сергея это был тяжелый психологический удар, от которого он так до конца и не оправился. Готовился, настраивал себя на эту гонку – и все впустую. Может быть, поэтому ничего не получилось в беге на 50 км. Занял только пятое место при полном, по его словам, отсутствии соревновательного тонуса.

Из Лейк-Плэсида вернулся расстроенным донельзя…

1984 год.Южно-Сахалинск. Автор поста во время встречи с Сергеем Савельевым на трибунах стадиона "Спартак"

 

ВО СНЕ БЫЛИ ИНЫЕ СЦЕНАРИИ

Каждый человек, наверное, имеет свою жизненную шкалу везения. У Савельева столбик в ней практически постоянно находился ниже нуля, несмотря на его победы на Олимпийских играх, чемпионатах мира и СССР. Трудно сказать, был ли еще в истории отечественного лыжного спорта гонщик, которого отчислили бы из сборной после пятого (!) места на Олимпиаде и двух бронзовых медалей (на дистанциях 30 и 50 км), выигранных на чемпионате СССР, состоявшемся через месяц после нее?

«Надо дать дорогу молодым», – сказал Сергею Быстров, объясняя решение руководства федерации о выводе его из состава национальной команды. Но где была эта молодежь, если и в следующем сезоне на чемпионате страны 32-летний Савельев без всякой подготовки стал третьим в гонке на 15 км и первым в составе эстафетной команды Вооруженных сил?..

Трагическая случайность, стоившая ему золота в марафонском беге на Олимпиаде 76-го года. Две тренерские ошибки со смазкой лыж – в эстафетной гонке на тех же Играх в Инсбруке и на чемпионате мира 1978 года на дистанции 50 км. Тренерская немилость при формировании состава участников бега на 30 км в Лейк-Плэсиде… Все эти гонки снились Сергею до последних дней. И всегда с абсолютно другими сценариями – победными для него. Если бы можно было начать все сначала, он бы не задумываясь согласился. Только ради того, чтобы выиграть титул «короля лыж», который так и остался его несбывшейся мечтой.

С одной стороны – олимпийский чемпион, чемпион мира, с другой – постоянные душевные терзания по поводу своей нереализованности на лыжне. Мысль о том, что его вынудили уйти из сборной в самом расцвете сил, не давала ему покоя до конца жизни…

ОЛИМПИЙСКИЕ МЕДАЛИ НЕ ПРОДАЮТСЯ

Рассказывает Елена Савельева:

– Сначала тренировка, а потом все остальное! Это была его жизненная установка, которая не обсуждалась. Помню, с каким трудом он находил время для свиданий в первые годы нашего знакомства. Для того чтобы его было побольше, старался, как сам признавался, бегать на тренировках быстрее…

Каким он был человеком? В первую очередь необыкновенно добрым, гостеприимным и компанейским. Масса друзей и знакомых в разных концах страны. Когда кто-то из них приезжал в Москву, сразу же звонил Сергею, потому что все знали, что он непременно пригласит к себе: тогда с гостиницами было туго. В нашем доме постоянно находились гости…

Мне кажется, что эта открытость Сергея, его желание в каждом видеть друга и говорить в глаза то, о чем думаешь, в конце концов его и погубили…

В самый разгар перестроечного периода, когда Союз на глазах развалился, Сергея, больше десяти лет проработавшего начальником лыжной команды ЦСКА, уволили из армии. Сначала не присвоили ожидаемое им очередное звание полковника, а потом подвели под сокращение. Сейчас уже плохо помню ту историю, но знаю, что расстался он с любимыми Вооруженными силами с большой обидой, которую не залечило даже время…

Я тогда сидела дома с ребенком (в 90-м году у нас родился сын Петр), а тут еще и муж оказался безработным… Чтобы прокормить семью, он по протекции каких-то знакомых устроился в торговую фирму – возил на собственной «Волге» продукты со склада в магазин. Затем работал простым охранником в одном из агентств. Этот период дался Сергею очень тяжело, мне даже кажется, что у него произошел какой-то психологический надлом. Его знания и опыт в лыжном спорте, накопленные за столько лет, оказались никому не нужными… Мало кто, кстати, знает, что, будучи начальником лыжной команды ЦСКА, он как тренер подготовил двух мастеров спорта международного класса. Один – Антон Сергеев, фамилию другого, к сожалению, уже не вспомню.

В те трудные в материальном плане времена было предложение продать олимпийские медали, но этот вопрос обсуждался не более полуминуты. Сошлись на том, что даже в голодные военные годы люди не торговали семейными реликвиями…

   Не поверите, – Елена делает паузу, – когда в 2003 году олимпийским чемпионам стали выплачивать президентскую стипендию, Сергей обрадовался не столько этим 15 тысячам рублей (хотя деньги, понятно, никогда не бывают лишними), сколько тому факту, что о них, олимпийских чемпионах, наконец-то вспомнили…

   В последние годы он занимал тренерскую должность в управлении Комитета по физической культуре и спорту администрации Западного округа Москвы. Но готовил в основном лыжные трассы на принадлежащей округу базе в подмосковной деревне Ромашково. А когда в 1999 году по предложению начальника управления Александра Еремина там начали проводить лыжные гонки на призы Сергея Савельева и нашлись достойные спонсоры, эти соревнования стали для него главным делом жизни. Помнится, на первой гонке в свою честь он даже пробежал любимую «тридцатку» (по-моему, в последний раз в жизни). В нынешнем году (2006 –прим.Г.С.)эта гонка стала Мемориалом Савельева…

БЕГ К ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЕ…

Рассказывает Иван Исаев, главный редактор журнала «Лыжный спорт»:

– Весной 2005-го я подвозил Сергея Петровича на гонку «Майская лыжня». В рамках этих уникальных соревнований (при температуре +25 на сохраненном с зимы снеге. – Прим. Б.В.) проводилась ветеранская «гонка чемпионов» с возрастным гандикапом. В дороге он говорил о том, что каким-то особенным образом запарафинил лыжи. Все рассуждал – смазывать их или нет? С одной стороны, без мази боялся не выдержать гонку физически. С другой – с мазью тоже идти опасался, предполагая, что при такой погоде она будет тормозить. В тот день Сан Саныч Завьялов (двукратный олимпийский чемпион, чемпион мира. – Прим. Б.В.) в ответ на мой вопрос, какую мазь он будет использовать, рассмеялся:

– Да какая разница? Это вон Савеля все никак не может успокоиться, чем ему намазаться. А мне что здесь – Олимпиаду «валить»?

      Сергей Петрович очень серьезно относился к каждому ветеранскому старту, специально готовился. Он не мог, подобно Завьялову и Зимятову, картинно и нарочито спокойно скользить по лыжне, абсолютно не заботясь о результате. Даже к концу шестого десятка стремился выиграть каждую гонку.

    В тех соревнованиях Петрович, кстати, бежал с температурой 38. Когда после финиша это выяснилось и у него спросили: зачем? – он ответил, что не мог подвести и не приехать.

   Мне неизвестно, чем занимался Савельев в последние годы. Но знаю, что он не стал ни крутым бизнесменом, ни большим чиновником, ни знаменитым тренером. Он, на мой взгляд, просто никак не мог остановиться: все бежал и бежал к своей последней финишной черте. Все отмеренные ему годы…

        Больно, страшно и стыдно… Люди, которые отдали всё в копилку достижений своей страны, в один момент стали отработанным материалом, предоставленным самому себе. Кто-то сумел с успехом экспортировать свой талант на Запад, кто-то неожиданно нашёл себя в бизнесе и политике. Владислав Третьяк, Ирина Роднина, Вячеслав Фетисов… Они — депутаты, министры, лица олимпиады и российского спорта. Но это единицы, а остальные…. Впрочем, чемпионы не хотят ни жалости, ни сочувствия. Они, словно сговорившись, на вопрос: «Тяжело?» — отвечают: «Не тяжелее, чем всем».

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Григорий Смекалов, 28 сентября 2015, в 10:13 +12
Комментарии
Написано 28 сентября 2015, в 10:58 Отредактировано 28 сентября 2015, в 11:01
Грусть в одиночку не ходит...Разговаривая с Сергем Петровичем в 1984 году я поймал себя на мысли, что повторял маршруты олимпийского чемпиона на лыжах и не раз на побережье залива Анива. История, как говорят, повторяется дважды (второй раз в виде фарса)

По долгу службы на меня дважды выпадала обязанность изображать "диверсанта" на итоговых контрольных учениях в учебном центре Сахалинского отряда "Золоторыбное". Суть его: двое суток, без сна, в полной боевой личный состав учебного центра (около 1000 бойцов) получают приказ "найти и обезвредить диверсанта". Усталые и (мягко говоря) недовольные пограничники при поимке диверсанта могли и не рассчитать свои силы
Выручить меня могло только умение бегать на лыжах (которых у преследователей не было). В целом для меня всё обошлось благополучно, но выйти из леса по сигналу ракеты об окончании учений я решился только через час (на всякий случай)
+4
Написано 28 сентября 2015, в 12:19
Я эту историю слышала от ещё одного пограничника-лыжника...он очень тепло отзывался об этом человеке.
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Вьетнамская медицина
Вьетнамская медицина
Они достойны уважения
Они достойны уважения