
Война лейтенанта Приходько. Часть вторая.
Битва за Москву
Здесь (в Москве - Г. С.) я был зачислен на курсы воентехников при Артиллерийской академии им. Дзержинского
страница Военного билета Приходько Р. В.
Справка: "... Академия ведет свою историю от офицерских классов Артиллерийского (Михайловского) училища, официально открытого 25 ноября (по старому стилю) 1820 года. В 1855 на базе офицерских классов этого училища создана Михайловская артиллерийская академия, которая первоначально входила в состав Имперской военной академии (включала также Николаевскую инженерную и Николаевскую Генштаба академии), с 1863 самостоятельное учебное заведение с подчинением генералу-фельдцейхмейстеру. В Михайловскую академию принимались артиллерийские офицеры до чина штабс-капитана (гвардейского поручика) включительно. В дни Октябрьской революции большинство преподавателей академии перешли на сторону Советской власти. С февраля 1918 академия возобновила учебные занятия. В 1919 переименована в Артиллерийскую академию РККА, в 1925 объединена с Инженерной академией в Военно-техническую академию РККА. В 1926 присвоено имя Ф. Э. Дзержинского. В 1932 на базе её артиллерийского факультета воссоздана Артиллерийская академия. До 1938 находилась в Ленинграде на Арсенальной набережной, 17, затем переведена в Москву. В 1941—1944 дислоцировалась в Самарканде.
Курсы комплектовались только из лиц с высшим образованием. Я встретил нескольких знакомых по ДИИ, но направили нас в разные группы. Поселили нас в Москве в казармах, где с первых же часов был установлен военный порядок. Занятия велись в классах, лабораториях и полигонах Артакадемии высококвалифицированными преподавателями.
Учебная программа курсов была очень уплотнена, занятия велись полный день, на перерывах многие курсанты даже накуриться не успевали… Не помню, были ли выходные.
В эти тревожные дни весь город был затемнен, на стеклах окон наклеены полоски бумаги, с вечера в небе виднелись многочисленные аэростаты заграждения, которые по утрам девушки-зенитчицы «отводили» к местам дневных стоянок.
Справка: С начала войны 5 курс был выпущен досрочно. Вслед за ним стали убывать по одиночке или группами слушатели 4-х курсов. Л.А. Говоров (нач. Артакадемии - Г.С.) получил поручение ставки Верховного Главнокомандования и убыл на фронт. Поредели ряды преподавательского состава. Ушел, например, генерал-лейтенант Т. А. Бесчастнов. В подвальном помещении Академии располагалось бомбоубежище. Здание несколько раз покрывалось зажигательными бомбами. Учебный процесс проводили с перебоями. Из слушателей был сформирован отряд на случай ближней обороны Москвы (был отведен участок на юго-западной окраине города недалеко от теперешнего здания ВЦСПС). Но в начале октября отряд впервые получил приказ занять оборону недалеко от Красной Пахры. Через три дня отряд был возвращен в Академию...
В августе начались налеты авиации противника на Москву. Нас часто направляли дежурить в городе, на территории академии, на крышах крупных зданий. Несмотря на плотный зенитный огонь и аэростаты, отдельные самолеты врага всё же прорывались к городу, сбрасывали бомбы «зажигалки». От осколков своих зениток мы прятались, когда дежурили на крышах, за трубами. Однажды, недалеко от нас, дежуривших во дворе академии, ночью бомбой было разрушено здание отделения милиции, где погибло несколько человек. Нас взрывной волной отбросило на несколько метров в сторону.
Другая бомба пробила бетонный мост через Яузу, но не взорвалась, оставив в мосту лишь дыру. Пришлось видеть и отдельные пожары в городе в результате налетов авиации. Были случаи сигнализации вражеским самолетам фонариками и ракетами (из слуховых окон чердаков и из других мест).
Однажды наш патруль вечером задержал такого шпиона с ракетницей и передал его подоспевшим милиционерам. Рота, в которую я был зачислен, занималась изучением только тяжелой артиллерии калибром от 105 мм. и выше. Другими изучались только полевая или только зенитная артиллерия и т.д. Такая узкая специализация была вызвана необходимостью быстрейшей подготовки военных техников.
Практические занятия по изучению артиллерийских установок наша рота проводила в ремонтных мастерских г. Подольска, куда нас возили на автомашинах. По городу ходили только строем, чаще всего под песни «Вставай страна огромная», «Украина золотая, Белоруссия родная»…
С начала сентября курсанты всех рот по ранним утрам выводились на Серебряническую набережную, где с нами проводили подготовку к ноябрьскому параду: учили ходить строем по 24 чел. в ряду.
Однако участвовать в параде нам не довелось. Ввиду приближения врага к столице, учеба наша была досрочно завершена и произведен выпуск. Мне присвоили звание воентехника II ранга (по 2 кубика в петлицу).
В середине сентября я был откомандирован в действующую армию, на Западный фронт, в отдельный 514 артиллерийский полк АРГК (Артиллерия резерва Верховного Главнокомандования (АРВГК) (до 8 августа 1941 года — Артиллерия резерва Главного командования (АРГК) — стратегическое объединение артиллерии РККА в вооружённых силах СССР, перед и во время Великой Отечественной войны – Г.С.)
Справка: Полк формировался в августе-сентябре 1941 года в Московском военном округе как 514-й артиллерийский полк противотанковой обороны, в мае 1942 года переименован в 514-й лёгкий артиллерийский полк, в июле 1942 в 514-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк. По формировании направлен в 7-ю армию, в ноябре 1941 года включён в так называемую группу генерала Павловича, выделяемую из 7-й армии для действий на Тихвинском направлении. Вёл бои непосредственно в Тихвине, поддерживая части 44-й стрелковой дивизии По окончании Тихвинской наступательной операции вновь отошёл на рубеж реки Свирь, где держал оборону до лета 1944 года, после чего участвовал в Свирско-Петрозаводской операции, по её окончании держал оборону на достигнутом 7-й армией рубеже до выхода Финляндии из войны, затем отведён в резерв.
К фронту я совершал марш в составе колонны, двигавшейся пешим порядком по шоссе. В пути в дневное время было два налета на колонну вражеской авиации. При налетах мы рассредоточивались по сторонам шоссе, главным образом в придорожных кюветах и канавах. Самолеты сбрасывали небольшие бомбы, обстреливали из пулеметов.
Страха у меня, почему-то, не было, был даже какой-то интерес наблюдать за пикированием этих стервятников. Пострадавших от налетов было немного, но один лейтенант сошел с ума, его увезли.
Одна из крупнокалиберных гаубиц в белорусском музее (наши дни)
По прибытии в полк ( в районе Боровска) я был назначен старшим артиллерийским техником дивизиона тяжелых пушек-гаубиц калибра 205 мм. Разместился в палатке в лесочке вместе с другим офицером. На следующий день нам выдали дополнительное обмундирование, противогазы и личное оружие (пистолет ТТ) и указали расположение дивизиона. В дивизионе было 3 батареи по 3 орудия в каждой. Каждая гаубица состояла из ствола и лафета, перемещалась на двух отдельных тягачах.
В мои основные обязанности входило обеспечивать техническую исправность механизмов орудий. Через день-два наш полк выступил на боевые позиции. Они располагались в тылу за 5-8 км. От линии фронта, хотя где эта линия - никто точно не знал, она постоянно перемещалась.
При ведении огня находившимся на позициях приходилось либо затыкать уши, либо открывать рот, - чтобы не повредить барабанных перепонок. Огонь вели только в дневное время. Стрельба велась по целям, сообщаемым по телефону выдвинутыми к передовой корректировщиками от каждой батареи. Дивизион часто менял позиции.
На ночь обычно останавливались в перелесках, ночевали тут же, около боевой техники в кузовах автомашин, либо просто на земле, на еловых ветках. Ночью приходилось просыпаться и отплясывать для согревания, так как уже началось похолодание. Имелись даже отдельные случаи обморожения пальцев ног. Днем же погода, как правило, была теплой, солнечной. Перед выходом на боевые позиции был случай отправки в трибунал двух солдат, употребивших внутрь противоипритную жидкость, якобы с целью умышленного членовредительства.
Полк наш, как и другие воинские части Западного фронта, под напором превосходящих сил противника вынужден был отступать (к Москве). Мы часто двигались грунтовыми дорогами и напрямик по бездорожью. На брошенных огородах рвали и ели морковь, капусту, т.к. снабжение продовольствием часто нарушалось. Проходя через населенные пункты, жителей встречали мало, в основном - стариков, большая часть жителей уходила на восток.
Были случаи, когда пехота, отходя, обгоняла наши тягачи и мы уже отступали со своим громоздким хозяйством вслед за пехотой.
бои сентября 1941 года
Однажды, к концу дня пришлось наблюдать паническое бегство нашей стрелковой части (примерно полк) – немецкие автоматчики создали у них иллюзию окружения. В результате наш мало подвижный артиллерийский полк оказался на передовой впереди пехоты. Тем не менее ни один боец-артиллерист не покинул свою боевую технику, мы двигались за пехотой организованно.
Был в дивизионе случай, когда при переводе орудий в транспортное положение обслуга одного из орудий не успела произвести выстрел и не вынули снаряд из ствола. Колонна пушек на тягачах так и двигалась, имея в одном из стволов боевой снаряд. Здесь , конечно, была и моя вина – не проверил состояние всех орудий перед установкой на тягачи. Однако, ЧП это обошлось благополучно, и на новой позиции из того орудия был сделан первый выстрел.
21 октября (памятный для меня день) в ясный солнечный день невдалеке от позиций нашего дивизиона появилась на автомашинах и дала несколько залпов батарея «Катюш». Тогда это была военная новинка, реактивные установки были строго засекречены, да и назывались ещё не «Катюшами», а «Раисами» (РС-реактивный снаряд)
Немецкая карта 1941 года... Полк Приходько Р.В. держал оборону, как раз, на острие атаки противника Можайск-Боровск-Наро-Фоминск...
Только успели эти установки свернуться и уехать, как немцы, охотившиеся за этим новым грозным оружием, выбросили на их место десант, который наткнулся на нас. Начался бой.
Десант был, очевидно, немногочислен, но хорошо вооружен автоматами, гранатами и малыми минометами. Оружие в нашем дивизионе – карабины, гранаты и один ручной пулемет у бойцов. У офицеров пистолеты. Бой велся через шоссе, по одну сторону которого находился наш дивизион, по другую фашистский десант.
Здесь в перестрелке, когда я подползал к бровке шоссе, одна из вражеских мин попала в стоящую рядом березку , и меня осыпало осколками. Основное ранение было в левую ногу (выше пятки), а также в мякоть правой руки и в спину (где осколок застрял). Пробегавший мимо пожилой боец немедленно остановился и оказал мне первую помощь: разрезал и снял сапог с ноги (хороший был сапог, хромовый, полученный ещё в академии)и перебинтовал имевшимися у меня и у него индивидуальными пакетами ногу и руку (на руке осколком вырвало кусочек мяса), а затем оттащил меня назад к своим позициям. Там уже находились несколько бойцов, раненных в этой перестрелке.
Часа через два десант был отогнан и комиссар пошел на шоссе за попутной машиной для отправки раненых в тыл. Нас, получивших ранения , тоже подвели и поднесли к шоссе.
Ввиду приближавшегося противника машины по шоссе мчались в направлении Москвы с предельной скоростью и комиссару пришлось выйти на середину дороги с пистолетом в руке, -только так одну из «полуторок» удалось остановить. Нас, примерно 8-10 человек-быстро погрузили в кузов и машина помчалась дальше.
Через несколько километров дорожный патруль предупредил, что дальше ехать нельзя, т.к. шоссе перерезано немцами. Шофер наш свернул прямо в поле и, петляя, помчал дальше по бездорожью. Нам в кузове от тряски было очень трудно, особенно одному (раненному в живот), но всё же машине удалось прорваться и мы живыми были доставлены в какой-то полевой госпиталь.
О дальнейшей судьбе нашего дивизиона, да и всего 514-го артиллерийского полка мне ничего не известно – уцелел ли он или пришлось моим боевым товарищам сложить в неравном бою свои головы.
Справка: взял на себя труд отследить славный путь полка лейтенанта Приходько Р.В.
514-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк
Награды: почетное наименование Свирский
Сформирована: август-сентябрь 1941 Районы боевых действий
1941-1944: Оборона Карелии, Тихвинская наступательная операция
1944: Выборгско-Петрозаводская операция, Свирско-Петрозаводская операция
1945: Братиславско-Брновская операция, Пражская операция, Йиглаво-Бенешовская операция
выдержка из рукописи Приходько Р.В.
Продолжение следует...
+7-962-125-15-15