
Война лейтенанта Приходько
2025 – в России Год защитника Отечества , а продолжает он тему прошлого 2024 года. В российской художественной литературе год носил название «Год лейтенантской прозы»… Одной из мотиваций, я думаю, был вековой юбилей наших любимых авторов - фронтовиков: 100 лет со дня рождения в том году отмечали следующие писатели и поэты фронтовики:
15 марта – Юрий Бондарев; 1 мая – Виктор Астафьев; 9 мая – Булат Окуджава; 10 мая – Юлия Друнина; 21 мая – Борис Васильев; 19 июня – Василь Быков; 3 июля – Владимир Богомолов; 6 декабря – Николай Старшинов.….
Другой мотивацией, как мне представляется стало то, что, сверстников 1924 года, прошедших Великую Отечественную войну вернулось немного, а в наши дни…поискать. Основные тяготы войны легли на их плечи…. А ведь были у этих авторов и недруги и критики…. Зачем писать о неприятных вещах, об отступлениях, о переживаниях солдат…? Мы поколение победителей и масштаб Победы всё спишет…
Послевоенное время. Осмысление темы войны. Вечные вопросы, пульсирующие в висках. Военные мемуары офицеров среднего звена ценны, прежде всего, тем, что они дают возможность взглянуть на войну "изнутри", с позиции тех, кто непосредственно участвовал в боевых действиях и повседневной жизни на фронте. Они раскрывают реальную картину того, как выглядела война на уровне командиров подразделений, их проблемы, переживания, решения и их влияние на ход боевых действий.
Мы, дети ветеранов войны в 60-70-е годы в школе познакомились с «лейтенантской прозой» и…лично у меня, она заняла полочку ЛУЧШЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ВОЙНЕ. В своих произведениях авторы опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. Эта проза без прикрас. Что выстрадали, о том и написали. Строчка за строчкой, о самом личном, самом сокровенном. Страшная исповедь не только перед Богом. В первую очередь перед собой. Перед всеми. Любимый жанр авторов – повесть, часто написанная от первого лица. Исповедь, пропитанная кровью, охваченная огнём. В своих произведениях лейтенанты-фронтовики дают понять читателю, что исход войны решает герой. И героем может стать каждый. (как это важно в нынешних реалиях...Г.С.) И , всё-таки, это литература, художественные образы героев ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
А если этот герой Вам хорошо знаком? А , если Вы десятки лет были соседями, дружили семьями? Если этого героя знают все александровцы, как гордость нашего города, как заслуженного и скромного педагога…?
занятия в Горном техникуме проводит его директор Приходько Р.В.
Мне видится, что переживания и повествования о войне такого героя будут для Вас понятнее, правдивее и реально проникнуты болью прожитых лет.
Дети нашего героя передали мне военные мемуары Приходько Ростислава Владимировича 1916- 02.08.1993 Первого директора Горного техникума в г. Александровске - Сахалинском. Написаны воспоминания ровным убористым почерком, зная скромность нашего героя, думаю не для публикаций…А для того, чтобы вспомнить своих однополчан, соратников, партизан, разведчиков, артиллеристов… Человек , прошедший всю войну от первого до последнего дня, дважды тяжело раненный в боях… Без конъюнктурных соображений, без желания привлечь внимание к своей боевой биографии… (я ещё в школе понял, что на пионерских слетах о войне говорят не те и не так… Мои родители ветераны, мой дед погиб в 1944, я знал солдат переживших расстрел, при вопросе о войне уклонялись от ответов или плакали…)
Мемуарная проза – это ценные свидетельства истории, сохранения памяти для следующих поколений, возможность увидеть военный путь глазами очевидцев. Такая литература содержит редкие сведения, которые практически не встречаются в официальных сводках, документах и отчётах.
По всему по этому в год 80-летия Великой Победы , я с волнением и огромным интересом работал с воспоминаниями Ростислава Владимировича. Проглотил записи за один раз, ни разу не оторвавшись. Совсем немного поправил опечатки, чуть исправил стиль, добавил справок и иллюстраций… Надеюсь и Вам личное восприятие долгих лет войны лейтенанта Приходько будут интересны.
22 июня 1941 года я встретил в стволе шахты …
13 января 1941 года я и мой лучший друг по Донецкому индустриальному институту (г. Донецк в те годы назывался Сталино- Г.С.) Митя Охрименко защитили свои дипломные проекты. Помню, в составе комиссии по защите были директор ДИИ т. Борисенко, декан горного факультета т. Найдыш, мой консультант доцент Бейлин и другие научные работники института.
Защита прошла успешно и, хотя я затруднился объяснить – как опустить в глубокий шахтный ствол электрокабель (ведь он порвется от собственного веса!), - всё же оценку получил «отлично» с присвоением квалификации горный инженер-шахтостроитель… Митя защитил свой проект на «хорошо».
По окончании института съездил на пару недель в Каменку (небольшая деревня под г. Киевом-Г.С.) к своим: жене Марии Васильевне и двухмесячному сыну Толе. Побыл в семье и, согласно направлению в последних числах января прибыл на строительство шахты «Нежданная-Южная» треста Ростовшахтстрой в г. Шахты.
Шахту только начали строить. Проходили буровзрывным способом главный вертикальный ствол, строились здания поверхностного комплекса, возводился жилой массив.
Вначале т. Чернокозов начальник строительства назначил меня сменным инженером. Новую работу пришлось внимательно и прилежно осваивать, знакомиться с новым коллективом, постигать на практике особенности труда шахтостроителя, вспоминать и пополнять некоторые знания, полученные в институте, а некоторые – и критически пересматривать.
выпускники 1941 года...
Большую помощь мне оказывал главный инженер строительства – т. Антехманов - весьма толковый и грамотный инженер, - который заново учил меня составлению схемы расположения шпуров в забое ствола, приемам ведения работ, расчетам БВР (буровых и взрывных работ - Г.С.), правилам безопасности при проходке и другим практическим вопросам…. Жил я в бараке-общежитии с двумя инженерами. Вспоминаю наши общие ужины с яичницей на огромной сковороде.
В начале апреля меня повысили до должности начальника горного цеха (с окладом 1000 руб. в месяц – тогда это была вполне приличная зарплата!) Мне полагалась лошадь с коляской для передвижений, однако я отказался от этой привилегии, т.к. привык ходить пешком, да и неудобно было молодому ехать в коляске, когда остальные пешие…. Власти выделили квартиру в новом доме коттедже, но я не торопился её обставлять…. Питался в столовой на окраине города.
В эти дни бригаду проходчиков укомплектовали, прибывшими по вербовке молдаванами. Бригадиром назначили пожилого сильного и умного отца большой семьи, в этой бригаде работал и его сын – настоящий богатырь, который мог работать двумя отбойными молотками сразу, с двух рук!
В мае на строительство поступил проходческий комплекс с полком и погрузочным ковшом лепесткового типа, с которым работа проходчиков, несомненно, облегчилась бы…
По выходным дням молодежь из шахты часто ездила в город, где был приличный парк с танцплощадкой и кинотеатром и т.д. Завязывались отношения, строились планы…
22 июня 1941 года...
И вот эта мирная, созидательная жизнь резко нарушилась вероломным вторжением в нашу страну фашистов.
Весть о начавшейся войне с гитлеровцами 22 июня застала меня на работе, в стволе шахты. Поднявшись на поверхность, я сразу почувствовал необычность обстановки и поведения людей.
Хотя вся серьезность наступивших событий не сразу дошла до сознания, всё же каждый стал думать и планировать определение своего участия в них. Многие из молодежи (в том числе и девушки!) направились в первые же дни в военкомат проситься в армию, но всем отвечали, что вызовут, когда придет срок.
В поведении и разговорах людей никакой подавленности, а тем более страха не было, наоборот, - наблюдались проявления большого патриотизма и энтузиазма и, хотя и имела место некоторая растерянность, - никто не мог и предполагать, что начавшаяся война будет настолько длительной и трудной, как оказалось впоследствии.
В конце июня работы по проходке ствола шахты были прекращены, часть оборудования демонтирована и проходку затем законсервировали.
В начале июля я был вызван в военкомат. От предложенной брони отказался и был призван в армию. Получил на шахте расчет, купил первые в моей жизни ручные часы, послал часть денег в Каменку. Марусе написал, если обстановка станет ухудшаться, брала Толика и уезжала к моей тетке в г. Щигры, что в Курской области.
Строки , написанные рукою Приходько Р.В.
Меня постригли, обмундировали и направили в Москву, куда я прибыл 7 июля 1941 года.
Продолжение следует...
+7-962-125-15-15