Субъективные заметки о музыке и Алексадровске-Сахалинском

Субъективные заметки о музыке и Алексадровске-Сахалинском

НЕ ВСЕГДА ПОБЫВАЮ ТАМ, ГДЕ ХОЧУ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ Меня регулярно спрашивают: «Небось, ты уже весь Сахалин обошёл?» Отнюдь! Никакой жизни не хватит, чтобы его полностью обойти. А по возможности попасть в интересующие меня места на Сахалине – таких мест насчитывается порядка 30, при этом их перечень всё множится и множится – считаю это делом времени. А есть ли, в свою очередь, для этого время? Пока что не всегда. Очень надеюсь, что через 2 года, когда стану получать пенсию и не будет потребности в постоянной работе, темпы выполнения намеченного мной громадья планов как-то активизируются. Что ещё к моменту написания этих заметок мне остаётся посетить из значимых населённых пунктов Сахалина? Разве что город Томари – всё попасть туда пока что никак не получается, из-за того, что поезда туда и оттуда почему-то ходят только поздно вечером да по ночам. И долгое время, пожалуй, года 3-4, на повестке стоял Александровск – казалось бы, что мешало? А вот что – аллергия на многодневные поездки одному, выработанная ещё в 1980-х годах, когда меня постоянно гоняли в не особо нужные командировки по самым разным городам, в том числе и тем, где у меня не было никаких знакомых. Ладно, ещё с коллегами по работе – куда ни шло. Но вот одному – хорошо помню, что от смеси скуки, тоски и прочих негативных ощущений так «волком выл», что хоть прошло и не одно десятилетие, до сих пор те самые негативные ощущения забыть никак не возможно. Поэтому если меня хоть и сильно интересует какая-либо местность, где нет никаких знакомых, и даже есть возможность попасть в ту местность, но разве что самому – категорически отказываюсь, и терпеливо жду, когда попадутся попутчики, причём не кто попало, а обязательно надёжные люди, которых хорошо знаю. Тем не менее, эту мою точку зрения разделяют не все. Не разделяет и Марина Шишмарёва, которая если сильно захочет посетить какие-либо места, и выходит, что не с кем, то в этом отношении не «заморачивается» и просто едет туда сама. Так, в конце августа 2010 г. мы с ней вернулись с мыса Крильон. Мне вскоре надо было на работу, она же догуливала отпуск. Захотела она посетить Александровск, в котором мы с ней ранее не были – взяла да и в начале сентября поехала туда сама. Причём прошла оттуда по побережью на юг мимо мысов Ходжи и Рогатый, заночевала в имевшемся балке, и на следующий день лесовозной дорогой вышла к долине реки Большой Александровки, откуда через село Михайловку вернулась в город. Нет, я так не могу, в смысле сам! За последующие 3 года мечта посетить Александровск меня не покидала. Но были желания посетить и другие места, которые потихоньку осуществлялись. Общесахалинские фестивали бардовской песни несколько лет назад стали проводиться именно в Александровске, причём время их проведения выпадает на июль. В позапрошлом году я в это время на Сахалине просто отсутствовал. В прошлом году первое публичное оповещение о таком фестивале прошло в начале июля, когда мы проходили маршрутом из Бошняково в Пильво – и быстро затерялось. Второе оповещение было опубликовано дня за 4 до открытия фестиваля, но билетов на поезда до Тымовского на эти даты просто не было! В этом году мы проявили должную бдительность. Информация от областного центра народного творчества, что фестиваль пройдёт 27-28 июля, была получена ещё весной. Так что билеты туда и обратно мы купили заблаговременно, за месяц с лишним. «ЗАПАДНИКИ» И «СЛАВЯНОФИЛЫ» СРЕДИ МЕЛОМАНОВ Немало людей меня знает как неистового любителя зарубежной рок-музыки. Почему же я так стремился попасть на тот фестиваль? Всё правильно, к зарубежной, точнее англоязычной рок-музыке я приобщился ещё в середине 1970-х, когда был в Новосибирске на учёбе. И с тех пор что слушал тогда, то и слушаю с удовольствием. Понятно, что у рок-музыки есть множество жанров – более того, считаю, что их ровно столько, сколько хороших исполнителей! И не все жанры приемлю – от «heavy metal» у меня просто болит голова. Предпочитаю прогрессив-арт-рок, который, по моему мнению, в России и СНГ вообще никем не представлен. Даже если исполнители из Германии, Голландии и других европейских стран, то всё равно поют на английском, за очень редким исключением. А противостояние между «западниками» и «славянофилами» среди меломанов, по моему наблюдению, до сих пор продолжается, и, наверно, будет продолжаться, пока стоит свет. Хотя немного народу можно отнести одновременно и к тем и к другим, но таких явное меньшинство – да и скорее не меломаны, а слушающие музыку не регулярно. Типичный аргумент «славянофилов»: «Я не воспринимаю песни на иностранных языках, потому что не понимаю, о чём они поют». СТОП!!! Поют, наверно, не по-китайски (этнических китайцев, попадающихся у нас и слушающих родную музыку, не будем брать в счёт) – следовательно, смысл песни всегда можно узнать. Особенно если поют на английском как самом популярном языке, по крайней мере в рок-музыке. Но как бы ни знали мы английский, часто бывает, что для нашего уха слова воспринимаются не очень членораздельно, и тогда на слух плохо улавливаешь смысл. Более того, сам наблюдал, как дипломированный переводчик с английского прокручивал британскому подданному один мало известный сингл Пола Маккартни, при этом британец чётко повторял слова, а переводчик их записывал на бумагу. Ещё тогда, в 1970-е годы, когда через «железный занавес» прорывались пластинки с альбомами ведущих рок-исполнителей, на вкладках некоторых альбомов попадались напечатанные тексты песен. Хорошо помню, как я в то время их переписывал в тетрадки, чтобы при воспроизведении можно было воспринимать слова и понять их смысл. Сейчас вообще всё упростилось – какой бы песни был бы мне текст ни нужен, я всегда в интернете легко его нахожу. Но знаю таких заядлых меломанов-«западников», для которых вокал – всего лишь как музыкальный инструмент. Так, один мой знакомый, принадлежащий именно к этой разновидности любителей музыки, но практически не знающий английского, попросил меня перевести тексты песен одного очень понравившегося ему исполнителя. Я перевёл: на поверку, несмотря на довольно умную и солидную музыку, тексты оказались «пустышками». С тех пор тот мой знакомый принципиально знать не хочет, о чём поётся в полюбившихся ему песнях! Несколько иначе обстоит дело с такими языками, как, например, французский, итальянский, испанский и др. При желании узнать хотя бы смысл песен, исполняющихся на этих языках, думаю, всё же можно – но этим просто не задавался. Хотя те же итальянские оперы широко исполняют как в оригинале, так и в переводе на русский язык. Хорошо помню, как приходили мне в гости «славянофилы» в этом отношении. Смотрят – у меня внушительная коллекция дисков. «Есть что-нибудь русское? Поставь, пожалуйста». Отвечал: «Есть – Зинчук и Дидюля!» Кто не знает, эти гитаристы исполняют чисто инструментальную музыку, и на мой взгляд, правильно делают. В общем, всякую разную инструментальную музыку тем гостям и ставил – уже становится неважным, из какой страны исполнитель. Теперь о моём отношении к бардовской песне. Считаю, что это просто другой жанр, и здесь важны в первую очередь слова, а музыка уже вторична. Так, например, если слушатель совершенно не знает русский язык, а ему попадётся тот же Высоцкий – и что тот слушатель может из его песен почерпнуть? Относительно Высоцкого и прочих популярных бардов – ещё в детстве и юности я их переслушал в количестве раз, достаточном для запоминания текстов, хотя бы в основном, поэтому у меня нет потребности прослушивать их заново, и их записи у меня совершенно не представлены. Но хотя бы один раз прослушать песню подобного жанра можно и даже нужно – за этим мы и отправились на фестиваль в Александровск. ОБ АЛЕКСАНДРОВСКЕ Подошло время приобретения билетов. Марина спрашивает? - А можно мне взять с собой 6-летнего внука Вову? - А он выдержит всё это дело? - Конечно, выдержит! - Что ж, тогда бери. Они вместе уже побывали год назад в палаточном лагере на берегу оз. Тунайча, оборудованном клубом «Бумеранг». Кроме того, Марина уже успела его сводить по многим главным достопримечательностям юга Сахалина, как то грязевой вулкан, останец Лягушка и водопад Айхор. Что ж, приобщает его к походам и путешествиям – так и надо! Меня же ко всему этому с моего детства приобщил отец – главное, лишь бы было кому приобщить! К нам решила присоединиться наша знакомая Лена, находившаяся в то время в отпуске. Что ж, пошли покупать билеты. По действовавшим в то время (июль 2013 г.) ценам, проезд от Южно-Сахалинска до Тымовского в плацкартном вагоне скорого поезда № 1/2 стоил 1409 р., детский – наполовину дешевле. Не так уж и дорого. Об этой нашей поездке Лена успела написать по горячим следам. В виду объёмности материала разделила его на 3 части. Часть 1: http://blog.astv.ru/blogs/6177/4389 Часть 2: http://blog.astv.ru/blogs/6177/4396 Часть 3: http://blog.astv.ru/blogs/6177/4406 Так что не буду толочь воду в ступе, там всё подробно описано, поэтому и никаких фото не прилагаю, те материалы снабжены ими в достаточном количестве. Остаётся лишь дополнить Лену. Обычно в своих материалах привожу статистику цен, чтобы читатели, захотевшие посетить те места, заимели примерное представление о предстоящих затратах. Стоимость 1 места в общежитии медицинского колледжа составляла 550 р. в сутки на человека. Хорошо, что мы приехали заблаговременно – во время проведения фестиваля пустовавших мест там, похоже, не было. Но неприятно изумила дороговизна автобусных перевозок, осуществляемым Александровским АТП – по моим подсчётам, примерно 4 р. за 1 км пути. По маршрутам юга Сахалина максимальная удельная стоимость перевозок за 1 км в настоящее время и то составляет 3 р. Неужели в Александровске и его окрестностях так «богато» живут? Приведу некоторые цены. По Александровску на городском автобусе: 16 р. Тымовское – Александровск: 57 км, 218 р. Александровск – Мгачи: 28 км, 112 р. Александровск – Дуэ: 14 км, 50 р. Александровск – Половинка: около 10 км, 23 р. (есть ещё коммерческий рейс по 30 р.; вообще коммерческие рейсы для Южно-Сахалинска – дело неслыханное, они были давным-давно категорически запрещены ещё прежним мэром города Ф.И. Сидоренко) Теперь о самом фестивале бардовской песни. Лично на меня наибольшее выступление произвели выступления южно-сахалинских исполнителей Николая Михеева и Павла Гаврикова, а также гостя фестиваля, исполнителя из Краснодара Шухрата Хусаинова. Как я уже ранее высказывался, здесь главное – тексты, они были на должном уровне, а некоторые из них имели и остросоциальную направленность. По крайней мере 1 раз вполне можно послушать. Ну и добавлю, что когда в первый раз попадаешь в незнакомый город, впечатления о нём напрямую зависят от стоявшей в то время в тех местах погоды. С погодой нам в течение всех 4 дней пребывания исключительно повезло – если так, зачем мотаться за тридевять земель на какие-то курорты, если у нас на Сахалине есть такие дивные места? Теперь когда я побываю в тех краях? Не знаю. На слуху туристический маршрут из Александровска в Пильво по побережью, ряд моих знакомых им ходили. Но пока что, с моей точки зрения, он длится слишком долго, и не знаю, когда на него найдётся время, и найдётся ли в обозримом будущем?

Автор: Valery Khmara, 17 августа 2013, в 09:36 +1
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Совершенно секретное Карафуто
Совершенно секретное Карафуто
Мыс. Острый
Мыс. Острый