Что за месяц апрель – кто-то его ждёт с нетерпением, а кто-то и люто ненавидит!

Некоторые мои знакомые, большие любители зимних походов, всё время восторгаются эти месяцем: «Ах, как хорошо! Снегу в горах навалом, бамбук и стланик заметены, ходи на лыжах или снегоступах куда хочешь! И главное, температура положительная, как тепло! Так никакого Куршавеля не надо! А какой шикарный загар на снегу!»

Я тоже любитель зимних походов – правда, не экстремальных, а посильных. Март по причине тепла обожаю, а вот апрель уже люто ненавижу! В самом деле, почему?

Во-первых, у меня при положительной температуре воздуха происходит постоянное налипание снега на снегоступы (использую рамного типа, потому что из моделей большой площади в продаже находил только такие), и через каждые 100, а то и 50 метров ходу они становятся буквально «тяжёлыми гирями». Приходится останавливаться, с них снег тщательно счищать, а через каждые 50-100 метров повторять процедуру. Понятно, так далеко уйти просто невозможно! У одной моей знакомой, использующей лыжи типа «бэккантри», буквально то же самое. Как бороться с подобным явлением? Используем эмульсию швейцарского производства, перед началом выхода тщательно ей намазываем свои средства для передвижения по снегу (на жаргоне «девайсы», от англ. «device») – да, на какое-то время хватает, но не очень надолго. В магазине «Снаряга» по этому поводу мне разъяснили: эффект имеется лишь при намазывании на сухую поверхность, а если она влажная, мол, останавливайся, разводи чуть ли не костёр, тщательно просушивай поверхности, заново смазывай, и т.д. Очевидно, ярые любители апрельских походов используют какие-то другие «девайсы» и каким-то хитрым образом борются с налипанием снега. Коль ходят, то эту проблему как-то решают. Но она всё же – не самое главное.

Во-вторых, при достаточно высокой температуре воздуха (где-то от +3-5) лично меня снег совершенно перестаёт держать, и я при попытке передвижения по нему на своих снегоступах, несмотря на их большую площадь, буквально валюсь в нём по колено! Конечно, если заблаговременно куда-нибудь выйти в ясную погоду достаточно рано утром, когда обычно температуры отрицательные: наст, красота, идёшь как по асфальту! Но... только где-то до 11:30 – 12:00 дня. Как в это время температура переходит на плюс, скорость сразу на порядок падает, и максимальная, что я могу в это время развить, это 500 метров в час, да-да! При этом каждый шаг производится с титаническими усилиями. И конечно же, стараешься не позже 12 часов дня попасть именно на чищенный от снега участок дороги.

А всё потому, что вешу много: около 90 кг при росте 185 см. Со снаряжением и в тёплой одежде, понятно, поболее будет. Ну комплекция такая! Если бы не ходил в походы, «заплыл бы жиром» ещё больше! Так что я вывел формулу: апрель нравится тем любителям зимних походов, чей вес (кг) меньше роста (см) минус 100. Увы, я к таковым не принадлежу. Так что в этом поганом для меня месяце, чтобы как-то двигаться, приходится каждые выходные при благоприятной погоде отъезжать на побережья и там проходить какие-то расстояния по протаявшим участкам.

Но всё ли так плохо? Бывают годы, когда где-то в конце марта ненадолго потеплеет и пройдёт проливной дождь, после чего подморозит. Вот тогда красота, повсеместно крепчайший наст! Он может сохраняться даже всю первую половину апреля, и тогда сезон зимних походов продлеваю на этот срок.А как же высокие температуры и таяние снега, можете подумать? Вспоминается одна история.По поверьям, на Пасху погода чуть ли не всегда идеальная. Приведу контрпример: в 2011 году Пасха приходилась на 24 апреля, и весь тот день лил проливной дождь – кто не верит, можете обратиться в Сахгидромет. Но это, пожалуй, исключение из правила.

Так, в 2010 году Пасха пришлась на 4 апреля, а перед этим как раз наблюдалось описание выше явление: накануне был проливной дождь, после чего установилась ясная погода с низкими ночными температурами, и соответственно, отличный наст, по крайней мере, в утренние часы. Один мой товарищ попросил меня провести его в тот день на гору Красную, там он ранее ни разу не был, мне же тот маршрут был уже хорошо знаком.Погода действительно установилась отличная: утром ясно и морозец, по прогнозам ожидался небольшой плюс. Поднялись на подъёмнике на гору Большевик, спустились на восток на первую седловину. Оба на снегоступах. Нас догоняет группа лыжников. Один из них, поинтересовавшись, куда мы идём, начал хвастаться: мол, «вы тихоходы, мы пройдём туда значительно быстрее вас», и т.д. И тут на первом же подъёме мы на своих снегоступах спокойно поднялись по насту, а вот лыжники... Подъём преодолеть из них смог лишь тот «хвастун», и то потому что он был на камусах. Остальные члены той группы на этом подъёме забуксовали, и мы сами видели, как группа решили прекратить восхождение и свалила куда-то вниз.Мы же весь тот маршрут спокойно прошли: благо, наверху температура поднималась максимум до 0, и наст повсеместно был отличным. Видели на маршруте ещё людей на снегоступах. Лишь во второй половине дня, когда мы значительно сбросили высоту и спустились на дорогу, ведущую над левым берегом р. Еланьки к водозабору за санаторием «Аралия», сверху протаял лишь небольшой слой наста, и то на глубину где-то 3-5 см. Конечно, мы в нём немного вязли, но это было уже не критично, тем более на спуске. А ниже протаявшего слоя наст оставался достаточно крепким, и мы хорошо это чувствовали ногами.

С тех пор подобная ситуация пока что не наблюдалась ни разу.Но такие природные явления в апреле – пожалуй, лишь исключение из правила. Так, в 2012 году в начале апреля была сильная метель при высокой температуре. Снег после неё стал сырым и относительно плотным. Но опять-таки относительно: при попытке пройти по нему небольшое расстояние я на каждом шагу валился по колено – причём не в пухляке, а в сыром снегу! Это иллюстрирует фото на заставке данного блога, сделанное как раз в описанное время. Кое-как и с огромными усилиями пройдя 1 км за 2 часа, я по своим следам быстро вернулся обратно. На этом мой зимний сезон 2012 года, конечно же, закрылся.

Кстати, я заметил, что в мае состояние оставшегося снега меняется: он местами становится более плотным и выдерживает даже мой вес. Так, вблизи Уюновского водопада, куда я люблю ходить во второй половине мая, в это время могут ещё быть снежные пятна поверх зарослей бамбука, что значительно облегчает передвижение по той местности.Таким образом, апрелю могут радоваться разве что «эльфы» да «дюймовочки»... Для меня же апрель на Сахалине – единственный месяц в году, который я люто ненавижу! Зима же меня тут вполне устраивает – после 7 лет проживания в Новосибирске и вдобавок 9 лет в Хабаровске я нахожу её по югу Сахалина достаточно тёплой. Сильный ветер, конечно, бывает. Но достаточно пройти на любой южный склон или в темнохвойный лес, где будет более-менее тепло и уже безветренно, там и греешься.

Итак, за что же апрель любить, за что? Да по мне – абсолютно не за что!