Праздник московского автобуса
Колонну ретроавтобусов возглавил автобус-кабриолет ЦАРМ - в простонародье "Рица". У этого экспоната нет крыши. Ну если брезентовое покрытие, которое надевалось в случае непогоды, можно назвать крышей, то...
Этот транспорт использовали как туристический в южных курортах СССР, и в некоторых городах он даже был визитной карточкой.
Таких автобусов было собрано всего около ста экземпляров, но в целях безопасности пассажиров их эксплуатация вскоре была запрещена.
Сегодня же в качестве пассажиров "Рица" везет духовой оркестр, который и задавал настроение и характер праздника.
А это ЗиС-8... Известный как "Фердинант" по фильму "Место встречи изменить нельзя" про Глеба Жиглова и Володю Шарапова, которые именно на нем преследуют бандитов.
Этот автобус уникален своим деревянным кузовом, обитым металлическими листами. Потолок у ЗиС-8 низкий - стоящие пассажиры, наверняка, ударялись о него головой.
ЗиС-8, "Фердинанд" - автобус-герой. Во времена Великой Отечественной сорок таких экипажей спасли огромное количество ленинградцев, вывозя их по "дороге жизни" из блокадного города.
Автобус, диски колес которого синего цвета - АКЗ-1... Массовой моделью он не стал (было выпущено около 70 единиц), но зато внес вклад в решение транспортных послевоенных проблем столицы. Эти синие автобусы обеспечивали работу московских предприятий в три смены, что позволило ускорить восстановление экономики после войны. Выйдя из под конвейера сразу после победы наших над фашисткой Германией, он не прослужил и десяти лет. В начале 50-х на московских дорогах уже не было ни одного АКЗ-1.
А этот "старик" - первый полноприводный советский автобус, можно сказать внедорожник среди своих сородичей. Знакомьтесь: КАвЗ-663. Его предназначением была перевозка грузов и оборудования. Но не пассажиров. Именно поэтому в задней части салона у него нет окон. Этот автобус мог перевозить 8 человек и (представьте себе) две тонны груза. Его во всю эксплуатировали Министерство обороны СССР, геологическая разведка и использовали его в нефтяной промышленности.
ЛиАЗ-158В... Синий кузов и белые двери, а на радиаторе три горизонтальные синие полоски. Эта модель была основным автобусом в городских автобусных парках всего Советского Союза в 1960-х и начале 1970-х годов. Его можно встретить в любимой Гайдаевской комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" - помните Шурик стоит на остановке под проливным дождем, и к нему подъезжает именно этот автобус? Кстати, той самой остановки на самом деле не существовало, ее построили специально для съемок фильма, и многие горожане думали, что она действующая, и даже удивлялись: "Почему ее так быстро снесли".
ЛиАЗ-158В выпускался с 1956 года по 1970-й, когда его сменил ЛиАЗ-677.
Автобус ЛиАЗ-677 мог вместить 110 пассажиров - 25 из которых ехали сидя. Такая огромная вместимость была достигнута за счет 3-рядной планировки салона: по правому борту шли два ряда сидений, по левому - один. Перед кабиной водителя было трехместное продольное сиденье , на котором любили сидеть дети...
В Москве этот автобус можно было встретить до середины 2000-х годов... И в фильме "Джентльмены удачи"...
С 1978 года на ЛиАЗе начали выпускать модернизированный автобус ЛиАЗ-667М. Он выглядел совершенно иначе, чем его предшественник ЛиАЗ-677. Массово его стали выпускать в 1982 году, и в процессе производства его внешний вид кардинально менялся.
Последний экземпляр этой модели был выпущен в 1996 году, после чего производство ЛиАЗ-667М свернули...
А этот красавец - ЛАЗ-695... Его называли "фестивальным", потому что он обеспечивал перевозку участников шестого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году.
Дизайн этого автобуса был скопирован с немецкого автобуса фирмы "Магирус" и был сильно застеклен - даже крыша наполовину была прозрачной...
У этой модели не было накопительных площадок, поэтому в часы пик в салоне было очень тесно...
Автобус ЛАЗ-695Е... Это уже модернизированный вариант прошлой модели, который имел 8-цилиндровый двигатель мощностью 120 лошадиных сил, прочный кузов и шины увеличенного диаметра. В Москве такие автобусы работали на линиях, связывающих город с аэропортом, а так же находились в распоряжении крупных спортивных клубов: "Спартак", "Динамо", "Локомотив".
О! А этот автобус пришелся мне по душе... Из всех моделей, представленных на параде, "Икарус-55" запомнился мне больше других. Именно на нем я и сидел во время движения колонны по Москве... Посмотрите, какой он красивый...
Этот автобус в Советском Союзе был основным, следовавшим по междугородним, международным и туристическим маршрутам.
"Икарусы" были экономичны, комфортабельными и на то время очень даже современными (в плане дизайна).
Сигарообразный кузов, напоминающий космический корабль, стал причиной появления у этого автобуса таких прозвищ как "Сигара", "Спутник", "Ракета". А двигатель у него, скажу я вам, такой шумный, что после поездки на нем понимаешь, почему его назвали еще и "Пылесосом".
За период с 1955 по 1972 год Союзом было приобретено 3762 таких автобусов. И некоторые из них служили стране еще в 80-х годах - настолько опередил свое время этот автобус, появившись в начале 50-х.
Кататься на нем - одно удовольствие. Очень мягкие кресла, просторный салон, а какой из этих огромных окон открывается вид - можно увидеть даже небо, потому как на крыше тоже есть стекла. Панорама!!!
Можно долго рассказывать об этих удивительных экспонатах, которые уже никогда не вернутся на привычные маршруты (ну разве что только по праздникам): и о венгерском автобусе-гармошке "Икарусе-180", который дошел до наших дней, и о красавце ГЗА-651, у которого каркас был деревянным... Боюсь, времени не хватит. Даже у меня его не хватило, чтобы облюбовать каждого "ветерана", посидеть подольше внутри, "порассматривать" детали салона, окунуться в прошлое - дети не дали. Именно они ждали этого праздника как никто другой. Конечно, ведь такая возможность - полазать внутри салона красивеньких стареньких автобусов, да еще и за рулем посидеть - дается не каждый день...
На Фрунзенской набережной, куда съехались ветераны автобусного парка, в праздничный день было не протолкнуться. Тут тебе и аква-гримеры, и тантамарески (плоские фигуры, у которых вырезана голова, просовываешь ее - и ты, например Илья Муромец - из театра кукол пошло все, кстати)... На сцене Александр Олешко рассказывает истории, связанные с сегодняшними героями парада, после чего духовой оркестр зажигательно играет музыку из кинофильма "Берегись автомобиля"...
А в каждом автобусе - люди... Где-то поют песни под гитару... Где-то показывают фокусы. Или просто так сидят - болтают о своем. А кто-то просто сидит молча и смотрит друг на друга влюбленными глазами. Как это делали люди тогда, - в ту эпоху, когда еще не было ни мобильников, ни интернета...
P.S.
Хочу сказать спасибо начальнику сектора информации пресс-службы ГУП "Мосгортранс" Альфие Рушановне Бодямшиной за аккредитацию и возможность своими глазами увидеть праздник изнутри и немного рассказать вам...
Так же напоминаю, что я запрещаю использовать мои фотографии (особенно в рекламных целях) без моего разрешения (устного или письменного)... История с Аэрофлотом мне многое дала понять тогда, но их грех им я простил... Целю, пупсики)))
+7-962-125-15-15
Кстати, в Южно-Сахалинске не так давно видел ЛиАз-677М с маркировкой аэропорта. Он возил работников в аэропорт. Может и сейчас ездит.
В нашем городе ЛИАЗы ездили наверно до 2008 года. Мы их называли "сараи", т.к. они были старыми, а в полу были дырки.
Но в эти автобусы влазило довольно много пассажиров.
Сейчас пару этих автобусов стоят в АТП Корсакова, уже как музейные экспонаты.