Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик

Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик

Стены всякого действующего храма – это всегда граница между «до» и «после», пересечь которую чаще всего люди решаются, оказавшись на перепутье или в беде. Круглый год с раннего утра и до закрытых ворот идут паломники к Святой блаженной Матроне Московской в женский Покровский Монастырь, расположенный в центре столицы среди высотных строений и скомканных троллейбусных линий.

Монастырь был основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем. Его строительство началось в месте, бывшем когда-то кладбищем бездомных и странников, поэтому назывался монастырём на Убогих Домах. В 1657 году на территории возвели каменный собор Покрова Богородицы. В начале 1990-х Покровский монастырь после возвращения его в Русскую Православную церковь стал женской монашеской обителью, куда в 1998 году были перенесены мощи старицы Матроны.

Чудеса начались ещё до рождения девочки. Её матери, принявшей решение отдать младенца в приют по причине крайней бедности многодетной семьи, во сне явилась очень красивая, но слепая белая птица и села женщине на грудь. В семилетнем возрасте у Матроны открылся дар предвидения и исцеления. С этого времени и до самой смерти, где бы она ни проживала, к её дому тянулись нескончаемые очереди людей со своими бедами, душевной и телесной болью. Сохранилось свидетельство слов, произнесённых ею накануне собственной кончины: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Бывшая от рождения слепой и утратившая в 17 лет способность ходить, Матрона оказывала помощь каждому, кто просил. В 1999 году Матрона Дмитриевна Никонова была прославлена в лике святых как блаженная Матрона Московская.

Люди называют её Матушкой, Матронушкой – очень бережно и по-домашнему. Может быть, от того, что она среди других святых наиболее близка к современности. Наверняка ещё остались те, кто помнит её при жизни, светлой, ласковой, с тихим голосом. Потому её и просят о самых простых, но очень важных вещах: исцелении болезни, сохранении семьи, рождении ребёнка для бездетных, мудром совете. Взамен она всегда требовала лишь веры в Бога.

При входе на территорию монастыря сразу на себя обращают внимание две длинные очереди. Одна из них тянется вдоль храма Покрова Пресвятой Богородицы к иконе, которая висит на его наружной стене. Поднявшись на невысокий приступок, чуть-чуть поближе к Богу, люди не останавливаются подолгу. Кратко, но, видно, горячо, от сердца, что-то говорят своей Матронушке и отступают. Икона охраняется человеком в песочной форме без всяких знаков различия. Безразлично.   

Другая очередь удаляется куда-то за густую зелень, в глубину сквера – эти люди пришли приложиться к святым мощам. Сосредоточенные у них не только лица, но и каждый короткий, неуверенный шаг, приближающий их к разрешению несчастья. Люди едва заметно шевелят губами, держа в руках маленькие книжицы с изображением на обложке узнаваемого лика в изумрудных одеждах. Редко можно услышать, как кто-то разговаривает между собой, но и из этих нечастых реплик становится ясно – люди здесь находятся впервые и приехали издалека, со всех концов святой Руси, именно сюда, к своей Матроне. Некоторых не нужно и слушать – костыли, корсеты, дети и старики в инвалидных колясках красноречивее всяких слов. На этой узкой тропинке люди пережидают каждый своё горе.

К концу очереди подошли две женские аскетичные фигуры и требовательным тоном обратились к паломникам. Они вызывали добровольцев для оказания помощи монастырю.  По убеждению этих женщин, стоя два-три часа без дела, свою беду всё равно не выправить. Несколько человек, недоуменно переглянувшись, смирились с весомым аргументом и строем поплелись куда-то под чернорясным конвоем.     

Во дворе монастыря среди прочих паломников выделяются женщины в светской одежде и платках на голове. Их дамские сумочки так некстати постоянно сползают с плеч. Кто-то из них метёт дорожки, тщетно пытаясь собрать бесконечно падающие листья. Кто-то вынес ведро с водой и шваброй моет уложенную вокруг храма плитку. «Копать от забора и до заката» или «не важно, чем занят, лишь бы устал» – так в подобных случаях часто говорят военные.

На скамейку, недалеко от церковной лавки, присели мама с дочерью. Глаза у обеих радужные и очень красивые – лица. Аккуратным почерком на небольшом листочке девушка начала выводить: «На здравие». Немного поджав туфельки, она погрузилась в перечисление имён. К концу второго столбика мать принялась помогать: «Лену с Димой напиши, которые лекарства мне привозят. Своих не забудь. Ну, Ольгу, с кем работаешь вместе. Семечкиных тоже».

Напротив села сухонькая, в белом берете, старушка, похожая на моль. Она только что вышла из храма и по-хозяйски разложила свои сумки, как будто сейчас начнёт доставать завёрнутый в газету обед. Далее тонким писклявым голосом старушка в подробностях стала рассказывать снохе, как она заказывала сорокоуст.        

В общем потоке паломников взгляд всё время устремляется к красиво развивающимся на ветру юбкам и платкам. Кажется, всё кружится в необычайном танце лепестков роз и хризантем. От святых мощей Матроны выходят люди, возвышенные, одухотворённые. У каждого из них в руках горсть живых цветков. В монастыре есть прекрасный обычай приходить к блаженной Матроне с цветами, как она любила при жизни. Приношение одних становится подарком для других. Освящённые бутоны принято засушивать и хранить в доме около икон.

Служительницы храма передвигаются по улице с неизменно суровым видом, все как одна. Ни редкие лучи солнца, ни внезапно разразившаяся грозовая туча, ни порывы ветра не в силах стряхнуть с них напыщенно строгий, почти брезгливый вид. «Вы не замужем? – обратилась внезапно одна из них к короткостриженной девушке лет тридцати, одетой в брюки, скромную кофту и держащей в руках жёлтые лилии. – Нет, – был ей ответ. – На малолетнего мальчика так похожа. А юноши, между прочим, любят девушек женственных».

Среди тех маленьких книжечек, которые люди покупают здесь же, в церковной лавке, перед тем, как пойти к святым мощам, есть такие, в которых, кроме молитв, жития и свидетельств о чудесах, содержатся наставления блаженной Матроны. Одно из них гласит: «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?» Девушка с жёлтыми лилиями тихо отошла в сторону. Раздался колокольный звон – началась служба.

 

Фото Олега Климова

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Капитан Карафуто, 10 августа 2016, в 01:28 +17
Комментарии
Написано 10 августа 2016, в 08:30
Спасибо!
+4
Online
Написано 10 августа 2016, в 08:30
Как всегда: сапожник без сапог... Служителям (ницам) Господа надо бы почаще вспоминать его заповеди... Ну, да Бог им судья.
+4
Написано 10 августа 2016, в 11:41
Здорово и интересно. Спасибо за интересный рассказ. Матрона это э
Защитница женщин. Всегда помогает.
+5
Написано 11 августа 2016, в 15:35
Уже второй непонятный рассказ...смысл "не осуждай" , а осуждение в самом рассказе...налицо неприязнь к служителям монастыря...
Я была у Матронушки и не ощутила никакой неприязни и напыщенности со стороны монахинь. Мне кажется, там каждый получает то, чего ждет.
Всегда писалось не на здравие, а за здравие...это художественный вымысел?
+2
Написано 11 августа 2016, в 16:16
lvista, В жизни много непонятного встречается. И понять это непонятное сразу тоже даётся не каждому. Не осуждение, а попытка осознать и получить ответы на свои вопросы. Я ведь там тоже неслучайно оказалась. Ещё есть вариант написания "О здравии". Является ли какой-то из них каноном, специально не уточняла.
+1
Написано 11 августа 2016, в 17:20
Капитан Карафуто, много неприглядного есть в околорелигиозных кругах. Случайные люди, не случайные, но понимающие свое предназначение своеобразно, отдающие себя полностью, при этом возвеличивающиеся и упивающиеся самолюбованием... укоряя за это других. Человек слаб. если позволите совет, не обращайте на них внимания, не уподобляйтесь... душа хочет Бога - дайте ей Его. Те, кто не идет в храм вот из за таких служителей, обкрадывают себя беспощадно. Матронушка привела Вас к себе, значит Вы оказались там не случайно. Но и они оказались там не случайно... меня задело такое соседство Матронушки в тексте с негативом.
+4
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Знаки святой воды
Знаки святой воды