Quentin Tarantino. Part 2.
Премия Оскар, Золотая пальмовая ветвь, Золотой Глобус, представительство в жюри Каннского фестиваля, армия подражателей.. КАК никому неизвестный чудак из Тенесси не имея за плечами не то что режиссерского образования, но и образования в принципе, поимел такой блистательный успех в Голливуде?..
На самом деле секрет прост: он не просто искренне, он фанатично обожал киноискусство, а работу в видеопрокате на Манхетен Бич назвал в одном из интервью своей самой любимой (до того, как стал режиссером, разумеется). По сути, опыт работы в магазине видеокассет – своего рода феномен. Целый ряд современных режиссеров, детищ видеоэры, – к примеру, Кевин Смит, режиссер “Клерков” и создатель таких колоритных персонажей как Джей и Молчаливый Боб – прошли эту непризнанную школу кино. Просматривая кучу фильмов и обсуждая их с коллегами и посетителями видеопроката, Тарантино и обрел тот бессмертный опыт, который помог ему не только стать известным, но и создать свою новаторскую концепцию в независимом художественном кино, некий симбиоз массовой культуры и арт-хауса, который не мог не оставить следа в душах кинозрителей. Тарантино сумел разрушить границы между заядлыми киноманами и людьми, далеких от этого увлечения.
И согласитесь, это многого стоит..
Криминальное чтиво
Хоть и первый фильм Тарантино «Бешенные псы» (см. Quentin Tarantino. Part 1.) навел много шума в «кулуарах» кинотусовки и прослыл весьма смелым и провокационным (уровень жестокости в нем зашкаливал настолько, что когда картину показали на фестивале Ситгес в Испании, режиссер фильмов ужасов Уэс Крэйвен направился к выходу) , но по настоящему известным его сделал «Криминальное чтиво» (1994), снятый совместно с Роджером Эйвери. Наградной список этого фильма мягко говоря, впечатляющий - четыре десятка разных премий, в том числе и "Оскар" за лучший сценарий.
Все "фирменные фишки", отличающие фильмы Тарантино от многих других очень ярко выражены именно в "Криминальном чтиве". А именно:
1. Нелинейный сюжет повествования.
Как говорит сам Квентин Тарантино: «Что мне больше всего нравится, так это забавляться со структурой». В "Криминальном чтиве" объединены несколько историй, косвенно переплетенных друг с другом и развивающиеся в разных временных плоскостях. Психологически это не дает заскучать и собственно самому поучавствовать в разгадке сюжета. Подобный ход, например, воплотил в своем фильме "Сука-любовь", Алехандро Гонсалес Иньяритту и многие другие снятые по формату "калейдоскоп".
2. Много диалогов
.. с одной стороны, крайне отвлеченных от происходившего на экране, но с другой - юморных и чертовски продуманно поставленных. Вспомним одних только Джулса и Винсента (Сэммуэль Л. Джексон и Джон Траволта) которые болтают без умолку..
Как упоминает сам Тарантино в одном из своих интервью, он дает героям просто жить так, как в реальной жизни. А в реальной жизни люди естественны и повара не говорят сплошь о том насколько сильно они прожаривают стейк, как и бандиты не только о том, как им предпочтительнее убрать своих жертв. Они разговаривают об обычной жизни, о всякой ерунде.. Именно это и делает героев Тарантино похожими на реальных людей и раскрывает их индивидуальность.
ВИНСЕНТ:
Знаешь, что самое забавное в Европе?
ДЖУЛС:
Что?
ВИНСЕНТ:
Мелкие отличия. Большинство всей этой ерунды, что есть у нас, есть и у них, но у них все немножко по-другому.
ДЖУЛС:
Например?
ВИНСЕНТ:
Ну, в Амстердаме в кино можно купить пиво. И не в бумажном стакане. Вам приносят кружку пива, как в баре. В Париже пиво можно купить в Макдональдсе. А знаешь, как они в Париже называют четвертинку с сыром?
ДЖУЛС:
Они это не называют четверть фунта с сыром?
ВИНСЕНТ:
У них там метрическая система, они не знают, что такое четверть фунта.
ДЖУЛС:
Ну и как они это называют?
ВИНСЕНТ:
Рояль с сыром.
ДЖУЛС (повторяя):
Рояль с сыром. Как они называют Биг Мак?
ВИНСЕНТ:
Биг Мак это Биг Мак, но они его называют Лё Биг Мак.
ДЖУЛС:
А как они называют Хуппер?
ВИНСЕНТ:
Не знаю, я не ходил в Берджер Кинг...
Самым молчаливым героем в этом фильме был, наверное, только Брюс Уиллис, сыгравший боксера Бутча, однако чего только стоит сколько не эта одна его фраза, сколько интонация в ней: "Zed is dead, baby, Zed is dead..." Ну вы,наверняка, помните).
Как сказал Тарантино в интервью "Комсомольской правде":
"Диалоги, мать твою, — это моя фишка, сечёшь, нет? Это то, чем я занимаюсь! Я уважаю мнение людей, но выйти с моего фильма и сказать: „Слишком много диалогов“, — это такая же тупость, как сказать это, посмотрев пьесу Тэннеси Уильямса или Дэвида Хейра, мать их. Нельзя быть моим грёбаным поклонником и не любить моих диалогов."
Стас Тыркин. Комсомольская правда. Квентин Тарантино: "Меня тошнит от съемок в кино (31 мая 2007)
3. Эстетизация насилия и неполиткорректность.
Ни в одном фильме не было так художественно и стильно показано убийство. Ни один из персонажей не погибает "просто-так", чем грешат большинство фильмов категории "Криминал". Здесь же или убийству предшествует серьезная драма/мучительный выбор (в "Бешенных псах" так умирает герой Тима Рота от пули Харви Кейтеля, в "Убить Билла 1-2" весь отряд "гадюк", включая Билла, месть Джанго из одноименного фильма и еврейской девушки из "Бесславных ублюдков") или абсолютно абсурдное убийство заставляющее больше смеятся чем переживать (в "Криминальном чтиве" это импульсивно расстрелянный Уиллисом Винсент Вега из-за щелчка тостера, случайно выстрелевший в чернокожего паренька пистолет в руке Веги от того, что машина попала колесом в выбоину), а если же это массовая бойня, то эффект эпичности от брызг крови обычно сбавляет музыка в стиле рок-энд-ролл в сочетании с операторскими фишками. За такое "смакование" вещей к которым люди обычно относятся со всей серьезностью в большей мере и был подвергнут критике режиссер. Еще один момент, за который Тарантино явно невзлюбили это вольности относящиеся к такому больному для американцев вопросу, как расовая дискриминация (вспоминая истребление индейцев с исторической родины, остается лишь иронично улыбнуться, но это уже к разделу "Кинозал" отношения не имеет).
ДЖУЛС:
Черт возьми, Джимми, это же пойло для гурманов. Нам с Винсентом хватило бы обычного растворимого. А ты нам суешь это гурманское питье. Что это за запах?
ДЖИММИ:
Заткнись, Джули.
ДЖУЛС:
Что?
ДЖИММИ:
Я не початок кукурузы, нечего меня нахваливать. Не надо мне говорить, насколько хорош мой кофе. Я его покупаю, я знаю, насколько он, черт возьми, хорош. Когда Бонни идет в магазин, она покупает дерьмо. Я покупаю дорогой кофе для гурманов, потому что пью его и хочу чувствовать вкус. Но в данный момент меня волнует не кофе, а мертвый ниггер у меня в гараже...
Актерский состав
Возвращаясь к "Криминальному чтиву"... а точнее к актерскому составу давшему фильму неповторимые и запоминающиеся образы. И в прямом смысле слова "дорогостоящие образы", ведь как известно львиная доля бюджета фильма, а это около 5 млн долларов (из 8 млн) была потрачена на гонорар актеров.
Интересный факт: гонорар Брюса Уиллиса за “Крепкий орешек-2” был больше, чем весь бюджет “Чтива”.
Начнем с жемчужины фильма. Запомнившаяся своей белой рубашкой, прической-каре, твист-свимом под «You Never Can Tell» и героиновой передозировкой - Ума Турман( Мия Уоллес).
Тарантино в своих предыдущих фильмах не использовал сильных женских образов и столкнувшись с выбором актрисы на роль жены американского криминального дельца Марселесса Уоллеса, он был в неком замешательстве. На эту роль рассматривались такие актрисы как Мег Райан, Дэрил Ханна, Джоан Кьюсак и Мишель Пфайффер, однако сам Тарантино желал видеть в этом образе Турман и долгое время уговаривал её сняться, зачитывая сценарий по телефону. А так же, по слухам, давал обещание делать ей каждый вечер массаж ног, если она согласится. Насколько это правда утверждать не берусь, однако эта сцена с обсуждением темы "массажа ног" обыгрывается в диалоге в кафе "Jack Rabbit Slims". Вообще, есть в фильмах Тарантино, такая специфика, как показывать в них некие отголоски к личным переживаниям или другим фильмам. Например, вышеуказанном кафе-баре Мия рассказывает Винсенту о пилотной серии фильма, в котором она снималась и если внимательно в него вслушаться, то можно проследить аналогию с сюжетом "Убить Билла", вышедшего намного позже. Или в начале фильма, Винсент и Джулс в своих рассуждениях о афроамериканских "гетто", упоминали имя актрисы Пэм Грир, которая снимется в главной роли в следующем фильме Тарантино "Джеки Браун".
Что же касается роли Винсента Веги, примечательно, что эта роль изначально предназначалась Майклу Мэдсену (известному по роли Мистера Блондина в фильме "Бешенные псы"). Однако, Мэдсен отказался от роли в связи с работой над другими проектами, зато с радостью согласился Траволта, переживавший в своей кинематографической карьере не лучшие времена. И по мне так, справился Джон на пятерку... равно как и Сэм Л. Джексон, являющийся, единственным актером для кого изначально и предназначалась эта роль.
Не лишним будет сказать, что благодаря этому фильму произошел поворотный момент в работе многих звезд Голливуда. Не исключение даже известный "спаситель всего человечества" Брюс Уиллис, чья карьера, как и у Траволты, пошла на серьезный спад в 90-ые годы. Кандидат на роль Бутча должен быть уже ранее распиареной звездой и в идеале имевшим отношение к этому спорту. Но ни Сталлоне ни Рурк, изначально рассматривавшиеся на роль, не дали согласие. Ну и фильм от этого, думаю, многого не потерял.
Что касается актеров второго плана, то здесь засветились герои предыдущего тарантиновского фильма "Бешенные псы", а именно Тим Рот в роли незадачливого грабителя кафе, Стив Бушеми в роли официанта и Харви Кейтель в роли человека, решающего всякие неудачные бандитские "грязные делишки и Джон Уокен, с запоминающимся монологом про золотые часы)". Сам Тарантино по традиции, а может и старому неугасшему желанию стать актером, сыграл маленькую роль Джмми, человека предоставившему свой гараж в качестве "хранилища мертвых ниггеров".
Вот такой получился фильм. И лучше него Тарантино, к сожалению, пока еще ничего не снял.
Джеки Браун
"Фильм поставлен по роману Элмора Леонарда. Героиня по имени Джеки Браун работает стюардессой и подрабатывает контрабандой наличных денег в страну для торговца оружием. Все складывается отлично до того момента, пока ее не арестовывают федеральные агенты."
По моему мнению этот фильм сможет оставить в восторге только истинного тарантиномана ибо посмотри его обычный зритель, он скажет что-то типа "В чем прикол смотреть эту скукоту" или "Где экшн? Где убийства?.." А ведь действительно из всех просмотренных режиссерских фильмов этот отличается более плавным и спокойным сюжетом. Однако, актерская работа и до мелочи продуманные образы героев - то единственное ради чего все-таки стоит посмотреть "Джеки Браун", а также, я ни капли не сомневаюсь, что этот фильм придется по душе больше женской половине кинозрителей. Ведь героиня Пэм Грир, Джеки Браун, вобрала в себя те особенности поведения, что вызывают восхищение.. Она терпелива, по женски хитра, бесстрашна и самое главное не лишена женственности и романтичности. Когда судьба поставила её в патовую ситуацию, и с одной стороные ей грозила тюрьма, а с другой 99,9 % угроза смерти, в случае избежания тюремного наказания, но сдачи человека на которого она работала , она находит из двух трагичных решений, решение третье.. рисковое, но выгодное и решается идти до конца! Хоть и после "Криминального чтива" "Джеки Браун" выглядит неказисто, но этот фильм найдет своего зрителя, в лице людей больше любящих лирическую составляющую в искусстве, вместо прямой демонстации насилия.
Продолжение следует..
P.S. А пока воспользовавшись моментом выкладываю трейлер нового фильма Тарантино "Омерзительная восьмерка", который выйдет в прокат осенью 2015 года
+7-962-125-15-15