Культура и Человек

Культура и Человек

Культура родилась из культа. Николай Бердяев.

Культура - это есть ничто иное, как формирующая основа личности , а формируется она с момента зачатия и до вступления во взрослость. Поэтому весьма важными для оценки человека являются вопросы о том, в какой среде человек рос, кто были его родители, друзья, как учился, как воспитывался. Период детства для человека очень важен.  Говоря простым языком если Ванечкой не научился, Иваном Ивановичем не научишься.

Собственно со скучной теории описанной в учебниках психологии перейдем непосредственно к практике, к нашей действительности.

Недавнее время я замечаю, что ранее происходившие факты в жизни, на которые я не обращала такое уж острое внимание, в последнее время стали вспыхивать для меня как яркие лампочки в полутемной комнате.  Вы и сами не раз становились свидетелями или даже участниками всего того аморального, что происходит в нашем обществе.

Уже третье тысячелетие, а войны продолжаются, преступники становятся все моложе, новости в рубрике "Криминал" всё чаще заставляют хлопать глазами и крутить в голове мысль "А есть ли Бог на свете?"

Каждый день на улицах нашего маленького города я встречаю минимум одного маргинала.   Алкоголь, сигареты, новая эпидемия синтетических наркотиков "спайсов", "спидов" и пр.  начавшая своё движение в 2009 году и принявшая серьезный убийственный размах, сродний геноциду, в нынешнем 2014. И еще много-много-много явлений, которые заставляют хвататься за голову даже у людей прямо с ними не сталкивающимися. Однако.. если мой пост называется "Культура и Человек", а изначально я написала о прямой привязке становления культуры личности к периоду жизни человека от 0 до 25 в среднем (период взросления), то речь пойдет о молодежи в реалиях нашей жизни. Сама я также отношу себя к этой группе и не отрицаю всех описанных пороках, как испробованных на своей собственной шкуре.

Технократия

Промышленный прогресс совсем не параллелен в истории с прогрессом искусства и истинной цивилизации…
Жозеф Эрнест Ренан

Что есть за такое явление как технократия.

В самом общем виде цивилизации можно разделить по трем типам культуры:

1. Биологическая - человек живет в ладу с биосферой, обходясь без "протезов" техники.

2. Технологическая - техника служит людям, но не властвует над ними.

3. Технократическая (свойственная нам с вами ) - человек стал невольником созданной техники.

В какой-то, а точнее господствующей мере, техносфера подчинила себе людей. Представьте себе, что в один "прекрасный" день не будет электричества вовсе, как легко мы приспособимся к вновь проявившимся условиям? Да это будет сродни апокалипсису. Если уж без обычного сотового телефона мы не можем прожить и дня. Невольные заложники научно-технического прогресса. И если малышня 80-х, начала 90-х еще успела насладиться детством с обычными детскими радостями - играми и живым общением, так свойственными и естественными для ребенка (ибо это ведущая деятельность у детей от 3 до 8 лет.. это  не я сказала, а умные дяди и тёти-психологи), а что я и надеюсь Вы тоже замечаете сейчас? С шестилетнего возраста дети уже начинают осваивать компьютеры и планшеты, причем больше с сугубо развлекательными целями.

Опустив само собой разумеющиеся проблемы со зрением, осанкой возьмем социально-психологический аспект. Ребёнок проводя время в виртуальном мире более тяжело социализируется в реальности, общение реальное зачастую заменяют Одноклассники и ВК, активные процессы научения заменяются на примитивные операции охваченные в компьютерных игрушках . На этом этапе идет уже дисбаланс, обусловленный вмешательством техники в нормальное течение развития ребенка. Я не осуждаю мам и пап, что занимаясь своими делами позволяют ребенку так проводить свой досуг, однако все-таки настаиваю вернуться к началу моего поста и в определении культуры выхватить мысль "период детства для человека очень важен". 

Возьмем еще один такой мощный инструмент Технократии в наше время, как Интернет.

Оооо.. интернет вещь такая, он сроден с волшебным информационным джином из бутылки..  за 10 секунд ты получаешь любую интересную для тебя информацию.

Хочешь посмотреть что сейчас творится на Украине, в Японии, Эфиопии? Канал Ю-Туб тебе в помощь.

Надо перевести предложение с английского? Гугл Транслейт, поьзуйтесь на здоровье.

Прочитать историю Великой Отечественной войны? Пожалуйста.. Википедия!

Не хватает общения, стесняешься знакомиться с девушками? Спасибо Паше Дурову за ВКонтакте.

Здесь я хочу даже не затронуть тот принцип, что информация может быть серьезно искажена и малозапоминаема (может это и к лучшему наверное!). А в том, что человек, в первую очередь молодой неокрепший разум с неустоявшейся системой мировоззрения создает вместо своего полноценного мозга с генетически обусловленным потенциалом - "протез". Вот по аналогии.. лишился человек кисти руки, поставили протез. Вроде и не отличишь от руки живой, а на деле не согнуть пальцы, не почувствовать боль, иллюзия наличия для людей, кто об этом не знает.

Да! Все что сделано умными программистами значительно облегчило нашу с вами жизнь, НО, эта ТЕХНОЛОГИЯ не должна стать для личности ТЕХНОКРАТИЕЙ.

Не все вопросы можно найти просто вбив в поисковую строку нужное. Главное овладеть МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМИ знаниями, а не отрывками фактологических (чему в основном и учат нашу молодежь, даже в системе образования страны)  и искать ответы в глубине, а не на поверхности. 

Технократия, существенное препятствие для естественного продуктивного освоения личностью окружающей действительности. Родители не должны на самотёк пускать увлечения ребенка и его привычки. Особенно, если эта информация противоречит естественному процессу восприятия многообразия мира.

 

Когда ребенок становится уже подростком (11-14 лет), его ведущей деятельностью уже становится не игра, и учеба (6-11 лет) а общение со сверстниками, освоение новых форм поведения, общения с людьми, самоопределение. Вот здесь и значительное влияние на культурное становление оказывает такая вещь как влияние авторитета, отделение от семьи.

Авторитет, кумир

Авторитет является единственной действующей силой: никто не хочет, в сознании собственного бессилия, прибегать к суждениям, а каждый дожидается суждения со стороны более умного. Но вместо последнего является более бесстыдный и внушает ближнему своё суждение, а затем по его стопам идёт уже всё стадо.
Артур Шопенгауэр

Когда у подростка сформировались некие признаки самосознания, проявляется активно эгоцентризм у него возникает протест против диктата взрослых, однако самоконтроль и планирование деятельности еще затруднены. Также этот период характеризуется интенсивным половым созреванием и наличию повышенной внушаемости и конформности по отношению к сверстникам. Соответственно у подростка на этом этапе жизни всегда есть какой-либо кумир или авторитет.

Доходит вплоть до того, что ради объектов своего воздыхания некоторые совершают мягко говоря странные действия.

Давайте вспомним кумиров советских подростков? Читатели рожденные в СССР без труда вспомнят заслуженных артистов, которых хочется слушать даже сейчас, харизматичные актеры, да что уж там герои войны и космонавты.  Согласитесь, у этих личностей есть чему поучиться. Талант, манеры, храбрость, справедливость,  честолюбие, интеллект. Примеры для подражания!

А давайте ради интереса включим телевизор и посмотрим. что там такого у нас творится. Признаюсь, честно сама я телевизор смотрю крайне редко, в основном канал Дискавери и Новости (и то по настроению), ну и ради наблюдения заостряю свое внимание на канале Тнт, т.к. именно он зарекомендовал себя как современный развлекательный канал для молодежи.

Возьмем такое популярное направление, как ситуационные комедии или если кратко - ситкомы ("Универ", "Интерны", "Физрук" и тому подобное..).

Персонажи - в основном ведомые своими эгоцентричными желаниями (секс, деньги, власть), а если и есть честные и порядочные, то как правило неудачники и аутсайдеры. Ах да.. есть пара персонажей (иногда главный герой) просто убивающий своей непроходимой глупостью.

Пропаганда - см. выше + наркотики, алкоголь, распутный образ жизни, беспринципность, отсутствие логики и системности мышления.

Идеология - Деньги правят миром. Учитель, врач - коррупционеры, циничные нелюди.   "Бери от жизни все". Для девушек "Ты можешь быть глупой, но смазливой мордашкой.. и все лягут к твоим ногам" . Для парней "Ты можешь быть сильным, вкаченным дядей или просто с мешком денег и все также лягут к твоим ногам".

Ах, какую искаженную картину миру дают нам наши деятели "культуры".

И на самом деле это очень страшное поколение детей будет, взращеное на подобном засире мозгов, уж извините за мой французский...

И забегая вперед, описанная выше пропаганда охватывает весь продукт российского ТВ, от сериалов и ток шоу до вполне серьезных медиа-контентов,  только там она более скрытна.

Вот и подумайте, с кого подростки чаще всего берут пример? Кто кумиры детей нового времени? Бандиты, "золотая молодежь", глупые красавицы, интеллигенты-неудачники, банкиры на мерсах?

Всем этим явлениям есть логичное объяснение в очень широком понимании кому и зачем нужно оболванивание наших детей, но об этом позже.

Преемственный опыт должен передаваться родителями с самого младшего возраста для воспитании в ребёнке культуры, или если конкретнее её фундамента. Это как поезд идущий по рельсам, куда проложишь дорогу, туда он и поедет. По этому главное для родителей, положить дорогу для личности в детском возрасте так, чтобы поезд  прибыл в намеченную точку, а не остановился или сорвался с обрыва.

Давайте посмотрим, что такое генетически обусловленный потенциал (ГОП).

Каждый человек ещё при зачатии обладает потенциалом развития, обусловленный генами его родителей (от здоровых родителей — здоровые дети), который кто-то в большей степени, кто-то в меньшей реализует в течение жизни. Это частная мера, которую в течении жизни предстоит наполнить реальным её содержанием. Все наверное, неоднократно слышали про человеческий  мозг задействованный в пропорции 4/100 (где 4% развитость, а 100 общий возможный потенциал). Эта идея была даже затронута в одном из новых голливудских фильмов Люка Бессона. Весьма понятно и нетривиально, кстати.

Свою жизнь нужно строить так, чтобы все что тебе даровано изначально (естественно, не испорчено.. да можно сказать даровано Богом) освоить на 100%. Теперь если посмотреть на себя, своих друзей, знакомых можно сказать, что мы осваиваем ГОП на 100%? Конечно нет..  Почему? Да этому просто не способствует культура в которой мы живем. А культура прежде всего строится на знаниях, на информации. Правильной истинной информации.

Образование, информация

Информация сама по себе — не сила, иначе самыми могущественными людьми на свете были бы библиотекари.
Брюс Стерлинг

 

Знаете, что исторически отличало от так называемого "быдла" элиту? Доступность к знаниям. Вспомните индийскую кастовую систему.  Индийский фашизм всегда считался самым жестким и постоянным, т.к. если ты относишься к касте "неприкасаемые", то будешь задействован в самой грязной работе и мечтать не можешь быть задействован в более "благородной" работе. Считается, что представители этой кастовой группы способны оскорбить другие варны, особенно брахманов. Долгое время даже храмы оставались закрытыми для неприкасаемых.

Если брать древнюю Индию, то там все намного более определенно.

Первые люди появились из тела первочеловека Пуруши. Уста Пуруши стали брахманами несущими слова богов. Из рук Пуруши сформировались кшатрии – варна воинов. Из бедер Пуруши взошли вайшьи – варна земледельцев и ремесленников. Из ступней Пуруши выросли шудры – варна слуг. Первые три варны во главе с брахманами считаются высшими – дваждырожденными, так как он проходили обряд инициации второго духовного рождения. Только высшим варнам было позволено читать священные для всех индусов книги – Веды. Ученые считают, что варны: брахманов, кшатриев и вайшьев, представляют из себя выходцев из древних индоарийских племен, прикочевавших в Индии около 1500 года до нашей эры и завоевавшей северную часть Индостана.

 

В Древнем же Египте, отнюдь не у фараона была власть, а у древнеегипетского жречества. Это можно представить посмотрев  польский фильм "Фараон", в  исторической  драме польского режиссёра Ежи Кавалеровича о борьбе за власть между фараоном Рамсесом XIII и жреческой кастой, возглавляемой Херихором, снятой по мотивам одноименного романа Болеслава Пруса.

Итак, от истории к реалиям. Никто не замечает регресс в нынешнем образовании?

Проблема вся в том, что учащимся дается ФАКТОЛОГИЯ, а не МЕТОДОЛГИЯ.

Если в обществе есть методологическая культура, то частные факты пропускаются через призму метода, в результате чего появляется субъективная концепция объективного процесса. Первый критерий достоверности субъективной концепции объективного процесса — сходимость с реальностью прогнозов развития объективного процесса в будущем и вскрытие раннее неизвестных фактов и их связей в его прошлом на основе концепции, принявшей на себя роль модели реальной жизни.

Однако, что еще хуже зачастую фактология представляет собой не мозаику, где все ячейки скреплены в одну общую суть, а калейдоскоп - где процессы находятся в свободном путешествии друг от друга. Исходя из этого можно сделать вывод, что выпускники разных среднестатистических ВУЗов зачастую дают студентам только те знания, которые бы ему пригодились непосредственно в той отрасли по которой он собирается идти, не давая инструмента эффективно познавать и укладывать в свою картину мира  новые аспекты познания.

Физик - о физике, а лирик - о лирике.

Всесторонне эрудированных людей очень мало. Повторюсь, это издержки фактологической системы образования. Даются фрагменты, элементы в калейдоскопе. А должен даваться инструмент освоения информации, её систематизации.

Книги и уроки ради оценок, ради диплома , а не ради знаний и умений. Некоторые, если не большинство живут по данному принципу. 

Выбор профессии часто зависит не от собственной направленности, не от своих скрытых задатков, а от принятой в обществе "псевдопрестижности" той или иной деятельности. Почему у нас так много юристов, экономистов, менеджеров, а по сути преступность растет, бюрократический бардак, коррупция сплошь и рядом, закон не соотносится с практикой, экономика в глубоком интимном месте, управленцы не могут элементарно решать конфликты на предприятии?

Очень часто я слышу от разных людей "вот держит на этой работе меня только зарплата.. осточертела уже.. эх, почему в свое время я не пошел учиться на дизайнера, биолога, автомастера". Всё навязанный культ "престижности" одного и неудачности и бесперспективности другого. Опять же посмотрите наше телевидение!

 

Но не один только медиа-контент вырабатывает свои псевдоидеалы. В этом решающую роль играет непосредственно сама ЖИЗНЬ. Зарплаты, политика, двойные стандарты, отсутствие рабочих мест для специалистов крупных промышленных  отраслей ввиду того, что сами отрасли разорвали до частных коммерческих предприятий со своими уставами и правами.  Нет единой системы и нет уверенности в завтрашнем дне.

Как видно, развитию культуры естественной , собственной, а не навязанной, чуждой, утопичной мешает ряд внешних факторов.  И подводя краткие итог на этом этапе -

Человек, личность, впитывает из окружающей среды все то, что в последующем сформирует его правильный взгляд на мир, где будут преобладать не животные инстинкты и псевдоценности, которые в последующем и губят его индивидуальный ГОП . Аналогия - сорняк-репейник, он растет не зависимо жара ли на улице или дождь, он очень приспособлен к окружающей среде, НО, увы, не вызывает у человека никаких эстетических чувств, его можно потоптать ногами испытав только удовлетворение, что ты тем самым проложил себе путь к полянке. То ли дело роза или орхидея, она красива, нежна, ароматна.. но чтобы вырастить это прекрасное творение, нужно приложить много времени и сил. И опять же возвращаясь к психологии ДЕТСТВО - это тот период времени, когда закладывается фундамент психики. Поэтому очень важно регулировать и анализировать вредна или нет та информация, которая поступает малышу из вне. Не сопутствовать его зависимости от техники. Раскрыть как можно более разнообразный мир и процессы протекающие в нем. Подтолкнуть его к правильным авторитетам, чтобы он перенял от них только лучшие качества. И если вдруг, ты в детстве очень хотела стать балериной, не нужно проецировать свои несбывшиеся мечты на дочь.  Дайте ей свободу разумного выбора. Выступите  в роли родителя, который подобно  ботанику взращивает самый ценный и дорогой сорт розы, где решают вопрос её цвета и жизнестойкости даже минимальные колебания температуры и составляющие почвы.

Пользователь Андрей Кузьмин задал мне вопрос -

Почему поколение, выращенное на примерах космонавтов, ученых, защитников Родины и т.п. авторитетах во взрослой жизни вдруг враз решило: не надо нам морали и нравственности, деньги и юридическая норма решают все.

Как и обещала отвечаю с позиции Концепции Общественной безопасности (график)

Посмотрите на данный график, что мы видим на нем? Такт смены господствующих технологий по прошествии времени все быстрее набирает темп, не поспевая за тактом поколений. В начале 2000х господствующие идеологии ускорились и поколения один за одним должны были подстраиваться под вновь появляющиеся обстоятельства.

Некоторые  из поколения "космонавтов, ученых и прочих", проявили комфорность и решили, что удобнее будет подстроиться под новые процессы. Это закон выживания. Это требование нового времени, если ты хочешь питаться и жить в той стабильности, которая приятным моментом засела со времен Сталина Иосифа Виссарионовича – политика, социолога и экономиста, чьё миропонимание и воля воплотились в создании и расцвете Союза Советских Социалистических Республик – сверхдержавы № 2 ХХ века.
 Однако, следование новому мировому порядку, не привело ни к какой стабильности. Есть просто иллюзия оной, как и раньше была иллюзия в воплощении марксизма. Однако, данная иллюзия еще более бесчеловечна и аморальна.

И все же возвращаясь к этому вопросу отвечу так, раньше люди и меняли свои идеалы, синхронизировали их под реалии новой России.. все-таки какая-то часть человечности и прежних идеалов в них не умирает, она запрятана, но есть.  Но с каждым новым поколением, все постепенно уменьшается. Сейчас время такое, когда она и вовсе утрачивается.

Однажды Хидр, учитель Моисея, обратился к человечеству с предостережением.

— Наступит такой день, — сказал он, — когда вся вода в мире, кроме той, что будет специально собрана, исчезнет. Затем ей на смену появится другая вода, от которой люди будут сходить с ума.

Лишь один человек понял смысл этих слов. Он собрал большой запас воды и спрятала его в надежном месте. Затем он стал поджидать, когда вода изменится.

В предсказанный день иссякли все реки, высохли колодцы, и тот человек, удалившись в убежище, стал пить из своих запасов.

Когда он увидел из своего убежища, что реки возобновили свое течение, то спустился к сынам человеческим. Он обнаружил, что они говорят и думают совсем не так, как прежде, они не помнят ни то, что с ними произошло, ни то, о чем их предостерегали. Когда он попытался с ними заговорить, то понял, что они считают его сумасшедшим и проявляют к нему враждебность либо сострадание, но никак не понимание.

По началу он совсем не притрагивался к новой воде и каждый день возвращался к своим запасам. Однако в конце концов он решил пить отныне новую воду, так как его поведение и мышление, выделявшие его среди остальных, сделали жизнь невыносимо одинокой. Он выпил новой воды и стал таким, как все. Тогда он совсем забыл о запасе иной воды, а окружающие его люди стали смотреть на него как на сумасшедшего, который чудесным образом исцелился от своего безумия.

Это — иносказание, которое пережило века. Только в вымышленной сказочной реальности его можно понимать в том смысле, что речь идет о какой-то “трансмутации” природной воды (Н2О), а не о некой иной “воде”, свойственной обществу, которая по некоторым качествам в его жизни в каком-то смысле аналогична воде в жизни планеты Земля в целом.

Таким аналогом воды (Н2О) в жизни общества является культура — вся генетически ненаследуемая информация, передаваемая от поколения к поколению в их преемственности (Концепция общественной безопасности)

 

11 декабря 2014, в 00:50 +2
Комментарии
Написано 11 декабря 2014, в 10:41
Концепция заметки понятна. Знаете, на какой вопрос я не могу пока дать ответа? Почему поколение, выращенное на примерах космонавтов, ученых, защитников Родины и т.п. авторитетах во взрослой жизни вдруг враз решило: не надо нам морали и нравственности, деньги и юридическая норма решают все.
+2
Написано 11 декабря 2014, в 20:04
Ага, спасибо. Вообще, вы интересно пишете. Вам бы надо взять академическое определение культуры от академика Лихачева (Декларация прав культуры) за основу исследования. Но вы его не возьмете, так как следуете положениям стадийной теории развития человечества (технологичский уклад, стратификация общества).
Генетически обусловленный потенциал (ГОП) - удачная форма, но во что она трансформируется с возрастом при внешнем психологическом воздействии? Я встречал понятие "фенотип". Может, у вас иное что есть?
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
День Конституции - помянем?
День Конституции - помянем?
Замыкая цикл
Замыкая цикл