О темах на "Нефть и газ Сахалина" рассказал директор климатического центра "Владимир Ювонин".
- В рамках Дальневосточного энергетического форума "Нефть и газ Сахалина" вот уже несколько лет звучит климатическая и зеленая повестка. Скажите, пожалуйста, в этом году мы продолжаем двигаться в этом направлении?
- Обязательно, конечно. Потому что на сегодня климатический эксперимент, который проходит на Сахалине, во-первых, на это смотрит вся страна, потому что от успеха этого эксперимента зависит развитие всего углеродный урегулирования в стране. У нас будет климатической секции, будут приглашены лучшие эксперты. В рамках этого форума будет очень серьезный разговор по поводу того развития, которое получила уже эта компетенция углеродная, климатическая на Сахалине, и как она будет развиваться. Потому что, в принципе, уже идет время практической реализации. То есть уже переходный период закончился, начальный период закончился, сейчас идет время практической реализации выхода на решения, которое позволят добиться углеродной нейтральности острова Сахалин.
- Что такое углеродная нейтральность, давайте еще раз проговорим.
- Это очень просто. Углеродная нейтральность - это когда выбросы парниковых газов на территории региона равны поглощению биоценозом тех самых парниковых газов. Расчетным парниковым газом является тонна CO2. Вообще парниковых газов много, их шесть. Законом определены. Самый опасный и важный, это метан и N2O. Но СО2 - он ключевой газ, потому что, во-первых, он живет в атмосфере порядка 1000 лет, и, во-вторых, он является неким расчетным. То есть каждый парниковый газ имеет свой коэффициент глобального потепления, чтобы перевести объем вот этого влияния на планету в единый эквивалент и таким эквивалентом является тонна CO2.
- С 2022 года мы следуем этому климатическом эксперименту. Расскажите, пожалуйста, чего уже удалось добиться?
- Очень многого. Очень много сделано. Очень много инфраструктуры, практически вся готова, она уже действует. В регионе введена система квотирования, то есть 35 крупнейших компаний-эмитентов выбросов парниковых газов уже участники системы квотирования. Они получают квоту, сколько они могут выбросить. И исходя из того, выполнили они свои обязательства по этой квоте, перевыполнили или, наоборот, они выбросили больше, чем положено, уже возникает рынок углеродных единиц, на котором уже компании могут или приобрести, или продать свои углеродные единицы, или единицы выполнения квот.
- Сахалинский климатический центр у нас работает на базе СахГУ. Студенты, наша молодежь. Как они реагируют на осознанное потребление, на углеродную нейтральность?
- Вы знаете, вообще молодое поколение по всем соцопросам, оно гораздо активнее участвует в вопросах экологии, в вопросах климата. Надо еще больше работать, надо просветительские программы делать, надо работать и с детьми, и со школьниками, и со студентами. Но радует то, что вот молодое поколение, как их называют миллениалы, более ответственно относятся ко всему. Потому что, на самом деле, вот те климатические последствия, которые могут возникнуть на земле, если мы не будем принимать срочных мер по борьбе с глобальным изменением климата, молодые же на себе все это почувствуют. Молодежь тем, кому сейчас 15, 20, 25 лет, их дети, их внуки, правнуки, вот они в полной мере на себе почувствуют вот эти вот серьезные, если не сказать, катастрофические вещи, которые могут возникнуть, если мы не будем сейчас активно работать над этим.
- Сейчас ведется какая-то работа с школьниками и студентами?
- Большая работа ведется, ведется работа на базе СахалинТех. И там в сентябре будет Олимпиада. Одним из направлений этой олимпиады будет как раз климатическая повестка. Мы сейчас готовим большую программу по так называемому IQ-волонтёрство. И, я думаю, что где-то до конца года она у нас будет уже на суд общественности принята. Ну и мы серьезно участвуем в разработке образовательных программ федеральных. Мы вот на этом форуме "Нефть и газ Сахалина", мы объявим о создании консорциума, в который на сегодня уже входят девять университетов, которые будут проводить координированную политику по созданию магистерских программ, по созданию программ дополнительного профессионального образования в этой сфере. Потому что это на сегодня одна из самых ключевых задач именно проведения образовательных программ в этой области.