Покупка франшизы – хорошее решение для старта бизнеса. Но предложений на рынке очень много, и вам нужно будет выбрать оптимальный, проверенный вариант. Разберем популярные вопросы франчайзерам, выяснение которых до начала сотрудничества позволит бизнесмену избежать массы неприятностей.
Первый взнос: когда и за что
Изучая франшизы на businessmens.ru, всегда смотрите на размеры взноса. Франчайзер закладывает в сумму пауша разные платежи. Единоразовые взносы при покупке права на ведение бизнеса почти всегда будут, но узнайте, за что конкретно вы платите. Возможно, это цена разработки франшизы, поддержки вас и бренда.
Встречаются франшизы и без паушального взноса. Это достаточно выгодные предложения, но, если нет поддержки, обучения, учтите, что решать такие задачи вам придется своими силами. Паушальный взнос, если он есть, вносится сразу после подписания договора. Иногда франчайзеры идут на встречу клиентам, разбивают сумму на несколько платежей.
Важно. Франчайзеру нужно на чем-то зарабатывать, и первоначальный взнос – один из таких способов. При его отсутствии вероятно наличие скрытых комиссий, дополнительных платежей.
Роялти – стабильны ли суммы?
Роялти франчайзи должен выплачивать каждый месяц. Разные организации рассчитывают суммы взносов по своим схемам. В некоторых франшизах роялти нет, но тогда подумайте – на чем зарабатывает компания? Вероятно, на товарных поставках, проходящих строго через нее. Вчитайтесь в договор – в нем должно быть четко прописано, сколько денег и за что вы будете платить собственнику бренда.
Обычно роялти рассчитывают с учетом сумм выручки либо устанавливают как фиксированную сумму платежей. Некоторые франчайзеры в начале работы предоставляют партнерам каникулы – например, на 3 месяца. Также компании могут привязывать размеры роялти к определенному формату.
Стоимость CRM системы
Автоматизация – нормальная составляющая любого современного бизнеса. Каждый франчайзер будет предлагать установку айти-продукта определенной компании. Соответственно, вопросы оплаты лицензии, ежемесячных платежей встанут сразу после подключения программы. Обязательно уточните сопутствующие затраты, чтобы понять, насколько вас все устраивает. Учтите также, что франчайзер имеет право менять текущую систему управления. Узнайте, на кого лягут расходы, связанные с обновлением.
Маркетинговые платежи
Сразу узнайте, есть они или нет. Иногда суммы по таким взносам выходят немаленькими. Речь о расходах, связанных с маркетинговым сопровождением процедуры продвижения франшизы. В среднем комиссии достигают 1-2% от ежемесячной выручки.
Затраты на персонал
Фонды оплаты труда – ключевая статья бизнес-расходов. Заработная плата персонала зависит от разных факторов, включая регион. Если вы не знаете, сколько должны платить определенному специалисту, изучите ситуацию на рынке труда в конкретной сфере с привязкой к своему городу. Не уверены, что выполните грамотные расчеты сами? Обратитесь к специалисту. Есть профессиональные консультанты – они готовы провести полный анализ, сформировать команду, просчитать зарплаты на стартовый период. Иногда передача задач на аутсорс – действительно правильное решение вопроса.
Выход на окупаемость – когда?
Сроки окупаемости – второй показатель после размеров инвестиций. Формул для расчетов несколько, франчайзер имеет право использовать ту, которая для него удобно. Если планируете покупку франшизы, спросите у правообладателя – на основании чего он рассчитывал сроки окупаемости. Желательно дополнительно запросить данные по выручкам.