Совместимы ли большой бизнес и этика? Есть ли место моральным принципам в инвестиционной сфере? Глава Инвестиционной группы ТРИНФИКО Олег Белай на эти вопросы отвечает утвердительно. Топ-менеджер не словами, а делом демонстрирует, что этический базис – самый прочный фундамент для долговечного бизнеса.
Именно такой бизнес – стабильный, устойчивый, работающий более тридцати лет – и построил Олег Викторович Белай. Причём утверждение об устойчивости компании – это не голословное заявление, а выводы Национального рейтингового агентства (НРА), установившего для управляющей компании ТРИНФИКО (далее УК) рейтинг надёжности и качества услуг на уровне «А» со стабильным прогнозом его сохранения и в дальнейшем.
Итоги трёх десятилетий, прошедших с момента основания, налицо. ТРИНФИКО превратилась из брокерской фирмы, основанной студентами, в одну из крупнейших частных инвестгрупп России. Начинающим бизнесменам и всем, интересующимся историей российского предпринимательства, наверняка будет интересно узнать, какие же бизнес-принципы легли в основу развития компании. Но сначала стоит кратко пройтись по основным вехам в биографии Олега Белая и в корпоративной истории его детища. Это позволит понять, на каком фундаменте топ-менеджер выстраивал свою личную историю успеха и курс инвестиционной группы.
«Многое идёт из семьи»: среда и воспитание
Олег Викторович Белай родился в 1972 году. На дворе стояла брежневская эпоха, которую через полтора десятилетия сменит горбачёвская перестройка, а там уж рукой подать до рыночной эпохи. Но когда ребенок появился на свет, об этом, конечно, никто и не предполагал. Как и о том, что он станет крупным финансистом и управляющим директором (СЕО) инвестгруппы с многомиллиардными активами в управлении.
Как вспоминает топ-менеджер, он рос «в любви и заботе». Родители были представителями технической интеллигенции, людьми интеллектуально развитыми и передовыми. В семье было трое детей: у будущего СЕО было два младших брата, что приучило его к ответственности. В школе учился отлично, причём успевал и по точным, и по гуманитарным наукам – рос эрудированным, всесторонне развитым человеком.
Семья, школа, книги, дружба… У предпринимателя, по его словам, было типичное советское детство, о котором сейчас так многие вспоминают с ностальгией!
Бизнес – это не только деньги
Окончив 1989-м школу №897 города Зеленограда, юноша поступил в Московский институт электротехники (МИЭТ). В планах было стать инженером-физиком. Однако из-за радикальных политических и социально-экономических перемен в стране в сферу интересов молодого человека вторглось понятие «бизнес».
Особенно заинтересовала его область финансов, биржевая торговля. Сочетание хаоса и закономерностей, магия цифр, влияние на экономику, собственные законы финансового пространства – всё это захватило воображение юноши. Он ощущал красоту фондового рынка, хотел стать частью этого интересного и могучего механизма.
Бизнес-деятельность для Олега Белая никогда не была только способом для зарабатывания денег (хотя это у него всегда отлично получалось – первые деньги студент заработал в семнадцать лет). Финансовая сфера, которую выбрал будущий СЕО TRINFICO, вызывала у него искреннее вдохновение.
Кроме того, было интересно идти неторёными путями и создавать нечто новое, важное для развития общества. В те годы Россия только начинала встраивать рыночные институты. Так, фондового рынка ещё не существовало. Белай и его компаньоны – такие же молодые и амбициозные – оказались в числе тех, кто с нуля создавал российский фондовый рынок.
Основание и развитие
В 1992-м партнёры начали торговать на бирже ваучерами – приватизационными чеками, специфической разновидностью ценных бумаг. В 1993-м они открыли брокерскую фирму под названием ТРИНФИКО. Затем финансисты освоили торговлю акциями, занялись деривативами, начали работать с госдолгом. Охват сфер расширялся.
В 1995 году компания предложила россиянам услуги в области asset-менеджмента – доверительного управления активами. Это тоже была новая тема для страны, где ещё недавно царила плановая экономика, а сберегать средства предлагалось только в одном учреждении – государственной Сберкассе. Asset-менеджмент оказался востребованным, и ТРИНФИКО в дальнейшем развивалась преимущественно как управляющая компания.
Тот тридцатилетний путь, который проделала инвестиционная группа, её СЕО называет эволюцией. По словам руководителя, бизнес-стратегия корректировалась под нужды рынка и вызовы времени. Постоянно внедрялись инновационные инструменты. Так, были освоены направления investment banking и private equity, открылось подразделение TRINFICO Wealth (персональное управление капиталами для состоятельных лиц). На рынок вышли высокодоходные ОПИФы (открытые паевые фонды), а клиенты-доверители получили возможность структурировать активы через закрытые фонды – ЗПИФы. Среди предоставляемых услуг – структурирование активов, управление недвижимостью, антикризисные решения, брокерское обслуживание.
Одним из главных секретов успешности TRINFICO оказалась способность дать обществу то, в чём у него назрела потребность. Внимание к социальному измерению трансформируется в экономический успех.
Фундамент прогресса
Если разобрать бизнес-принципы Олега Белая, в любом из них окажется мировоззренческое ядро, апеллирующее к базовым ценностям человеческой цивилизации.
- Высокий уровень ответственности. Деятельность в сегменте доверительного управления активами подразумевает даже большее внимание к риск-менеджменту, чем при проведении собственных торгово-инвестиционных операций. Ведь на кону не только свой успех, но и доверие клиентов. Это ощущение ответственности за благосостояние доверителей краеугольным камнем легло в основу деловой стратегии TRINFICO. Итогом же такого подхода стала достойная репутация и высокие оценки рейтинговых агентств. Так, и «Эксперт РА», и Национальное рейтинговое агентство отмечают отличную систему риск-менеджмента, выстроенную в УК.
- Непрерывная наработка новых компетенций, повышение профессионализма, приобретение знаний. Начав работу на финансовых рынках самоучкой-практиком, бизнесмен впоследствии воспользовался возможностью получить теоретическое образование. В частности, он получил квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по управлению инвестфондами, паевыми инвестфондами и негосударственными пенсионными фондами. Помимо экономики, СЕО также хорошо разбирается в налоговом праве и других областях юриспруденции.
- Уважительное отношение к коллективу. Свою команду СЕО считает одним из главных активов. Она объединяет опытных экспертов, специализирующихся на решениях институционального уровня. Ядро коллектива – верные соратники, работающие в УК по десять, двадцать и более лет. Впрочем, УК открыта и для новых людей. НРА отмечает, что она выделяет значительные средства для привлечения специалистов высокого класса.
- Постоянное стремление вперёд. Команда постоянно открывает для клиентов актуальные направления, а сам топ-менеджер на протяжении всего времени возглавлял изучение и освоение новых ниш. Такая стратегия позволяет всегда быть в первых рядах, предлагая клиентам самые актуальные услуги. К примеру, в 2024-м TRINFICO оказалась одной из первых УК, выдвинувшей свои ОПИФы на финансовый маркетплейс Финуслуги. Это значительно повысило доступность финансовых инструментов группы, которые разрабатываются высококлассными портфельными управляющими, для широкого круга россиян.
«Зелёные инвестиции» и ответственность перед человечеством
Большую роль в развитии ТРИНФИКО как управляющей компании современного типа сыграло внедрение в её бизнес-модель принципов ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance). Сейчас любая уважающая себя организация придерживается принципов ESG, а «зелёное инвестирование» из категории финансовых новшеств перекочевало на линию мейнстрима. TRINFICO же присоединилась к этому тренду практически в момент зарождения, первой среди российских УК получив ESG-рейтинг.
Что это означает на практике:
- Принимая инвестиционные решения, команда Белая учитывает ESG-факторы. Инвестирование ведётся с учётом национальных и международных ориентиров в сфере устойчивого развития.
- Портфельные управляющие придерживаются положений внутреннего Кодекса ответственного инвестирования, разработанного в группе.
- ESG-факторы встроены и в корпоративную стратегию риск-менеджмента.
В декабре 2024 году Национальное рейтинговое агентство в очередной раз подтвердило «зелёный» рейтинг для ТРИНФИКО, подчеркнув соответствие её бизнес-модели концепции ESG по всем трём компонентам: «E» (Environmental, «Окружающая среда»), «S» (Social, «Общество»), «G» (Corporate Governance, «Корпоративное управление»).
Таким образом, «зелёные идеи» плотно вписались в повседневную работу группы, став частью её бизнес-стратегии.
Олег Викторович Белай не случайно с таким энтузиазмом отнёсся к внедрению принципов ESG-концепции. Ответственность перед человечеством, обществом, соотечественниками – не пустой звук для бизнесмена. Он считает, что всегда нужно оставаться людьми. Свои моральные принципы топ-менеджер транслирует «городу и миру» через конкретные дела – как в работе, так и в частной жизни. В деловой сфере он продвигает ESG-ценности, а в свободное время занимается меценатской деятельностью как частное лицо.
Благотворительная миссия как корпоративная ценность
Интересно, что Олегу Белаю удалось заинтересовать социально значимой деятельностью и своих партнёров, и сотрудников. Многие из них стали принимать участие в работе благотворительного фонда «Вместе сможем», основанного по инициативе СЕО.
Фонд был создан в 2021 году, после прокатившейся по планете пандемии коронавируса. Пандемия обострила социальные проблемы, откинув множество людей за черту бедности. Как это обычно бывает во время социальных потрясений, особенно сильно пострадали самые уязвимые группы населения. Обратив внимание на эту проблему, бизнесмен выдвинул идею организации фонда для борьбы с бедностью и поддержки тех, кто находится в наиболее уязвимом положении – например, инвалидов, тяжело больных людей, лиц с ментальными особенностями, многодетных семей.
Волонтёрское участие в работе этой организации превратилось в одну из объединяющих корпоративных ценностей ТРИНФИКО.
Ценностный подход – надёжный фундамент
Более чем тридцатилетняя деятельность Олега Белая наглядно демонстрирует, что этика вполне может быть составной частью большого бизнеса. Более того: социальные ценности, ответственный подход, экологичность в широком смысле слова укрепляют фундамент компании, делают его более устойчивым. Ценностный подход объединяет людей, позволяет яснее ощущать значимость своей работы. А внимание к потребностям социума помогает выстраивать бизнес-стратегию и выбирать наиболее актуальные и востребованные векторы развития.