Людей и гор самосожженье...

Людей и гор самосожженье...

Не уважали черногорцы,
Проживших больше тридцати...
В. Высоцкий

     Сегодня мы постараемся отвлечься от "расслабона" теплой и нежной Адриатики и сделаем попытку понять душу этого славного народа Балкан. А я уже анонсировал, что для этого необходимо приехать в горную часть Черногории. Наш путь в старую столицу Цетинье (на Цетин, как говорят, сербы) и новую (относительно вечности) Подгорицу. Поможет нам войти в тему (и вновь обещал) особый сербский язык...

Твердил я сербского склады,
Учил я сербский стих.
Как сербские слова тверды,
Как мало гласных в них.
Но как в бою они звучат,
Тогда лишь ты поймешь,
Когда в штыки идет отряд,
По-сербскому — «на нож».
Я понял трудный их язык,
Народа дух открыв,
Язык, разящий точно штык:
Срб. Смрт. Крв.
1944   Яков Белинский
Источник: Великая Отечественная. Стихотворения и поэмы в двух томах. Том 1. Москва, издательство «Художественная литература», 1970 г. С. 116.

   Срб, Смрт, Крв - это по-сербски серб, смерть, кровь...

     Ещё одной мотивацией приезда в Черногорию, для меня, как библиотечного краеведа, была позиция кумира  поколения (очень надеюсь, что не только моего поколения) Владимира Семеновича Высоцкого. Поэт был человеком на редкость сильным и мужественным. Должно быть,  поэтому он сам так высоко ценил черногорцев. Жители Черных Гор — юнаки, они гордятся своим «юнацтвом». Юнак — это гайдук, воин, защитник своего края.

Высоцкий сумел понять юнацкую душу, проникнуть в со­кровенный мир жителей Черногории. Это понимание позволи­ло русскому поэту написать: «Не уважали черногорцы прожив­ших больше тридцати». Не уважали потому, что юнак — это на­стоящий воин, храбрый, как лев, а самые храбрые, за редкими исключениями, умирают рано.

   Впрочем, в наши дни "юнацтво" не обязательно возраст... Владимир Семенович бывал в Черногории дважды (и проживал, кстати, в мною любимом Баре, и на о. Святи Стефан с Мариной) В 1974 году на съемках фильма "Единственная дорога" и в 1976 году с театром на Таганке. Не сравнишь с современными продуктами нашей киноиндустрии "Граф Монтенегро", к примеру. Так вот, проникнувшись душой черногорского народа, поэт написал:

Мне одного рожденья мало-
расти бы мне из двух корней...
Жаль, Черногория не стала
второю родиной моей!

Тут мне встретился курьез... Уже после ухода Высоцкого сербы таки раскопали, что одна из его бабушек была сербкой :0))

В столице страны на правом берегу реки Мораца установлен памятник. "Босой Высоцкий с голым торсом, в джинсах, с гитарой в руке – таким увидел поэта скульптор Александр Таратынов

  Город Цетинье был основан в XV в. князем Иваном Црноевичем как столица государ­ства Зета (так в Средние века называлась Черногория; впрочем, во времена Црноевича употреблялось уже и гордое имя Черногория). Почему Зета? Название этого государства в переводе со старославянского обозначает «жнецы». Конечно, одна из причин такого названия ле­жит в сельскохозяйственном характере древнего чер­ногорского государства. Но есть и другая причина. «Зе-той», то есть «Жнецами», называлась одна из рек ви­зантийской провинции Дуклея, предшественницы Зеты. Эта провинция отделилась от Византии и была пер­вым черногорским государством. Название «Зета» близ­ко к украинскому «жати» (русскому «жать» — «соби­рать хлеб»

После смерти владыки Данилы цетинскую кафедру митрополита занимал его племянник митрополит Савва Петрович Негош, а за­тем — другой племянник Василий Петрович Негош, ми­трополит Скандарийский и Приморский (1750—1766). Владыка Данило похоронен на горе Орлиный Крест, над Цетинским монастырем.

Мавзолей для Данилы I был построен на Орлином Кресте уже в конце XIX в. Он вы­полнен в виде саркофага под увенчанным крестом ка­менным балдахином. Рядом с мавзолеем расположена смотровая площадка, с которой открывается удиви­тельный по красоте вид на Цетинъе.

Современный   монастырский комплекс начал возводиться при владыке Даниле в 1701 г. При его возведении использовалась часть кладки старого, разрушенного турками монастыря. В церкви Рождества Богородицы, построенной из тесаного камня, хранится одна из величайших черногорских святынь — мощи святого Петра Цетинского и христианские ре­ликвии ордена рыцарей Святого Иоанна Иерусалимско­го, Родоса и Мальты (мальтийских рыцарей). Церковь знаменита и богатым резным иконостасом работы греческих мастеров середины XIX в. Плащаница и крест покрывают мощи святого Иоанна Крестителя.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цетинье (сербы ещё произносят ближе к Цетынье). Место упокоения царственных особ Черногории.

Здесь сформировались почти все структуры гос. власти и общества.

В сербских церквях принято свечи ставить не перед алтарями... Для них отведено место за пределами стен храмов... М. б. для безопасности?

на улицах Цетинье

вся "Президентская рать"

за хозяина пасть порву...

   Более пяти веков черногорцы стояли между католической Венецией, мусульманской Портой и православными западными славянами. Их вера выстрадана веками...

«Каждому народу и всегда Всечеловеколюбивый Господь дарит через Церковь свою святителей, которые благочестивый народ Его будут просвещать и освящать, а на земной их путь к Царству Небесному направлять», — читаем мы в Житии Свято­го Василия Острожского, изданном в самом монастыре в 2010 г. И далее: «Захолмской земле сербской, а также целому роду святосаввскому, Господь во времена тяжко­го турецкого ига дал святого и богоносного отца нашего Василия, новопреставленного чудотворца Острожского и Захолмского».

Острог — монастырь Святого Василия Острожского — вели­чайшая святыня Черногории. В старину паломники добирались туда пешком, опираясь на длинные деревянные посохи. Караб­кались вверх, по кручам, стирали ноги в кровь. Когда было со­всем тяжко, устраивали привалы: разводили в костер или просто сидели на обочине горной тропы или на лужайке, подкрепляясь взятыми в дорогу хлебом, сыром и медом. Молились Господу, чтобы дойти до монастыря, чтобы в дороге лихие люди не напа­ли или злая беда не приключилась. А когда добирались все-таки до стен монастыря, то благодарили Господа за то, что Он дал воз­можность подышать необыкновенным — чистым и бодрящим, придающим силы, воздухом обители.

Как-то изнывал Острог от жажды... Взмолились черногорцы помощи у Св. Василия. После обращения к Господу старца из камня полилась чистая вода... С тех пор, время от времени повторяется...

А это виноградная лоза неизвестно откуда взявшаяся на камне плодоносит до сих пор... Меня, кстати, при приложении к деснице Иоана Крестителя, приударило крышкой его домовины :0)) Может сказать что хотел? С другими то всё ровно...Можно было бы рассказать о множественных чудесах монастыря, о толпах страждущих и болящих с просветленными лицами отдыхающих здесь...Но это тема других сайтов, блогов, и форумчан...

В 30 километрах от монастыря действующая столица Черногории Подгорица (до отделения от Югославии называлась Титоград, аналогия с Петроградом). Практически сравненная с землей бомбежками последней войны вполне оправилась...

 и свежевыстроенный Кафедральный собор Воскресения Христова хорошее тому подтверждение

На улицах Подгорицы можно встретить не только поэта Высоцкого В., но и "нашевсё" Александра Сергеевича.   Памятник ему и Наталье Гончаровой находится на Негошевой улице в центре столицы Черногории, на восточном берегу реки Морача возле моста Блажо Йовановича.

Известно, что черногорский владыка Петр II Петрович Негош при жизни писателя назвал Пушкина не иначе как «счастливый поэт великого народа». Ему же, после смерти творца, правитель посвятил стихотворение «Праху А. Пушкина».   Александр Сергеевич, в свою очередь, пораженный стойкостью черногорцев, создал настоящий литературный памятник об обороне Подгорицы, воспевающий борьбу черногорского народа с силами Наполеона - стихотворение «Бонапарт и черногорцы»из цикла «Песни западных славян» Доподлино не известно встречались ли эти великие сыны двух стран, но то, что знали друг друга, находились в оживленной переписке... Дает право на память.

                                         

   Пётр Петрович Негош (серб. Петар II Петровић Његош; 1 ноября (13 ноября) 1813 — 31 октября 1851) — правитель Черногории (владыка) в 1830—1851 годах и митрополит Черногорский и Бердский. Государственный деятель, реформатор, способствовал превращению Черногории в независимое современное государство. Автор многих поэм и стихотворений. Считается многими самым выдающимся поэтом сербской литературы.

   Да что там поэт, молодой ещё человек (по тем временам...нет и сорока) оказался мудр не по годам.

Место для своей могилы выбрал сам Петр  II Петрович Негош. Светский и духовный владыка Черногории, выдающийся мыслитель и поэт хотел быть похороненным на вершине Езерский Верх (Jezerski vrh). Поэт приказал построить часовню «на са­мом высоком месте» и сам трудился на ее постройке. Советники спрашивали у Негоша: «Почему вы не выбрали соседний пик Ловчена, Штировник, ведь он выше?!» А Не­гош отвечал: «А на Штировнике пусть похоронят того, кого народ сочтет умнее меня и будет уважать сильнее» До сих пор на Штировнике никого не похоронили.

Остался ещё один штрих о Монтенегро, но структура блога не вместит... Завтра выезжаем в "незнакомую для многих" таинственную и пугающую одновременно Албанию...

  Продолжение следует...

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Григорий Смекалов, 8 июля 2019, в 14:52 +6
Комментарии
Написано 17 августа 2019, в 18:07
Прочитал просто на одном дыхании ...
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Город олив
Город олив
Разгар лета
Разгар лета