Православные мученики земли Курильской

Православные мученики земли Курильской

 

Когда я, выйдя на пенсию, выбирал формы для воплощения своих скромных исторических знаний, были разные планы. Я пробовал и пьесы, и видеофильмы, и  монографии... Первое время меня очень интересовала тема таинственного народа айну "сошедшего с небес". Во-первых, для меня было потрясением узнать, что столь "японский" образ самурая списан с айну. Оружие, виды единоборств японцы переняли у курильцев. Воинственный народ до 19 века успешно противостоял "торгашам" японцам. И сами японцы не отрицают заимствования воинственных атрибутов малочисленного народа айну. Во-вторых, это история и нашего края, который считают своею родиной айну. И из которого их репатриировали в Японию дважды. Мне виделся киносценарий: В сентябре 1945 года группа десанта 113 ОСБ капитана 3 ранга Чичерина "заблудившаяся" в тумане высаживается на одном из островов Южных Курил. Их встречают , не похожие на японцев, люди  с иконой Николая Чудотворца и на ломаном старорусском приветствуют освободителей... Это вполне могло быть на самом деле. К сожалению, духа на сценарий пока не хватило, а сокращенный вариант статьи предлагаю Вашему вниманию...

 

Православные мученики земли Курильской

 

     Таинственная и трагическая история народа айну на протяжении вот уже нескольких веков является предметом изучения ученых. До сих пор нет единого мнения – откуда и когда этот народ пришел в наш островной край.  Нас же интересует аспект, связанный больше с политическими плодами соперничества двух держав в Курильском регионе. Заложниками этого соперничества стали десятки православных айнов, чей жизненный устав, обычаи и вера предков, родные места в одночасье перестали существовать.

       Курильские айны прежде жили на Северных Курилах, преимущественно на островах Парамушир и Шумшу, но в связи с тем, что они занимались в основном рыболовством, айны часто перемещались по всей цепочке Курильских островов. Таким образом, уместно считать, что их деятельность распространялась от южной оконечности Камчатки до острова Уруп.

       В период между 1711 годом, когда русские впервые вступили на Курильские острова, и 1875 года, когда был подписан договор (передающий Курилы Японии) курильские айны были в российском подчинении. Русские казаки и миссионеры были среди первых русских, с которыми курильские айны вступили в контакт. Русские высадились на Северные Курилы с Камчатки в начале восемнадцатого столетия. В то время казаки преимущественно занимались сбором мехового налога – ясака, русские миссионеры делали всё, чтобы распространить среди курильских айнов православие, и учили их русскому языку. Заслуженно первым в этом ряду миссионеров стоит имя Ивана Петровича Козыревского (1686-1734) в монашестве Игнатия. А.С.Пушкин писал, что «Козыревский в 1713 году покорил два Курильских острова и привез Колесову известие о торговле сих островов с купцами города Матмая» (1). В текстах «Чертежа морским островам» Козыревского было написано: «На первом и другом острову в Камчатском Носу с самовластных показанных курил в том походе ласкою и приветом, а иных воинским порядком, вновь в ясачный платеж привел» (2). Еще в 1732 году известный историк Г.Ф.Миллер в академическом календаре отмечал: «Прежде сего у тамошних жителей никакие веры не было. Но за двадцать лет по повелению его императорского величества построена там церкви и школы, которые нам надежду подают, и сей народ от времени до времени из их заблуждения выведен будет» (3). Монахом Игнатием Козыревским на юге Камчатского полуострова на собственные средства была заложена церковь с пределом и монастырь, в котором он сам потом и постригся. Монастырь, основанный Иваном Козыревским, являлся пустынью старейшего в Восточной Сибири Якутского Спасского монастыря, построенного по инициативе служилых людей в 1663 году. Монастырь этот считался «центром благочестия и христианского просвещения» на восточных окраинах империи (4). Козыревскому удалось обратить в веру «тамошних иноверных людей» - ительменов Камчатки и курильских айнов. Судьба миссионера сложилась трагически. В 1734 году, прибывший в Москву хлопотать за открытые российские земли, монах был обвинен в убийстве и умер в тюрьме. Сам сподвижник Петра I Феофан Прокопович с негодованием говорил: «старец Козыревский неправедно обвинен» (5).  Так погиб первый миссионер Камчатки и Курил.

       Камчатские храмы – подлинная колыбель православия на тихоокеанском побережье России и Русской Америки. В них получали благословение на походы «встречь солнцу» русские мореходы и промышленники. Отправляясь на Курильские и Алеутские острова «для промыслу» или «прииску новых ясачных людей» для государевой казны, они несли на эти земли свой хозяйственно-бытовой уклад жизни, основанный на традициях и обычаях православной веры.

         Будучи людьми отнюдь не «мягкого» характера, казаки проводили в отношении аборигенов Курил гибкую политику. В частности, принявших православие или «новокрещенных», как их тогда называли, на 10 лет освобождали от уплаты ясака. «Для увеличения количества принявших православие, -писал С.П.Крашенинников-, почти во всех острогах имеются учителя и безо всякой платы обучаются дети как казаков, так и камчадалов. Христианство распространилось теперь к северу до коряков, а на юге до Третьего Курильского острова…» (6). Третьим островом в ту пору  назывался обычно остров Ширинки, ныне – остров Анциферова.

         Курильские айны тесно соприкасались с русскими промышленниками  и казаками с Камчатки. Приняв православие, они носили русские имена и фамилии, некоторые из них знали русский язык. В 1747 году «новокрещенные» курильцы с островов Шумшу и Парамушир, которых насчитывалось  более двухсот человек, через своего тоена (вождя) Сторожева обратились в православную миссию на Камчатке с прошением прислать священника «для утверждения их в новой вере». Камчатский архимандрит не дал им священника, «по неимению свободного», но в мае 1749 года направил к ним в качестве учителя отставного казака Шергина, изъявившего желание «быть неотлучно при обучении Курильских отроков». Шергин учредил на острове Шумшу школу, просуществовавшую до 1875 года и в которой постоянно обучалось не менее 15 мальчиков-айнов с Шумшу и Парамушира (7).

       В 1756, а по другим данным в 1757 году, купеческим приказчиком Семеном Кузмичем Ломом на Шумшу была построена  небольшая церковь – часовня в честь Св. Николая Чудотворца. Этот святой особенно почитался на Дальнем Востоке, как заступник всех мореходов и путешественников. Поводом к строительству часовни послужили успехи в пушном промысле, который вел С.К.Лом на острове в течение нескольких лет. В этой часовне с тех пор и помещалась айнская школа, которая прежде очень бедствовала «по недостатку приличного помещения». После первых учителей из казаков в наставники стали поступать выучившиеся в школе курильцы. Первым из них был крещеный айн по фамилии Причин (Прицын), и от него уже потом звание учителя постоянно переходило к выучившимся грамоте курильцам (8).

       По словам историка А.С.Полонского, церковь Св. Николая Чудотворца составляла «замечательность о.Шумшу», потому что «угодник был в особенном уважении у промышленных, посещавших 1-й остров, и часовня оставалась в исправности ещё в 1830-х годах» (9).

        Жизнь Курильских айнов продолжалась по издавна заведенному уставу. Ловили рыбу, били морского зверя, крестили в православных храмах своих детей, носили русские одежды, имели русские имена, говорили по-русски и с гордостью называли себя православными. Немало способствовала русификации курильских айнов Российско-американская компания, в 1799-1868 годах включавшая Курилы в сферу своих торговых интересов. Люди компании основывали поселения на островах, давали заработки местным айнским рыбакам, зверобоям и приучали их к российскому менталитету. Не забывали Курилы и священники компании. Благодаря особому государственному статусу компании они постоянно плавали на судах РАК от острова к острову и проводили службы не только для чинов компании, но и местных российских подданных.

         Очаг православия на Курильских островах, возникший в первой половине XVIII века, с тех пор никогда не угасал. Позднее церковь в бухте Майрупо (ныне залив Байкал) на о. Шумшу была построена на средства Российско-Американской компании, расположившей здесь свою факторию. Сведения о её существовании мы находим в записках известного мореплавателя В.А.Римского-Корсакова, заходившего в бухту Майрупо на шхуне «Восток» в сентябре 1854 года. Посещение фактории и здешней церкви произвело на него, видимо, хорошее впечатление. Позднее он писал: «Избы, церковь и пакгауз привезены из Ситхи и достроены выкидником еловым и тополевым, которого туда приносится морем немалое количество, без сомнения с камчатского берега. Церковь хоть куда: изобильно украшена утварью и может поместить до 50 человек. Священника в ту пору не было, и Форсман (управляющий факторией) по воскресеньям сам читал молитвы прихожанам» (10).

         Неоднократно на Курилах бывал с визитом епископ Камчатский, Курильский и Алеутский будущий Святитель Московский и апостол Америки и Сибири отец Иннокентий (Вениаминов). В разносторонней деятельности выдающегося представителя православной церкви Курилы занимали особое место. Неоднократно отец Иннокентий направлял миссионеров к курильцам. В отчете Синоду он обеспокоено пишет: «В прошлом 1849 году, был послан в Курильский отдел священник Никита Омофорский, для исправления обыкновенных треб; но также как и прежде посланные туда священники, мог быть только на острове Шумшу, и видел Курильцев почти тех же самых, которых видели его предшественники; а прочие, с их семействами, опять не имели возможности видеть священника. Нынешнего лета я намерен отправить в Курильский отдел священника (и отправил) с тем, чтобы он остался там на зиму и постарался бы увидеть всех Курильцев» (11).

         Не оставлял своим вниманием курильских айнов отец Иннокентий и в последующие годы, когда ему пришлось переехать с Русской Америки на материк. Так, например, в начале 1858 года он отослал митрополиту Московскому Филарету письменное донесение, полученное от миссионера с Курильских островов. Биограф И.Вениаминова И.Барсуков, опубликовавший этот документ, к сожалению, не указал имени этого миссионера, который в 1858 году «вторично был послан к курильцам». Но само донесение стоит того, чтобы привести его почти полностью. В нем миссионер пишет: «Последнюю зиму я провел на острове Парамушире. Со мною на одном прибрежье зимовал с несколькими курильскими семействами, курильский тоен, старец весьма почтенный и кроткий, знающий русскую грамоту и очень усердный к службе церковной. Во всё время моего пребывания он не пропустил ни одной службы церковной. В дни великих праздников, когда не было холодно и не было бурных метелей, у нас совершались литургии в полотняной церковной палатке, которая для защиты от ветра в свое время устанавливаема была между нанесенными снеговыми стенами, а снежный пол в церкви всегда устилался чистыми травяными Церерами, или зелеными кедровыми ветками. Другие же церковные службы, по непрестанным затруднениям от зимнего времени, постоянно происходили в моей поместительной юрте» (12).

        Влияние русской культуры и православной веры не могло не повлиять на сознание и образ жизни Курильских айнов, и они уже не мыслили себя без России.

Японский план православной церкви на о.Шикотан

          В 1875 году Россия и Япония заключили Санкт-Петербургский договор, в соответствии с которым согласились обменять Северные Курильские острова на Южный Сахалин. В результате весь Сахалин стал российской территорией, а вся цепь Курильских островов была включена в границы Японской империи. Но договор не ограничивался только территориальными вопросами. Он стал приговором и православным айнам. Как подданные российской империи айны должны были в течение трех лет либо переехать в Россию, либо принять японское гражданство. В результате 12 или 13 курильских айнов решили остаться российскими подданными и в 1877 году перебрались в Петропавловск-на-Камчатке. Они поселились в деревне Сероглазки в Авачинском заливе и оставались там до 1881 года. Лишенные своих родных мест и привычного образа жизни айны тосковали по своему народу и своим домам. В конце 1882 года они соединились с оставшимися сородичами (13). Принимая японское гражданство, курильские айны справедливо полагали, что, будучи вместе, и в родных местах они сумеют сохранить свой народ, свои традиции, свою веру. Будут вести тот же образ жизни, что был у них до этого.

        Однако японское правительство не устраивало наличие русскоязычного контингента подданных империи на границах с Россией и вдалеке от японских властей. В 1884 году японцы заставили всех 97 курильских айнов переехать на о. Шикотан на Южных Курилах (14).

Фото последнего тоена (вождя) православных курильцев Якова Строжева (из японских архивов)

           Можно представить, как народ более полутора веков говорящий, думающий и молящийся по-русски оказался в центре непонятной страны, языка и культуры. Без привычного промысла, жилищ и образа жизни. Несколько десятилетий курильские айны говорили по-русски, молились в отстроенной скромной православной церкви, отмечали православными обрядами все события небольшой колонии, но процесс насильственной японизации сводил на нет усилия сохранить прежний образ жизни. Вождь айнов Яков Сторожев пытался отстаивать права сородичей, но никто не слушал голоса малого народа. Айны были против изменения имен с русских на японские, против обучения японскому языку и манерам, против обращения в буддизм. Сторожевы получили новую фамилию Судо. Нопограбины – Ногура, Прицыны – Фуруичи, Черных – Араки или Тсуруи. К тому же японцы верили, что айны могут заниматься нетрадиционными для них земледелием и животноводством. Это была резервация по-японски. Чтобы окончательно перечеркнуть надежды айнов на самостоятельное определение собственной судьбы в сентябре 1922 года японские власти, лицемерно назвав это «Актом о защите народа айнов», конфисковали у Курильцев землю. Согласно составленного документа, у айнов на небольшом острове было конфисковано 689 гектаров земли. И курильские айны начали вымирать. На японском кладбище в г. Малокурильске и сейчас можно прочитать на самом большом памятнике японской азбукой «катакана» написано «СУТОРОДЗЕФУ» и высечен православный крест. Это могила последнего тоена (вождя) курильских айнов Якова Сторожева православного вероисповедания волею судьбы похороненного на японском кладбище (15). В могилах без надгробий лежат и другие православные мученики Сторожевы, Прицыны, Черных, Нопограбины, Красильниковы и многие другие.   

Могила Я.Сторожева в п. Мало-Курильске     

          Возводя новые церкви и ставя православные святыни на Курилах, мы обязаны помнить и об этих истинных мучениках земли Курильской.

 

                                    

 

                                                           Примечания:

 

  1. Марков С. Вечные следы.  - М., 1973. – С.174.
  2. Огрызко И.И. Открытие Курильских островов // Ученые записки Ленинградского ун -та. – 1953. - № 157. - Вып. 2.
  3. Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов. – Южно-Сахалинск, 1982. - С.48.
  4. Костанов А.И. Русская Православная Церковь на Сахалине и Курильских островах: исторический очерк. – Южно-Сахалинск : Общ-во изучения Сахалина и Курильских островов, 1991. – С.10.
  5. Полевой Б.П. Указ.соч. – С. 49.
  6. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. – М., 1948. – С. 265.
  7. Костанов А.И. Указ.соч. – С.11.
  8. Там же. – С. 11.
  9. Полонский А. Курилы. – СПб., 1871. – С. 54.
  10. Римский-Корсаков В.А. Случаи и заметки на винтовой шхуне «Восток» (из воспоминаний командира) // Морской сборник. – 1858. - № 12. – Неофиц. Отдел.
  11. Барсуков И. Иннокентий: Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. – М., 1883. - С.283 - 284.
  12. Барсуков И. Указ.соч. – С.436 -438.
  13. Заяц М. О документах по истории курильских айнов, хранящихся в Сахалинском областном краеведческом музее // Вестник сахалинского музея. –2003. - № 10.  - С.119.
  14. Там же. – С.120.
  15. Самарин И. Ещё одна кладбищенская история // Особое мнение. - 2005. - №11. – С. 12

Современный памятник Св. Андрею Первозванному на Курилах

P.S. обещанный мною документ о современной позиции айну о.Хоккайдо:

Обращение председателя Комитета по возвращению автономной земли Айну-Мосири Ямамото Калзуки к губернатору Сахалинской облает В.П. Федорову

5 августа 1992 года

Уважаемый г-н Губернатор !

Позвольте мне, Ямамото Кадзуки, живущему в Айну-Мосири (Земля людей), обратиться к Вам с этим посланием. Айну-Мосири является поселением айнов, которое было захвачено «вадзинами»- японцами.

В результате нажима Японского правительства эта земля стала японской территорией. С тех пор, как эта земля стала называться «Хоккайдо», прошло 120 с лишним лет. В те времена наши предки оказывали сопротивление японскому правительству и много раз защищали Айну-Мосири, проводя сопротивительную (1) борьбу. Однако наши предки в результате уловок и превосходства в оружии японского правительства вели жизнь, полную лишений. И до настоящего времени мы также испытываем трудности, а противоречия между нами и японским правительством и администрацией каждого района лишь обостряются.

Итак, между правительством бывшего СССР и японским правительством проводились переговоры о проблеме Северных территорий. После распада Советского Союза двухсторонние переговоры между Японией и Вашей страной, думается, будут развиваться.

Ясно, что Северные территории, на которых настаивает японское правительство, исторически являются частью Айну-Мосири, и у японского правительства нет никаких оснований требовать их возвращения. В октябре прошлого года мы создали комитет по возвращению автономной земли Айну-Мосири. Я являюсь председателем этого комитета. Мы выступаем против японского правительства, незаконно требующего возвращения Северных территорий, и усиленно заявляем о том, что право владения этими территориями имеем мы - Айну.

Японское правительство, воспользовавшись экономическими трудностями в Вашей стране, совершая экономическую помощь, требует возвращения Северных территорий. В ходе этого существование айнской народности совершенно игнорируется, делается фальсификация исторических фактов, как будто Айну-Мосири исторически являлась и является землей вадзинов-японцев.

Подобные уловки японского правительства и губернаторства Хоккайдо сурово осуждаются большинством айнского народа, и мы собираемся настойчиво продлевать наши законные требования.

Предположим, если, в худшем случае, Ваша страна не учтет требований айнского народа и японскому правительству будут переданы Северные территории, то с учетом того, сколько лет разрушалась природа Айну-Мосири, где мы сейчас живем, ясно то, что Айну-Мосири на Северных территориях потерпит полное разрушение

Господин губернатор!

Прочтите план нашего комитета (2). Мы от всего сердца просим Вас понять пожелания айнского народа.

Заканчивая письмо, желаем Вам большой - плодотворной работы, счастья, а вашей области желаем процветания.

С глубоким уважением!

Председатель комитета по возвращению автономной земли Айну - Мосир

Ямамото Кадзуки

ГАСО, ф.1172, оп.1, д. 112, л.1-2. Ксерокопия.

Примечания: 1. Так в документе.

                          2. Приложенный к документу "План действий Комитета по защите автономной             

                             земли Айну-Мосири" не публикуется.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Григорий Смекалов, 9 января 2015, в 12:26 +4
Комментарии
Написано 9 января 2015, в 16:24
Скопировал обращение. Хоккайдо - это Айну-Мосири? Интересно, а сколько по численности айнов проживает на Хоккайдо официально?
0
Написано 18 января 2015, в 12:55
Андрей Кузьмин, сами айну так показывают территорию Айну-Мосири . Но это на 1925 года. Я видел айнскую карту, где весь Сахалин был окрашен. Так-что, нам и приоритет...
+2
Написано 18 января 2015, в 17:55
Григорий Смекалов, Обращение в презадмин я отправил - по алтайскому варианту палеорусских. Подожду пока, как среагируют. Чуйка у меня срабатывает - будет перспектива. Для начала ПСО надо бы айнский музей-поселение инициировать. База для толчка.
0
Написано 18 января 2015, в 21:41
Андрей Кузьмин, британцы, гордтурые и чопорные британцы ПРИЗНАЛИ, что легендарный кроль Артур - русский князь, который со своей дружиной 6 тыс.ратников основал КАМЕЛОТ (Англию)

http://nethistory.mirtesen.ru/blog/43571848451/BRI..
0
Написано 9 января 2015, в 16:32
У меня выдержка из книги Митрофанова есть следующая: В 1711–1713 годах острова Курильской гряды исследует экспедиция казацкого есаула Ивана Козыревского. И.П. Козыревский побывал на всех двадцати двух островах Курильской гряды, включая 22-й – о-в Матмай (совр. Хоккайдо).
Сообщение И.П. Козыревского о географических открытиях было опубликовано в «Санкт-Петербургской газете» с указанием, что «нифонцы (японцы) далее Матсмаю в северную сторону на иные острова не ходят и живут здесь айны, которые, по собственному заявлению, живут самостоятельно и не в подданстве, а нифонцы зависят от них». Карта Козыревского всех Курильских островов (включая Хоккайдо), а также Камчатки и Сахалина была опубликована Ремезовым в Петербурге в 1719 году.

Еще в 1761 году сибирский губернатор Соймонов доносил в Петербург, что, согласно его расспросам японцев, те утверждали, что «Курильские острова, включая Эдзо (т.е. Хоккайдо), не зависят от Японии». Однако еще русские экспедиции М. Шпанберга, В. Вальтона и А. Шельтинга в 1739–1742 годах досконально исследовали южные острова Курильской гряды и установили, что на них, включая Хоккайдо, нет японских чиновников и японских временных или постоянных поселений. Сами острова заселены айнами, в антропологическом плане совершено не похожими на японцев. Кроме того, Мартын Шпанберг в своем плавании 1739 года произвел демонстрацию высадки на участке северо-восточного побережья японского острова Хонсю.
0
Написано 9 января 2015, в 16:44
Андрей Кузьмин, Х. Ватанабе приводит численности айнов Хоккайдо начиная с 1804 г., но предупреждает, что многие цифры крайне неточны, особенно по восточной части острова. В 1804 г. на Хоккайдо проживали 21 697 айнов, в 1822 г. – 21 149, в 1854 г. – 16 136, в 1873 г. – 15 830 айнов. Налицо сокращение за 70 лет почти на 6 тыс. Д. Н. Позднеев дал более подробную таблицу (за 1804, 1809-1810, 1818, 1854, 1868, 1869 и 1872 гг.). Начальная цифра у него 23 820 человек (японских айнов всего), но если вычесть айнов Цисима (Курил) и Карафуто, получим 20 219 хоккайдцев. Конечная цифра, вычисленная подобным же образом, равна 16626. В 1901 г., пишет далее Д. Н. Позднеев, на Хоккайдо было 17688 айнов, к 1905 г. показатель существенно не изменился: их стало 17 632 человека.
Большая часть айнов – свыше 1000 человек – отбыли на Хоккайдо в 1947-1948 гг., и к началу 1949 г. на Сахалине оставались не более 100 айнов. Вероятно, многие из этих задержавшихся туземцев тоже вскоре покинули остров. В 1979 г. на Сахалине было зарегистрировано лишь три человека айнской национальности. В экспедиционных поездках последующих лет нам доводилось встречаться с потомками айнов от смешанных браков (с корейцами, ороками, русскими).
0
Написано 9 января 2015, в 16:33
Названий много: Хоккайдо-Эдзо, Матмай-Матстмай, Айну-Мосири.
0
Написано 9 января 2015, в 16:49
Андрей Кузьмин, Айну-Мосири. с определенным допуском, думаю, можно считать Хоккайдо. НО, сами айну говорят о большей территории. Например много жили на Хонсю. Российские айну -курильцы (на Сахалине-Курилах) Здесь японцы "поработали" на Карафуто и Курилах (Тисима) в 1914 согнали всех в резервации. В 1933 вообще прописали их японской титульной нацией. Поэтому современным айну легче опираться на исторически сохранившуюся общину Хоккайдо.
0
Написано 9 января 2015, в 19:05
Григорий Смекалов, Я сегодня малость в тему залез. Чуйка у меня работает, что идут процессы, которые наша светлая общественность даже не улавливает. А они серьезные. Я пару дней тему поисследую - понял, что тему надо в ином формате подать.
0
Написано 9 января 2015, в 16:43
Андрей Кузьмин, Существует стойкое мнение об айнах древности как об «огромном племени». Н. Кириллов (сах.врач -Г.С.)писал: «В двенадцатом веке по Р. Хр. айны были столь могущественны, что могли выставить до 50 000 воинов-стрелков (т. е. народонаселения у них было более 150000...)». В предисловии к книге К. Киндаити «Изучение айнов» говорится: «Айны были нашими соседями на восточной границе со времен образования империи; они занимали большие пространства плодородной земли, их было очень много...»
+1
Написано 10 января 2015, в 21:08
Григорий Смекалов, Меня несколько привлекла статья Эдуарда Лимонова для активистов национал-большевиков, в которой он отнес айнов к доисторическим русским (8-9 век до н.э.) и вывел линию: какие еще к нам территориальные претензии, нехай, мол, обратно своих пару крупных островов отдают в дополнение к Матсмаю-Хоккайдо. Чем больше в тему углубляюсь, тем больше подтверждений - есть за этим историческая подоплека.
+1
Написано 10 января 2015, в 21:41
Андрей Кузьмин, в части алтайского происхождения айну...Соблазнительно, конечно, но пока более изученные версии полинезийского и кавказского происхождения. Если взять за основу "наследство Алтайской принцессы" и Тибетские рукописи , то зарождение ВСЕГО мира произошло с данной территории. Помню, как в начале темы "северных территорий" в 1976 году нам на полевой практике по археологии под Озерском СТАВИЛИ задачу НАЙТИ керамику с орнаментами амурских нивхов, чтобы притянуть "доказательства" по праву первозаселения :0) Айну не рассматривались, как представители "чужого народа"...
0
Написано 10 января 2015, в 21:58
Григорий Смекалов, В инете встретил: "До сих пор айны отмечают Медвежий праздник и почитают его героя Jajресупо, аналогично общеславянскому медвежьему празднику Комоедица (Масленица), посвященному медведю Велесу и возрождению Солнца (Ярило)". Не в курсе, насколько то на правду похоже?
0
Еще 4 комментария
Написано 9 января 2015, в 19:06
По существу своего же вопроса вот что накопал. В 2014 году стартовал международный выставочный проект «Забытые страницы истории. О жизни коренных народов Сахалина в ХХ веке». Он явился итогом долговременного сотрудничества между областным краеведческим музеем и Хоккайдским музеем народов Севера.
В рамках проекта в городе Абасири с 22 мая развернута одноименная выставка. На ней представлены фотографии из фондов краеведческого музея. В июле этого года экспозиция переедет в Саппоро – в Музей Хоккайдского университета.
Затем выставка «Забытые страницы истории. О жизни коренных народов Сахалина в ХХ веке» станет доступна сахалинцам. Но в экспозиции в краеведческом музее используют фотоматериалы из фондов Хоккайдского музея народов Севера.
В рамках проекта научные сотрудники Евгения Фирсова и Ольга Соловьева выступили с докладами перед японскими учеными и коллегами в Хоккайдском музее Народов Севера и в Хоккайдском университете. Они познакомили коллег с результатами своей работы по темам «Современные исследования коренных малочисленных народов севера Сахалина» и «Научно-исследовательская деятельность Сахалинского областного краеведческого музея».
0
Написано 9 января 2015, в 19:10
По данным Всеяпонской переписи 1935 года на Сахалине в целом насчитывалось 298 хозяйств айнов и 1,504 человека (в том числе 749 мужчин и 755 женщин). В России по итогам переписи 2010 г. было отмечено лишь 109 айнов, из них 94 айна в Камчатском крае.
0
Написано 9 января 2015, в 19:14
Андрей Кузьмин, более сотни вполне достаточно, чтобы признать айну КМНС у нас. Зато, какая перспектива...
0
Написано 10 января 2015, в 20:58
Григорий Смекалов, Я на неделе заметку по айнам выставлю. С ними иная совершенно картина вырисовывается. Если у них генетические алтайские корни, то они уже не малая народность, а остатки доисторической Рассении. Их предков тогда можно записывать в пионеров освоения японских островов, которые были вытеснены монголоидами на Север.
0
Написано 9 января 2015, в 19:11
В Японии, по неофициальным данным, 200 000 айну. 6 июня 2008 г. японский парламент признал айну отдельным национальным меньшинством.
0
Написано 9 января 2015, в 19:13
По переписи населения Российской империи 1897 года 1446 человек указали своим родным языком айнский, почти все из них на Сахалине (в то время весь Сахалин принадлежал России, а Курилы — Японии; южный Сахалин отошел к Японии после войны 1904–1905 гг.)
После советско-японской войны 1945 большинство айнов Сахалина и Курил вместе с японцами было выселено (отчасти также добровольно эмигрировало) в Японию. 7 февраля 1953 г. уполномоченный Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К. Омельченко в секретном предписании указал начальникам отделов Главлита СССР (цензорам): "запрещается опубликовывать в открытой печати какие-либо сведения о народности айны в СССР". Этот запрет просуществовал недолго, уже в начале 1970-х возобновились публикации айнского фольклора.
0
Написано 9 января 2015, в 19:18
Андрей Кузьмин, Омельченко К. наверняка действовал "на благо" стране....
0
Написано 10 января 2015, в 21:01
Григорий Смекалов, Не знаю Омельченко, а вот с трудами нашего партбонзы-ученого Елизарьева по казаческому геноциду айнов сталкиваться приходилось.
0
Написано 10 января 2015, в 21:33
Андрей Кузьмин, тут обсуждать НЕЧЕГО (это о Е.) А про геноцид, был, конечно, Иван Черный, но его сами казаки и наказали... Я свой ответ изложил в статье.
0
Написано 9 января 2015, в 19:15
Руководитель комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Татьяна Романова заявила, что комитет готов помочь общине восстановить статус национальности. "Народ существует, пока есть хоть один его представитель. Поэтому сделаем всё возможное, чтобы доказать необходимость включения айну в список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока".


Депутаты решили создать рабочую группу, чьей основной задачей будет найти документальные доказательства существования айну на территории России: упоминания в итогах последней переписи населения, исторической литературе и архивах. В случае успеха, как сказано в сообщении, рабочая группа подготовит проект обращения к председателю правительства России о включении народа айну в перечень коренных малых наров Севера, Сибири и Дальнего Востока.
0
Написано 9 января 2015, в 19:16
31 марта 2008 года на заседании комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Законодательного Собрания Камчатского края было рассмотрено обращение родовой общины коренных малочисленных народов "Айну". Авторы послания попросили депутатов обратиться в Правительство России по вопросу включения национальности айну в перечень коренных малочисленных наров Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В настоящее время, отмечалось в сообщении, народ айну входит лишь в перечень коренных малочисленных народов мира.
0
Написано 9 января 2015, в 19:18
фото подбрал
0
Написано 9 января 2015, в 19:22
Последний дом айну на Сахалине
+3
Написано 10 января 2015, в 14:11
Андрей Кузьмин, где этот дом стоит?
+2
Написано 10 января 2015, в 20:47
Сергей Макаров, село Калинино под Холмском http://www.liveinternet.ru/tags/%E0%E9%ED%FB/
0
Написано 5 июля 2018, в 22:48
Да , действительно , хоть кино снимай . Спасибо Григорий Николаевич ! С большим интересом прочитал , и опять открыл для себя много нового .
+3
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
От Синичьего озера до Покровского храма
От Синичьего озера до Покровского храма
Аляска ближе, чем мы представляем
Аляска ближе, чем мы представляем