Заметки петербуржца. Остров Сахалин
ОСТРОВ САХАЛИН
На сахалинскую землю раньше приходилось ступать дважды. Первый раз - в далекие розовощекие времена, когда на камчатской линии стояли не только трудяги Ил-18, но иногда ставили и Ил-14. Колоритный был самолет, летел низко и картонный пакет был там для пассажира совсем небесполезным реквизитом. Болтало еще как :-) Когда обьявляли, что полет будет на нем, камчадалы в Елизово грязно ругались и вздыхали. Разок повезло и мне, школьником. Так вот, "четырнадцатый" промежуточно садился в Охе на хабаровском рейсе. Оха - это север острова. Так я потоптал эту землю впервые.
Потом был второй раз, в студенческие времена. Середина 80-х. Над Хабаровском была грозовой фронт, и наш 154-й завернули прямо над разлившимся Амуром. Полетели куда-то вбок. Комсомольск? Оказалось нет, Южный. Засели там на три часа, я прокатился в город и обратно.
И вот теперь я тут в третий раз. Уже не транзитом. Первое ощущение после схода с трапа - дежавю. Наваждение. Полное ощущение, что прилетел в Елизово. Рефлекторно ищешь глазами домашние вулканы за летным полем. Аэропорт - такой же. Типажи за выходом - такие же. Нет, это не вальяжно-тормознутые хабаровчане, и не щеголевато-приблатненные владивостокцы. А именно дальне-восточники. С упором на приставку "дальне". Вышел на площадь и понимаю подсознательно - все рыла до боли знакомы, наши рыла.
Группа вербованных на Шикотан и Южно-Курильск. Дальше - мореманы. Но не торговые, а рыбные. Ни секунды не сомневался, что это они. Пошли к автобусу. И точно, там распечатка: Мурманск. Севрыба.
Дубленые рожи таксеров. Да, эти не будут ныть на погоду и пургу, как питерские. А сядут и поедут. Они готовы :-)
Снега — дохерища. Срезан кромкой грейдером, больше метра высотой. В общем, дежавю полное.
Еле убедил свою голову минут через 10, что я не в Елизово. И еще, интересно. Первый раз за много постсоветских лет самолет после посадки не хлопал! Сели да сели. Тихо, буднично. Это что, дальневосточники остались верны советским привычкам? :-)
Состояние городов западного побережья острова, конечно, весьма удручает - очень похоже на старые районы Петропавловска-Камчатского в районе Рябиковской или ЖБФ. Такой же пофигизм и временщизм. Многое просто брошено в Девяностые. Там, куда дотянулась когтистая газовая лапа "Сахалин Энерджи", там все гораздо лучше. Но они на восточном побережье.
Зато машин накупили невероятное количество. Брателла может жить в старой облупленной хазе, но зато под окном в снегу стоят два джыпа. Это нормально. Еще интересно, что народ смело перебегает дорогу в любом ее месте.
ВОКЗАЛ И СТАНЦИЯ ЮЖНО-САХАЛИНСК
Рассказ о главной сахалинской станции Южно-Сахалинск, что находится прямо в центре административной столицы острова.
Сперва походим по привокзальной площади, затем посмотрим вокзал, после чего побродим по станционным путям и платформам. В конце - проводы второго дальнего островного поезда №603 сообщением Южно-Сахалинск - Ноглики. Часть фотосессии, сделанная с крыши вокзала, сюда не вошла и пойдёт второй частью серии. Все фотографии сделаны 26 февраля 2014 г.
1-я и 2-я платформы вокзала. На фото - поезд №603 под тепловозом ТГ16
Подход к ж/д вокзалу со стороны пл. Ленина. Всё сплошняком заставлено машинами.
Автобусы тут в основном корейские - как маршруточные, так и дальние.
Вход в здание. Вокзал работает не круглосуточно, закрывается на ночь.
Здание вокзала недавно реновировано, в модном тут отзеркаленном стиле.
Внутренний вид. Одновременно с реновацией здания прошёл ребрендинг оформления в новых корпоративных цветах РЖД.
Расписание сейчас совсем маленькое - два дальних поезда и два пригородных. Дальние идут через 2/3 длины острова на север по восточному главному ходу, проходя близ Александровска (ст. Тымовское) и затем на север до Ногликов, которая сейчас является одной из баз "Сахалин Энерджи". Оба поезда идут с ночевой - скорая "единица" уходит в 20:30 и идёт до Ногликов 12 часов. 603-й идёт 14 с половиной часов, уходя из Южного днём, в 16:30. Ещё есть два дизеля - дальний на Томари, через которую можно затем проехать на Холмск. Этот идёт до перемычки Арсеньтевка - Ильинский, и затем спускается к Томари по западному главному ходу. И ближний, на Быков. Холмская соединительная ветка с легендарным Чёртовым мостом и тоннелями не выдержала удара Девяностых, прекратила работу в 1994 г. и разобрана в 1996-1998 гг. Путь на Корсаков к югу сейчас тоже без пассажирского сообщения и переведён в разряд подъездных путей.
Надо отдельно сказать и о перешивке сахалинской колеи, а то о ней много легенд.
а) Перешивка заключается в укладке рельсошпальной решётки на ж/бетонных шпалах с тремя гнёздами для крепления рельс - крайнего, среднего (1067 мм от крайнего) и третьего (1520 мм от крайнего). При этом 3-ниточная линия сейчас не выкладывается, используется два гнезда на 1067 мм.
б) сейчас уложено (перешито) на новую РШР примерно 56-58% эксплутатационной длины пути, или около 510 км.
в) предполагается, что при завершении перешивки наступит "час С", когда с привлечением путейцев с материка рельсы с 1067 мм будут просто массово передвинуты на новое гнездо для 1520 мм, что оценивается примерно в 8-10 дней. Затем движение будет производиться уже на новой (общероссийской) ширине колеи.
г) сейчас РЖД считает, что "час С" наступит примерно во II квартале 2018 г., именно так свёрстан график перешивки, скоординированный с наличными силами.
Вид на внутренность вокзала с балкона второго яруса.
Вид от вокзала на привокзальную площадь.
Для проезда машин вдоль вокзала используется 1 свободная полоса, остальное заставлено под завязку.
Теперь пройдём на станционную территорию. Она закрыта для пассажиров большую часть времени, кроме посадки на дальние поезда и дизеля. Платформы две, первая используется для посадки на дальние поезда. Станция находится в начале 42-го километра, километраж главного хода ведётся от ст. Корсаков на берегу залива Анива.
Пройдём в сторону Корсакова. Слева - полузасыпанная снегом вагон-церковь.
Ещё дальше ведётся расчистка подъездных путей в направлении на Корсаков.
Сейчас уже практически нет дальних вагонов японского образца, они выведены из обращения к середине 2000-х. Ставят новые тверские вагоны 1520 мм на узкие сахалинские тележки, благо габарит приближения строений сейчас стандартный с основной территорией России.
Ручная уборка снега на станции (есть ещё много механизированных девайсов, снега там просто море.
После недавнего циклона на путях лежит примерно метровый слой снега. Был больше, как нам сказали путейцы, но за 3 дня солнца сильно осел.
Вот тут хорошо видна высота среднего снежного покрова.
Вокзал со стороны путей.
Уборка снега.
Путейцы возле маневровщика ТГМ7.
В ту сторону пути уходят на Корсаков, к заливу Анива.
Километровый знак 41/42 на станции.
Вокзал Южно-Сахалинск. Для входа пассажиров пока закрыто.
603-й стоит в готовности к подаче на платформу.
Вид на 1-ю платформу, сюда и будет подан поезд.
Поезд поставили под посадку.
Сообщение Южно-Сахалинск - Ноглики.
Маневровщик ТГМ7, после подачи поезда под посадку.
Посадка пассажиров на поезд №603.
Хорошо видно и немного непривычно, какие узкие тележки стоят под стандартными вагонами.
Вот тут узкая колея хорошо видна, в сравнении с фигурой путейца.
К поезду подходит штатный тепловоз ТГ16 пр. Людиновского завода.
Он и поведёт поезд на север.
Проводница поезда.
Объявили отправление, проводницы уже наверху.
Ждут отправления.
Наконец, разрешают отправление, с 4-минутной задержкой. Впереди 14 с половиной часов пути через узкий вытянутый остров.
Продолжение следует.
Оригинал моей записи размещен в http://periskop.livejournal.com/1200857.html#cutid1
+7-962-125-15-15