Город-герой Новороссийск

В день Военно-морского флота хочу поделиться впечатлениями о второй точке нашего путешествия по Краснодарскому краю, а именно о городе-герое Новороссийске.

В Новороссийске этим летом я оказалась во второй раз. Впервые это место я посетила в 2009 году, в составе большой туристической группы. Город я тогда толком не посмотрела, а видела его в основном из окон автобуса, так как целью посещения была Малая земля и крейсер "Михаил Кутузов", остальное не было предусмотрено программой.

В этом году мы вовсе не собирались ехать в этот город, но однажды, проснувшись рано утром в Анапе, когда сорокоградусная жара, наконец, хоть немного спала, спонтанно решили пойти на автовокзал и купить билеты до Новороссийска. И вот эта незапланированная, а спонтанная поездка удалась на славу.

Сегодня как раз читала блог lvista о запахе воспоминаний и вспомнила как раз Новороссийск и слова о нем знакомой, которая переехала туда из Южно-Сахалинска. А говорила она: "Если уж куда и переезжать с Сахалина, то только в Новороссийск. Он морем пахнет нашим. Он Родиной пахнет".

И действительно только выйдя из автобуса на автовокзале мы почувствовали этот запах, а чем ближе подходили к набережной, тем сильнее он становился. Это запах морской капусты, йода, соленного моря. Ни в Анапе, ни в Тамани, ни на Азове этого запаха нет: море там как будто ничем не пахнет. А здесь приехал и сразу понял, что ты в морском городе.

Первым делом мы пешком отправились к морскому порту. По дороге увидели Новороссийский драматический театр.

Улицы города зеленые и яркие. Вот троллейбус показался. Их сохранили в первую очередь как память, как туристический объект. Мы, кстати, после прокатились на нем. Цена билета - 14 рублей, правда остановки по их отдаленности друг от друга с нашими не сравнимы: проехать одну остановку как 3-4 наших.

Это было утро пятницы. Люди спешат на работу, машины паркуются у офисных зданий и различных предприятий.

Натолкнулись на велосипедную зону.

А это единственное здание в городе (то, что с башенкой), которое полностью уцелело после Великой Отечественной войны.

Рядом фонтан и скульптура девушки. Символ мира и благоденствия. Голубь знал как надо сесть. Он ведь тоже птица мира.

Рядом замечательная скульптура павлина. Пройти и не потрогать невозможно.

Так постепенно мы добрели до порта. Ухоженный он и красивый.

Здесь нашел свой приют крейсер "Михаил Кутузов". Был заложен 22 февраля 1951 года на Николаевском судостроительном заводе, заводской № 385. Спущен на воду 29 ноября 1951 годазачислен в состав Краснознаменного Черноморского флота приказом Министра Обороны СССР в 1955 году. В июне 1967 года находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта, а в  1968 году - Сирии. 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.

Мы прошлись по этому музею на воде. Нам рассказали историю крейсера, показали различные установки и часть крейсера изнутри. К сожалению, его состояние оставляет желать лучшего. В 2014 году здесь вроде бы проводили ремонт, но мне показалось, что то, что я видела в 2009 году совсем уж постарело и никто ничего не приводил в порядок. Но сама экскурсия очень интересная.

В кают-компании:

Совсем такой маленький разводной ключик:

Камбуз:

Медицинский блок:

Каюта старшего плавсостава:

Каюта младшего плавсостава:

Вид на город с палубы корабля:

Спустившись с крейсера, мы отправились в сторону набережной, желая немного прогуляться по городу и перекусить по пути.

Пока искали столовую какую-нибудь, нашли много интересных мест.

Площадь Свободы:

Планетарий. В Новороссийске есть планетарий! На сеанс не попали. Когда мы зашли во внутрь, то просмотр уже начался и новых зрителей уже не пускали, а следующий нужно было ждать несколько часов. Но зато мы посмотрели выставленные на всеобщее обозрение на первом этаже личные вещи Юрия Гагарина.

Напротив находится Краеведческий музей.

Чуть выше - парк имени Гагарина с театром кукол на его территории.

Домик домовенка Кузи:

Здесь же неподалеку нашли чудесное кафе "Апельсин". Всем, кто будет когда-либо в Новороссийске, советую посетить сие место: очень красиво обставленное, с кучей всяких безделушек вокруг, которые можно посмотреть и потрогать, с живыми птицами, с приветливым персоналом, с добрым отношением к детям и вкусной и приемлемой по цене едой. Вот апельсин, в котором принесли наш счет. За обед на четверых (первое+второе на троих, суп для нашей ляльки и заварник чая заплатили 600 рублей).

Далее мы отправились искать набережную. Опять натыкаясь на пути на всякие фигуры, скульптуры. Как я поняла, их в городе огромное множество.

Украшение стены жилого дома. "Все флаги в гости будут к нам" (А.С. Пушкин)

Еще одного Гену нашли:

С чеширским котом:

Символ дружбы и уважения:

Так не спеша мы и вышли к набережной. Какая же она огромная! Мы планировали пройти ее всю и дойти пешком до Малой Земли, где находится знаменитый зал славы. Но шли и шли несколько часов и в итоге сели на троллейбус. Но та, часть, что мы прошли, была прекрасна! Столько памятников, чистое море рядом, цветы...

Вон там вдалеке тот самый зал славы в виде корабля, врезающегося в берег.

Идет строительство христианской церкви:

А это памятник рыбакам, спасшим крупный улов во время сильнейшего шторма:

А это новый совсем памятник. Носит название "Исход".

Автор скульптуры, новороссийский художник Александр Суворов за основу своей работы взял яркий эпизод прощания с конём в фильме "Служили два товарища". Белый офицер (его роль мастерски исполнил В. Высоцкий) пытается затащить своего коня на борт отходящего от причала корабля. Но в скульптуре мы читаем и другие символы: конь - это Россия, офицер - изгнанник, вынужденный покинуть горячо любимую Родину.
Памятник установлен на берегу бухты, откуда проходила эвакуация Белых войск. Высота монумента 7 метров.

У моря тоже свои скульптуры.

И вот, поняв, что пешком до закрытия музея, нам дойти не успеть, мы сворачиваем в центр города и ищем на чем добраться. К радости дочки ехать нужно было на троллейбусе))).

Вскоре мы добрались до Малой Земли:

«Малая земля» — название плацдарма в районе Станички, образовавшегося в результате десантной операции. Героическая оборона этого клочка земли продолжалась 225 дней и завершилась утром 16 сентября 1943 года освобождением Новороссийска. За мужество и отвагу 21 воин был удостоен высшей степени отличия СССР — звания Герой Советского Союза.

Зал представляет собой лестницу, идущую  сначала вверх, а затем вниз. По стенам развешаны портреты всех героев, участвовавших в обороне Малой Земли. Идти нужно, когда начинает играть военный марш. Когда человек поднялся по лестнице, марш затихает и начинает громко стучать сердце, расположенное в стене, стучит и мигает, а потом останавливается. А потом под продолжение марша люди спускаются вниз. Музыка рассчитана точно, если не бежать, то ты оказываешься в нужном месте в нужный момент. Очень трогает...

Говорят, что каждый патриот нашей страны, должен хоть раз пройти через зал славы на Малой Земле. Мы прошли, воодушивились, зарядили энергией любви и уважения к подвигу дедов своих детей...

Новороссийск мне очень понравился. Море чистое, воздух свежий, температура такая же как в Анапе почти, немного лишь меньше, зато нет огромного наплыва туристов, есть много музеев, галерей, театров и цены несколько ниже также. Я даже наткнулась на магазин под интересным названием "Из моды вон". В нем продается обувь и сумки, вышедшие из моды. Цены от 50 до 100 рублей))) А лодочки и летние сандалии, как мне кажется, вечны.

Вернемся мы туда еще раз, это точно. Хочется посмотреть, все что не успели.