«Я ем тишину ложками» Майкла Финкеля
Как указано в аннотации, эта книга «написана с глубоким уважением к выбору человека, который создал свой собственный мир и был в нем невероятно счастлив». После чего трепетной рукой открываешь и начинаешь читать. Кому ж неохота быть счастливым? Дай, думаю, припаду к источнику благодати, может, и мне повезет.
4 апреля 2013 года полицейские штата Мэн (США) задержали Кристофера Томаса Найта, проведшего 27 лет в полном одиночестве в лесу. Ушел он по собственной воле, без людей не скучал, довольствуясь собственным богатым внутренним миром. Узнавши о Найте, либеральная общественность натурально взвыла от восторга и начала лепить из идейного анахорета мессию: разрыв шаблона, какой смелый, не как все, вот истинная свобода от общества потребителей и, вообще, что он хотел сказать миру своим молчанием? Ему начали слать чеки и наличные на адвокатов, писать о нем статьи и слагать песни, а одна особо возбудившаяся дама хотела выйти за него замуж. На что отшельник вяло отмахивался: отвалите, не хочу ни работать, ни жениться. Тишины хочу, тишины…
Поддержу Найта: тишина и одиночество человеку безусловно необходимы для жизни, чтобы не сойти с ума. В городах не сосредоточишься, слишком много людей, суеты, достали стритрейсеры на дорогах и крикливые соседи по подъезду. Но с придыханием отнестись к выбору Найта мешает осознание, что это не очень честная свобода - за чужой счет. Уникальность ситуации лишь в том, как долго не могли его поймать. Казалось бы, кому он нужен, неуловимый Джо? Но лукавство состоит в том, что все необходимое для жизни (фонарики, книги, макароны с сыром, одежду) он брал в дачных домах и летнем лагере для инвалидов, которые грабил с периодичностью, как снимал урожай клубники. Годы шли, смеркалось… Наконец полицейским осточертели вопли ограбляемых, и они додумались обложить датчиками лагерь, куда он ходил, как в свой огород.
Общественный хайп, андрей-малаховщина и словоблудие (понять, простить, взять на поруки) достигли апогея в виде книги Майкла Финкеля, который вцепился в отшельника, как блоха в собаку. Свои телячьи восторги Финкель подкреплял наукообразными ссылками о пользе уединения. Эйнштейн, мол, был приверженцем отшельнического образа жизни, а еще Генри Торо, Дарвин, Платон, Ван Гог, имя им легион. Ньютон из женского рода любил только науку. «Одиночество – школа гениев», да. Правда, чем таким обогатил человеческий опыт Найт, автор стыдливо умолчал. Разве что отточил до совершенства искусство взлома замков и снискал проклятия обывателей. А вариант Робинзона (собирательство дикоросов, охота, рыбалка) для чистоты эксперимента даже не приходил Найту в его инфантильную голову…
Не могу не оценить усилия, с которыми отдельные авторы подводят базис, размахивая флагом «свободу личности». Даже как-то неловко за свою рутинно проживаемую жизнь. Ходишь, как последний дурак, каждый день на работу с 9 до 18, учишь детей, лечишь их родителей, метешь улицы, строишь дома. Всегда казалось, что это - труднее. Воля ваша, у нас сегодня странное время: когда маргиналы возводятся на пьедестал почета, а небольшого ума артисты или певцы воспринимаются как гиганты мысли. Вот и признать эгоцентризм таковым и ничем иным - «религия не позволяет». Как в старом анекдоте:
- Какой футуристический сюжет у вашей картины, мэтр!
- Да что вы, это я просто кисть о холст вытер.
P.S. Ах да. Любую книгу читать стоит. Хотя бы один раз.
+7-962-125-15-15
P.S. Ах да))) не уговаривайте, именно эту книгу считаю недостойной моего внимания, а вот ваша рецензия на неё выше всяческих похвал, похихикала вдоволь!