Банки манипулируют шрифтами в кредитном договоре и вводят в заблуждение клиента. Уличенная в противоправных хитростях кредитная организация должна будет вернуть деньги клиенту, заплатить штраф и исправить свои регламенты по оформлению документов. Об этом "Парламентской газете" рассказал председатель Комитета Государственной Думы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков.
Он у вас слишком маленький
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выявила нарушения в рекламе о предоставляемом "Почта Банком" кредите, размещенной на роллерном дисплее в Москве. Об этом сообщается на сайте антимонопольного органа.
Ранее в ФАС обратился гражданин с жалобой на рекламу "Почта Банка". В ней крупным шрифтом говорилось о процентной ставке по кредиту от 4% при услуге "Гарантированная ставка". Однако данные о других условиях кредита, влияющих на его стоимость и возможность оформления, размещались в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом в течение короткого времени.
"Таким образом, потребители получали неполную информацию обо всех условиях акции, определяющих стоимость кредита", - говорится в сообщении.
В ФАС организовали проверку банка. В случае, если претензия будет подтверждена, банку грозит ответственность в соответствии с законом о рекламе.
Закон это не запрещает
Сегодня требований к шрифту нет. Но есть другая норма. Если банк указывает хоть какой-то ценовой параметр, то обязательно должны быть прописаны и иные параметры кредита, которые влияют на его стоимость. Что получается в реальности? Банки на баннерах три на шесть метров обозначают процентную ставку 0,1% метровыми цифрами, а все остальное мелким шрифтом в десять строк так, что если встанете с биноклем под этим баннером, то ничего не рассмотрите.
Действующее регулирование кредитных продуктов не вполне соответствует требованиям времени. Когда пишут кредит от 4% годовых, но только при соблюдении определенных условий.
К примеру, даем только космонавтам, а другим не даем. Если не космонавт, то для вас это будет 14 процентов.
Проблема в том, что действующий закон о рекламе писался 20 лет назад, когда не было никакого интернета. Сегодня совсем другая ситуация: большая часть потребительских кредитов заключается через мобильный банк.
Поэтому настало время отрегулировать сектор. Как раз этой работой занимаются в Комитете Госдумы по финансовому рынку. Там готовятся соответствующие поправки к закону о рекламе именно по части потребительских кредитов, где должна быть прописана полная их стоимость.
Какой шрифт правильный
Хотя ГОСТ считается рекомендацией, но его можно использовать в суде в качестве доказательства намеренных действий банка или другой финансовой организации, в результате чего текст договора стал нечитаемым.
Напомним, документы в России сегодня оформляются согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016, который рекомендует использовать шрифты с кеглем 12, 13 и 14 (кегль - размер шрифта в типографских пунктах, которые для электронного набора приравнены к 0,35 мм).
Как следует из бюллетеня Верховного Суда № 5, с. 15 от 2001 года, документ, который фактически невозможно прочитать из-за особенностей каллиграфии или своеобразия, не может быть использован.
Согласно ст. 14.3 КоАП РФ,
за нарушение закона о рекламе должностные лица должны выплатить штраф от 4 до 20 тысяч рублей, а юрлица - от 100 до 500 тысяч рублей.
Инициатива отличная!!! Дурят нашего брата...
лично я сомневаюсь.
Человеку нужны деньги и он верит работнику банка, когда оформляет кредит
похоже на шоу - кручу верчу.
Если оформите страховку за 150 тыщ, то получите 12% годовых, если не оформите, то процент может быть и 40.
Все для людей!