Член союза художников России, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского государственного научно-художественного музея-заповедника Мария Дмитриева провела для сахалинцев занятие по росписи пасхальных яиц. Мастер-класс состоялся в Центре русского декоративно-прикладного искусства «На краю земли».
Художница рассказала собравшимся о техниках украшения пасхальных яиц, истории этого искусства и значениях различных орнаментов. Участников мастер-класса Мария Дмитриева познакомила с сергиево-посадской традицией росписи.
«Сергиев Посад всегда был столицей игрушки. Одним из излюбленных видов такой игрушки было пасхальное яйцо. Это было как подарок, благословение, которое ты везешь домой. В основном яйца здесь расписывали водными красками — темперой, гуашью, акварелью. Их покрывали воском, масляным лаком, они были фарфоровыми, деревянными, тряпичными.
Сегодня мы будем расписывать деревянное яйцо гуашью или акварелью. Будем писать цветочный орнамент, но может кто-то захочет повторить изображение лавры, написать пейзаж, может кто-то даже захочет написать портрет, это уже будет модерн», - сказала художница перед началом занятия.
По ее словам, искусство росписи пасхальных яиц уходит корнями в X-XII века. Первые археологические находки «писанок» были сделаны на юге России и на Украине. Там существовала своя техника росписи воском. Мария Дмитриева предложила всем желающим повторить этот способ в домашних условиях.
«Поджигаем и наклоняем свечу, лучше церковную, подставляем под нее яйцо и начинаем его переворачивать. На скорлупе остаются капельки. Окунаем яйцо в желтый краситель. Потом снова капаем на яйцо, окунаем в красный краситель. И так далее. Постепенно покрываем яйцо разноцветными капельками. Потом с помощью температуры — в горячей воде или в печи - воск снимаем, остается узор. Получится такое красивое яйцо все в разноцветных пятнышках. Это декорирование называли «слезы Богородицы» - это один из самых простых способов украшения», - посоветовала Мария Дмитриева.
Художница рассказала, что в стародавние времена воском могли рисовать самые замысловатые орнаменты. Также имело значение, для кого расписывается яйцо. Если для молодого человека, то на скорлупе писали дубовые листья, для девушки — бутоны, цветы, детям рисовали рыб и птичек, а старикам — еловые веточки.
«Растворы красочные приготавливались очень долго. Летом собирали травы, лепестки цветов - иву, кору дуба, зверобой. Или, например, для синего цвета заготавливали цветы василька. Сушили, складывали в матерчатый мешочек. Потом готовили раствор. Воду набирали только из родника, а яйца должны были быть только свежими, иначе краска не ляжет. Это целая наука», - рассказала мастерица.
Также художница предложила опробовать дома еще один способ крашения пасхального яйца, который подойдет для совместной работы с детьми. Необходимо сварить «клестер» из муки с водой и покрыть им яйцо, а потом на поверхность скорлупы приклеить лоскуты ткани, тесемки или другие тряпочные украшения.
В течение мастер-класса Мария Дмитриева успела поработать с каждым участником индивидуально - помогала наносить узор, советовала, как разводить краски, подбирать тона, корректировать недочеты. И вскоре деревянные заготовки покрылись изящными орнаментами с изображениями цветов, листочков, ягод, геометрических узоров, и православной символики.