Олег Кожемяко рассказал АСТВ о варягах, реновации и преемнике

Олег Кожемяко рассказал АСТВ о варягах, реновации и преемнике

Бывший глава Сахалинской области встретился с журналистами

Экс-губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко встретился с журналистами АСТВ. Он рассказал о том, какие проекты на островах успел начать, какие запустить, а какие остались незавершенными. Кожемяко также ответил на вопрос об отношении к слову «варяг» и сказал, почему в Южно-Сахалинске больше не хотят переселять людей на окраины. Он поделился, какую запись не успел опубликовать в своем Инстаграме. Кроме того, бывший глава назвал фамилию того, кого видит своим преемником на посту губернатора.

- Олег Николаевич, добрый вечер. Так получается, что мы с вами встречаемся в таком формате, может быть, в последний раз, потому что официально вы уже не губернатор Сахалинской области. Тем не менее, говорить мы будем о развитии наших островов в эти ушедшие 3 года. Новость была неожиданной для большинства. У некоторых возникло ощущение, что какие-то проекты остаются незаконченными, какую-то историю мы оставляем на середине пути. Нет ли у вас такого ощущения? Какие-то вещи из тех, что начинались с 2015 года, не будут доведены до конца?

- Вы совершенно правы насчет истории, мы оставляем ее на середине сахалинского пути. Я планировал здесь отработать до 2020 года, выполнить все те обязательства, которые брал на себя перед людьми, отчитаться и далее принимать соответствующие решения – идти дальше или переходить в другое место. Произошло всё это неожиданно. Безусловно, это определённые потрясения для общества, для руководителей различных структур, да и для людей на Сахалине, в Приморье. Тем не менее, я ухожу со спокойной совестью за регион, за те проекты, которые на сегодняшний день находятся где-то на завершающем этапе, где-то в начале строительства. Бюджет 2019 года практически сверстан, он больше, чем бюджет 2018-го. Все программы профинансированы и забюджетированы в Корпорации развития Сахалинской области, других институтах развития. Есть люди, которые на местах знают свое дело, и на уровне муниципальных образований, и в правительстве Сахалинской области. Поэтому никаких потрясений с точки зрения того, что будет что-то остановлено, недоделано, я не вижу. Это невозможно сделать в силу того, что есть механизмы контроля со стороны федеральных органов власти. Машина всё равно будет идти тем путем, который намечен. Фундамент создан.

Да, нужно завершить проекты по сельскому хозяйству, по «Горному воздуху» - двигаться в этом направлении, не останавливаясь.  И дальше проекты, которые сегодня позволяют видеть новое качественное образование через несколько лет – идёт строительство; приступить к строительству медицинских учреждений. Ну и  заниматься дорогами, жильем, продолжать делать благоустройство – то, что нужно людям, и то, что делает здесь жизнь комфортнее.

- Если вспомнить проекты, которые вы ставили перед собой задачу обязательно реализовать – что получилось, что нет за эти три года?

- Придя сюда, первое, что бросилось в глаза – некоторая неухоженность. Отсутствие элементов благоустройства, спортивных и детских площадок, благоустроенных дворов. Была принята соответствующая программа. Она непросто начиналась, потому что не было подготовленности со стороны муниципальных образований в силу их полномочий по решению этих вопросов. Тем не менее мы шаг за шагом совершенствовали эту работу. Начали добиваться того, что площадки уже должны делаться с полиуретановым покрытием. Убрали эту спешку, которая всегда приводила к низкому качеству работ. Сегодня по фасадам и по устройству детских площадок мы двигаемся планово. Люди знают, что эти вопросы будут решаться, они забюджетированы на 2019 год. Эта работа создает другой облик Сахалинской области, другой облик городов и поселков. Она радует и жителей, и гостей, которые приезжают в регион отдохнуть, покататься на лыжах или провести лето.

Конечно, это вопрос обеспечения себя сельхозпродукцией, выращенной на сахалинской земле. Земле, которая и в советские годы давала неплохие урожаи и давала хорошие показатели по молочному животноводству. Последние 15-20 лет они были несколько утеряны.

- Серьезный провал был.

- Стагнация, особенно по государственным предприятиям. Потом были приняты решения – где-то по докапитализации,  где-по то созданию новых форм с теми, кто имеет опыт работы по подобным проектам.  Сегодня вы видите, что, во-первых, мы удержали наши сельхозпредприятия  -  совхозы, колхозы, они сегодня строятся. В Корсаковском уже готовая молочная фирма и сейчас необходимо заполнять ее скотом, жильем для сотрудников. Это 1000 коров дойного стада, 60 высококвалифицированных и хороших рабочих мест, обеспеченных жильем. Это и проекты,  которые сегодня реализует совхоз «Южно-Сахалинский», связанные с развитием мясного животноводства - нового направления, которое важно, нужно для людей, для детей, для организации школьного питания. Это и производство мяса птицы, которое сегодня тоже уже находится на выходе. Ну, и свинина, молочное животноводство со стороны инвесторов «Мерси Агро», «Грин Агро», которые, уверен, в 2019 году выйдут на промышленную переработку и предоставят сахалинцам хороший качественный продукт.

Завершена работа по тепличному комплексу, это позволяет нам на сегодняшний день видеть до 50% основных продуктов питания, которые действительно производятся здесь, и они хорошего качества, выращены руками  тружеников, живущих на Сахалине. Баланс всегда важен и нужен в силу того, что мы всегда можем рассчитывать на себя, и это качественные продукты.

- Сахалинцы, наверное, просто очень быстро привыкли к хорошему и забыли, что буквально несколько лет назад такого не было. В таком количестве овощей местного производства, мяса и так далее.

- Еще не доделаны проекты с точки зрения переработки. Я считаю, что нужно доводить до прилавка уже готовую, упакованную продукцию. Это тот задел, который необходимо завершить этим предприятиям. Для этого есть всё – механизм поддержки, собственные денежные средства. Я думаю, что они на нужный уровень выйдут.

Также проекты, которые вообще создают облик Сахалина как столицы горнолыжного курорта Дальнего Востока. Те горы, которые здесь есть – и Большевик, и Красная, и Острая; может, и последующие шаги, по которым идёт сейчас работа и которые привлекают гостей, вокруг них начинает развиваться туристическая инфраструктура.

Продолжение программы развития Курильских островов, строительство новых пароходов, которые сейчас заложены на Невском заводе в Санкт-Петербурге. Строительство паромов, которые тоже сейчас заложены в Комсомольске-на-Амуре и строятся.

Нужно завершить программу, связанную с обеспечением воздушном сообщением. Мы докапитализировали «Аврору», и сейчас она должна решить по типу самолета на Парамушир и Шикотан.

Это задачи по развитию Шикотана, где сейчас открывается новый завод, где создаются новые рабочие места, потребуется инфраструктура.

Безусловно, это дороги, которые необходимо продолжать доделывать с тем, чтобы во все районные центры были асфальтовые дороги.

Это и спортивные сооружения – ледовые, бассейны, которые тоже должны быть в центрах муниципальных образований. Я думаю, что, кто бы ни пришел – есть задачи, есть программы; не надо менять на ходу то, что уже задумано, что согласовано с людьми. Выполнив эту программу, уже переходить к следующей, потому что будут новые вызовы, новые потребности. Общество живет, двигается дальше. Достроили мы и в декабре запускается и водно-оздоровительный комплекс. Приступили к строительству аэровокзального комплекса.

Конечно, нельзя сказать, что все задачи выполнены. Но за те 3,5 года, то что я руководил субъектом, я старался сделать так, чтобы всё-таки была видна работа, были видны результаты. Ну а население, народ всегда оценивает по делам, поступкам и по пройденным этапам.

- Ещё один момент, на котором хотелось бы сделать акцент – это арендное жилье. Об этих вещах очень много говорили, годами, что это было бы хорошо, чтобы люди имели возможность за небольшие деньги снимать нормальное комфортабельное жилье и чтобы денег на жизнь оставалось. Эта программа – будет ли она дальше продолжаться, развиваться, не будет ли она остановлена?

- Недавно было заседание, где прошла докапитализация ипотечного агентства ещё на 5 миллиардов рублей. Есть перспективы завершить эту программу к 2020 году и там уже дальше принимать те или иные решения. Потому что это очень важно – давать возможность человеку получить жилье. Арендное вполовину дешевле коммерческого. И с правом перевода в ипотеку, когда человек платит не в режиме ожидания, пока построится дом и вдруг со строителем что-то случится, сроки строительства могут оттянуться – а когда он приехал, живет и платит за то, что живет. Это же очень удобно –  для тех, кто служит и на Курилах, и на Сахалине. Кто может завести семью, ребенка, когда имеет жилье. Других вариантов у них нет. Есть вариант съема – но это и дорого, и не создает оседлость. Это и работники бюджетной сферы, которые приезжают и тоже нуждаются в жилье. Да и работники культуры, которые проживали, может быть, с папой, с мамой,  а теперь создали свои семьи и ютятся по съемным квартирам. Поэтому это очень хорошая программа, она непросто шла вначале, к ней было недоверие. Сейчас все увидели ее результативность, она даёт плюс демографии. Она забюджетирована до 2020 года, должна нормально и спокойно развиваться.

- Не только на Сахалине – я думаю, в любом регионе – люди живут своим землячеством. Хорошо относятся к своим землякам, а те, кто приехал к нам – это варяги. Это не наши, как-то мы им не очень доверяем. Наверняка и вы в начале своего губернаторского срока столкнулись с таким отношением, такими разговорами. Сейчас насколько изменилось отношение сахалинцев к этому или не изменилось? И вообще, вопрос кадрового голода на Дальнем Востоке – как его решать в таких ситуациях, когда необходимо возглавить регион, решать какие-то глобальные задачи?

- «Свой-чужой» - всегда это было и есть, и, наверное, не только на Дальнем Востоке. Везде. В свое время, будучи депутатом от трёх районов, понимая, что не может быть в каждом районе депутат от своего района, всегда сталкивался с тем, что «этот наш» - «этот не наш». Хотя в 50 километрах живут друг от друга, там родились и выросли. И это никуда не делось. Это было и в мальчишеской среде - улица на улицу, микрорайон на микрорайон, тут свой, тут чужой. Это продолжает жить где-то в создании. Я всегда относился и отношусь к такому с пониманием, потому что мне волею судьбы приходилось с этим постоянно сталкиваться. Знаете, через какое-то время народ оценивает по твоей деятельности. Не просто по тому, что прожил – ну прожил и прожил, дальше-то что? А какой ты след оставил в регионе, что после тебя будет? Какие объекты будут, как люди будут ими пользоваться, вспоминать, что что-то создано? Чем хороша профессия строителя –  тем, что построил объект, можешь приехать через несколько лет и сказать с гордостью: я этот объект построил. Прикладывал к нему свои силы, знания, внимание. Это всегда приятно, это память долгих лет.

Поэтому думаю, что, конечно не всё было сделано, не всё успели, но заложили прочный фундамент. Работали в течение трех с половиной лет на благо сахалинской земли, на благо ее жителей. Старались выслушать их чаяния, проблемы. Встречались с населением на открытых площадках, в домах культуры, абсолютно с простым народом. Понимали, что нужно, принимали законы. Может быть, не всё получалось, это безусловно, но мы жили этим. Безусловно, везде существует кадровый голод. Но со временем выстраивается команда. Ты видишь, кто способен решать поставленные задачи, кто неспособен. Сахалин даже не по нашим оценкам, по оценке Агентства стратегических инициатив, находился в седьмом десятке, а сейчас в первых 42-х. В 2018 году тоже должен несколько улучшить их. Ну а дальше дело уже другого губернатора продолжать эту динамику, продолжать традицию. Сегодня регион звучит хорошо и с точки зрения оценки руководства. Мы видим по показателям, что и демография положительная, и миграция положительная, и народ не уезжает. Проблем, конечно, очень много. Но по сравнению с другими регионами их здесь меньше.

- Всё познаётся в сравнении. Когда ты уезжаешь за пределы острова и смотришь, с какими проблемами приходится сталкиваться жителям других регионов… О новом губернаторе – насколько есть решение, нет решения? Всех это интересует, всех волнует. Обсуждают это сейчас везде. Если есть – может быть, прокомментируйте как-то персону. Если решения из Кремля еще нет, то какие ваши пожелания тому человеку, который на ближайший год будет руководить областью до следующих выборов?

- Мое решение, конечно, может где-то браться в учет для работы, но решение принимают совершенно на другом уровне, исходя из множества фактов. Я считаю – и всегда так делал, уходя из региона, - что должен приходить человек, который глубоко знает регион. Человек, который руководил большим муниципальным образованием. Ему знакома проблематика муниципалитета, это обязательно нужно для губернатора. Который был встроен в систему действующих программ, планов по развитию, с тем чтобы не менять их в сложное время. Для региона вообще любая смена губернатора сложна, а если она еще связана с какими-то заменами команд, с какой-то перестановкой кадров – это просто потеря темпа. Как бы мы это ни оценивали – это потеря темпа для региона, потом пересмотр, а потом все равно возврат на те же самые рельсы. Только с определенной задержкой. Я думаю, что потерю темпа не дадут сделать, но если это будет происходить, это будет не очень хорошо. Поэтому, конечно, нужен тот человек, который знает все эти программы, действует. Вопрос харизматичности, вопрос, скажем, чуть большей или меньшей  эффективности – он вторичен. В целом ты не сильно что-то изменишь.

Я считаю, что, допустим, и Сергей Александрович Надсадин, который проработал 4 года мэром самого крупного города, столицы, Южно-Сахалинска, достаточно компетентен. Это человек, который имеет свою историю здесь, историю имеют его родители. Уважаем среди людей старшего поколения, много делает для города в плане благоустройства. Предлагать будет руководство страны, а выбирать будут жители, и это, наверное, самый правильный выбор.

- Затронули тему Южно-Сахалинска. Последнее время много говорилось о реновации. У нас реновация как-то ассоциируется с Москвой - сносим старые хрущевки, строим новые дома. Что такое реновация в Южно-Сахалинске – если в нескольких словах, чего жителям города ждать?

- Первое – у нас же нет закона о реновации. Ждем, когда он будет принят на федеральном уровне с тем, чтобы те критерии, которые там есть, корреспондировались с нашими программами.  Мы с Сергеем Александровичем долго на эту тему рассуждали. Имеем опыт переселения людей из центра – даже из ветхого жилья – на окраины. Это всегда сопровождалось большими проблемами. Поэтому в плане переселения были предусмотрены варианты расселения в пределах административного района, чтобы человек, привыкший к среде, к прогулкам, к местам, к магазинам, к возможности пройтись вечером, выйти с собакой, проехаться на велосипеде, был привязан к этому району.

Мы очень долго и аккуратно рассматривали. Начали строить микрорайон, где ранее было МЧС. Уже совершенно новое качественное жилье, в которое комфортно будет переезжать даже по программе ветхого и аварийного жилья. Не то чтобы ты ты жил с этой стороны Победы, перешел дорогу и стал жить с другой стороны. Но зато ты получил хорошую квартиру. Точечно освобождая, не торопясь, учитывая мнение людей, надо двигаться. Никакого аврала нет, он не нужен абсолютно. Главное – не навредить, когда за те же самые деньги человек получает не удовольствие при переселении, а негатив. Зачем это делать?

- В последние годы Сахалин уже обрел славу одного из самых спортивных регионов страны. У нас, действительно, растет количество людей, которые регулярно занимаются спортом. Причём растет ежегодно. Как вы думаете, есть ли здесь какой-то ваш личный вклад? И вдогонку вопрос по «Горному воздуху», вернемся к нему, потому что у нас грядут «Дети Азии» и до сих пор не открыта гора Красная. Какие перспективы у неё на ближайшие годы?

- Мы много строили спортивных объектов. Безусловно, очень важно, чтобы первые лица, будь то мэр, хоть кто, принимали участие в спортивных мероприятиях и подавали пример участия.   Неважно, сколько ты пробежал – 5, 10, 20, 30 километров. Важно, что ты участвуешь, понимаешь значимость этого. Это всегда дополнительно привлекает людей. Безусловно, это важно и нужно делать. Второй момент, что касается вовлеченности - здесь две составляющих. Это в целом желание населения заниматься спортом, быть здоровым, быть энергичными, быть передовыми. И власть должна предоставить для этого условия, зажечь это всё. Мы недоделали проект, по которому я только последнее время начал с ребятами на Санте заниматься, несколько раз позанимался - это общественные зарядки. Хотел опубликовать в Инстаграме, но так случилось ночью, что я уже утром улетел, оставались щенки, и на следующий день это было уже не актуально. Надо поддерживать и поощрять грантами таких тренеров, которые собирают общественников, делают зарядки. Зимой их можно делать в спортзалах – с утра они, как правило,  не заняты. Это программа, которая еще увеличит вовлеченность населения.

То, что касается «Детей Азии» и перспектив, которые связаны с «Горным воздухом» - безусловно,  это такой ключевой проект в туризме, особенно в зимнем туризме. Сейчас проходит экспертиза северного склона, горы Красная. Проектируется южный склон, не спеша, спокойно. Далее  переход – идет проектирование – на северный склон горы Острой. Я просто уверен, что они сделать всё, чтобы она была открыта к сезону. Как и будет открыта входная группа. Безусловно, добавятся новые трассы. К следующей зиме, на следующий год, должен добавиться уже юг Красной. Начнутся работы по северу Острой. Это будет такой ски-тур очень интересный, и, безусловно, я сюда всегда буду приезжать, кататься на лыжах, потому что это очень удобно и в части зимних видов отдыха это лучшее место отдыха.

 

- С какими эмоциями вы покидаете Сахалин? С какими чувствами будете вспоминать о сахалинцах, о курильчанах? Насколько часто планируете всё-таки к нам заезжать?

- С самыми теплыми чувствами. Я здесь искренне говорю, особые слова благодарности людям, с кем вместе работал эти годы. Кто поддерживал меня, кто давал советы, подсказывал. Их много -таких людей. Я искренне им благодарен. Оставляю в своем сердце частичку любви, теплоты и к Курилам – к людям, на них живущим, тем прекрасным местам, – и к Сахалину. Я всегда об этом помню, помню об этих людях. Буду поддерживать отношения с теми, с кем у меня они уже завязались. Мы обмениваемся всевозможными месседжами. Как я уже сказал, лучше места для зимних видов отдыха нет, поэтому, конечно, буду сюда приезжать, с удовольствием гостить в тех местах, где есть мой маленький вклад в развитие этой инфраструктуры.

А летом приезжайте на юг!

- В Приморский край.

- Мы всегда вас будем ждать, с радостью встретим.

2 октября 2018, в 12:35 −11
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Написано 2 октября 2018, в 12:56
Без комментариев.
+3
Написано 2 октября 2018, в 13:01
Лизнули так лизнули в уносящийся зад...
+11
Написано 2 октября 2018, в 13:07
Остаётся ждать, кто из чиновников Московских проштрафится того и сошлют на наш остров. Под предлогом решения Кремля, а хочет народ или нет, какая разница. Посмотрим.
+3
Написано 2 октября 2018, в 13:09
Надсадин думаю справится.
0
Написано 2 октября 2018, в 13:18
Учитесь господа пиару, за 3 года ни одного минуса ему, минусы только нам. Недооценили...
+5
Написано 2 октября 2018, в 13:25
Давай, до свидания-я!!! Бюджет отдал федералам,
свою миссию выполнил
+8
Написано 2 октября 2018, в 13:40
Ну прямо святой....
+3
Написано 2 октября 2018, в 13:47
человек Г о В н О.Наобещал и свалил.
+3
Написано 2 октября 2018, в 16:26
agronom73, А кто делал по другому? в этом они все ЕДИНЫ
+2
Написано 3 октября 2018, в 08:58
agronom73, А вы все обещенного ждете, встаньте да сделайте.
0
Написано 2 октября 2018, в 13:51
0
Написано 2 октября 2018, в 14:04
Сделано то много...и по многим показателям мы реально обогнали почти всю страну..НО!..плохого то сделано немало!..а,Николаич?..неужели ты и сам веришь в то,что убыль с острова уменьшилась?..или ты думаешь,что такое количество квартир на продажу исключительно из-за желания строиться за городом?...фигушки!.да,часть продаёт,дабы построиться или расшириться..Но подавляющая часть "в связи с отьездом"!!!и эта формулировка,которая использовалась и ранее,стала звучать всё чаще!...на острове скоро кроме Южно-Тюбетейска никакого нас.пункта больше не останется!!!чем их там заинтересовать???в 90-ых развалили то,что давало им работу,понту тогда развивать там инфру и строить жильё?..им платить с чего??с какой зп и где её заработать там???если пригнали сюда охрану и не даёте им там заработать пусть и на браконьерстве хотя бы на пропитания и квартплату!..Так что убыль,батенька,ты даже не представляешь какая!..и твоя вина по части рыбы здесь самая прямая!..коли уж делал и запускал что-то хорошее,так и надо было определяться,ради чего ты пришёл-ради добра или зла.
+14
Написано 2 октября 2018, в 14:50
Когда его уже пристрелят?
+4
Написано 2 октября 2018, в 15:20
дизельный_дым, вы готовы это сделать? Или только языком чесать горазды?
−1
Написано 2 октября 2018, в 15:33
Кошмар. По всем каналам его пиарят. А конкретики никакой. Одно бла бла бла. Что сделал для области? Заложен фундамент.... Заложили в бюджет..... А конкретно, что? А конкретно, увел бабки с области, и всё!
+11
Написано 2 октября 2018, в 16:45
пытаюсь понять за что весь интернет на Кожемяко ополчился.
Я приехал на остров ещё при Хорошавине. Это был просто мрак - по центральным улицам трава по пояс стояла, раздолбанные дороги, облезшие грязные дома. Больше всего бесил храм на пл Победы вокруг которого дорога как после бомбежки. А по дворам где мне приходилось проезжать, проехать было очень и очень сложно. Жратвы свежей просто не было. Ни мяса, ни птицы, ни овощей. Сплошная бразильская и прочая заморозка по 1тр за кг.

Сейчас вполне добротные дороги, отремонтированные дворы, газоны и цветы по городу, фасады домов приводят в порядок. Мясо и птица конечно же не белгородского качества, но вполне сьедобное. Помидоры, огурцы...

Такое чувство что местные бандиты, которые "руководили" областью до Кожемяко пытаються формировать общественное мнение. И надеюсь из Москвы опять пришлют кого нибудь вроде Васильева, незавязанного на местные кланы, чтобы окончательно разогнал весь этот медвежий угол.

А Кожемяко - удачи в Приморье. Тот ещё бандитский край браконьеров и контрабандистов.
−1
Написано 2 октября 2018, в 18:23
Petya_Botev, все верно написано ! Поддерживаю .
0
Написано 2 октября 2018, в 17:55
Ждемс нарезку про Сахалин
+3
Написано 2 октября 2018, в 18:53
"Эта работа создает другой облик Сахалинской области, другой облик городов и поселков. Она радует и жителей, и гостей, которые приезжают в регион отдохнуть, покататься на лыжах или провести лето".
Есть сёла, где со времён его правления ни построен ни один жилой дом, ни смотря на программу переселения и наличие аварийного жилья, где люди добираются до райцентра по грунтовке, глотая пыль и где ремонт 10км. дороги растянули на 10 лет. Видимо люди этих сёл "радуются" за горный воздух и людей которые приезжают туда покататься на лыжах и просто провести лето.
+1
Написано 2 октября 2018, в 20:05
Неужели КОН сдёрнул отседа да так скОро без никаких
"золотых парашютов", без каких-либо "компенсаций"?! В ТОЙ
компашке такое не практикуется, видать, ТАМ дадут
"вольную" добрать...
+3
Написано 2 октября 2018, в 20:10
Слишком много обещаний для гастролера,ждем следующего
+1
Написано 2 октября 2018, в 23:23
Господи и не стыдно АсТв вообще это публиковать, этот "святой" человек, рыбу забрал скажем так его не официальная жена прибрала к рукам, сын флот на севере выстовил и ловить ни кому не дает, строительство тоже прибрал к рукам, мясо, молоко, тоже его, бюджет отдал москвичам, остров распродал москвичам, и после как последняя трусливая крыса сбежал в приморье, и после этого, как вообще можно у него интервью брать и еще публиковать его, каждое слово ложь, вранье, фууу, противно!!!
+5
Написано 3 октября 2018, в 21:33
да как же мы без тебя-то будем "отец родной"
+1
Написано 4 октября 2018, в 20:25
.....пора забыть уже про этого рвача!
+3
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Сахалинских угледобытчиков оштрафовали и оставили без бульдозера
Сахалинских угледобытчиков оштрафовали и оставили без бульдозера
Рыболовецкая шхуна села на мель у берегов Итурупа
Рыболовецкая шхуна села на мель у берегов Итурупа