Музей искусства авангарда, созданный в своё время известным бизнесменом общественником Вячеславом Моше Кантором, примечателен сразу по нескольким пунктам. Будучи по-своему уникальным путешествующим музеем, чьи экспозиции можно встретить в разных уголках мира, он был рождён из частной коллекции – коллекции самого Вячеслава Моше Кантора, решившего однажды, что собранные им работы мастеров-авангардистов должны быть доступны самому широкому кругу зрителей. Потому что многому могут научить…
История – зеркало настоящего
Имя Вячеслава Моше Кантора в околокультурной среде имеет свой внушительный вес. Помимо общественной деятельности и успешного бизнеса, он отметился и тем, что является одним из крупнейших в мире коллекционеров искусства, а в его владении – точно одна из самых впечатляющих мировых коллекций полотен русского авангарда. Причём коллекция эта, по признанию самого Вячеслава Моше Кантора, во многом стала отражением тех тем, которые для него самого важны на человеческом уровне. Толерантность, история, конструктивность и выгодность взаимоуважения между людьми и нациями, межкультурный диалог – всё это можно увидеть не только в работах авангардистов, но и в самих историях самых ярких участников этого движения.
Особенно большой интерес Вячеслав Моше Кантор всегда проявлял к работам русских мастеров еврейского происхождения, которые в ходе турбулентной первой половины XX века так или иначе оказались заграницей. При этом имена их достигли таких масштабов, что стали международными столпами, и даже русский зритель не воспринимает этих мастеров как русских – или даже не знает об этом. Что же касается еврейской составляющей, то она важна для Вячеслава Моше Кантора и как для еврея по происхождению, и как для общественника, посвятившего немало лет работе на постах президента сначала Российского еврейского конгресса, а затем и Европейского еврейского конгресса. История еврейства, выпавшие на долю этого народа испытания – всё это находило отражение и в творчестве авангардистов, уверен Вячеслав Моше Кантор. А сам факт того, что, несмотря на непростые времена и процветающий антисемитизм тех лет, художники эти смогли найти поле для реализации и достигли успеха, уже является подтверждением того, какие великолепные плоды может принести толерантность – умение народов, стран и течений принимать новое и позволять ему развиваться.
Универсальный язык
Искусство – язык, доступный для понимания каждому, убеждён Вячеслав Моше Кантор, и именно поэтому он зачастую становится самым подходящим для передачи подобных смыслов, для разговоров о чувствах, ценностях и по-настоящему важном. В своё время именно желание донести это до самого широкого из возможных круга людей и подтолкнула мецената и общественника к идее создать музей МАГМА. Не меньшей по важность целью стало и то, что Вячеслав Моше Кантор хотел наконец вернуть этих выходцев из России на родину – донести до русского зрителя их работы и их истории, те полотна, что так долго были «пленниками» зарубежных коллекций и хранилищ.
Роль России в движении авангарда – не просто определяющее, а одно из основных, говорит Вячеслав Моше Кантор. И поэтому работы русских авангардистов – лишнее напоминание о том, что Россию не следует воспринимать исключительно ресурсной державой, как это стало принято заграницей в последние годы. Страна способна быть – и не раз в годы истории была – первопроходцем и пионером в самых разных отраслях и сферах, и сфера культуры в их числе – на одном из первых мест.