В Южно-Сахалинске началась подготовка к фестивалю «Казачок». Он будет проходить в конце марта – начале апреля на базе лагеря «Юбилейный». Двести ребят со всех концов острова приедут туда, чтобы познакомиться с культурой казаков и продемонстрировать свои знания. Четыре дня – четыре направления. Ребят научат обращаться с шашкой, дадут мастер-классы по хореографии и вокалу. Для девочек подготовлен специальный курс «Семейный стол – хозяйкин престол».
Планируется, что дети на фестиваль приедут уже с некоторой базой и представлением о том, что такое казачество. Для этого в Южно-Сахалинске проводят семинар. Его участники – 20 педагогов дополнительного образования. В течение двух дней они пройдут интенсивный курс-погружение в культуру казаков, чтобы потом вернуться в районы и подготовить детей к фестивалю.
Семинар начался с мастер-класса по вокалу. Участники ансамбля «Держава» из Огоньков на собственном примере показали, как вести себя на сцене, и рассказали о том, что такое настоящая казачья песня.
Елена Васильева, руководитель ансамбля казачьей песни «Держава»
С песней казаки рождались, с песней казаки шли по жизни, с песней казаки воевали, с песней казаки умирали. Казачьей песне учили с детства. Раньше говорили - не петь, а играть песню. Она исполнялась не горлом, а губами. Такой была манера. Большая проблема в том, что мы находимся далеко от исторического проживания казаков. Мы пытаемся возродить культуру на острове. Здесь немало казаков живет и рождается. И зачастую дети даже не знают о том, что они казачата.
Атаман Огоньковской общины, Валерий Левушкин, рассказал немало интересных подробностей о казачьей шашке. Раньше атаманы в бою разрубали врага от плеча до седла. Уходили на войну казаки зачастую уже со знанием того, что они вернутся домой. Они всегда отличались вольностью и вместе с тем особой честностью и патриотизмом. При этом они не прогибались ни перед царем, ни перед вождем коммунизма. Валерий трепетно хранит историю своей семьи. Он не понаслышке знает, что казаки выживали не благодаря, а вопреки.
Валерий Левушкин, атаман Огоньковской общины
Все мои предки с Алтая. В 1918 году советская власть бросила больше ста тысяч красноармейцев на покорение станицы Чарышской, порубали каждого второго. Деда моего, маленького восьмилетнего мальчика закололи штыком и бросили в реку Чарыш. Ниже по течению его вынесло на берег. Люди подобрали, выходили. Так род не прервался. Об этом я узнал буквально за 5 лет до смерти моего деда. Это все было под запретом, были сильные гонения, люди даже меняли свои казачьи фамилии, чтобы нас не изничтожили на корню.
Также на семинаре казаки рассказали педагогам, как изготавливается их традиционная одежда (по-казачьи «справа»), продемонстрировали сбрую и седла. Последние отличаются особой мягкостью – ведь большую часть жизни казаки проводили верхом, а ребенка на коня в первый раз сажали в 3 года.
Казаки называют себя людьми со знаком плюс. Они берегут свою честь смолоду, сохраняют традиции. Не курят, не пьют. Сейчас на Сахалине больше 20 казачьих организаций, но единства, по словам их представителей, пока нет.
Нина, извините, что нафлудили тут Вам.
И чему они обучать собрались. Рубить шашкой головы?
Иль они чему плохому учат? Так нет вроде.
Тогда к чему вся неприязнь!?