В региональной общественной организации "Сахалинские корейцы" (РООСК) считают, что действия представителей южнокорейской общины на Сахалине нарушают многовековые культурные традиции их народа, лишая корейцев возможности проводить поминальный обряд.
Председатель совета по сохранению исторической памяти сахалинских корейцев при РООСК Юрий Им разъяснил astv.ru суть претензий жителей островного региона к создателям мемориального комплекса.
- Мы требуем убрать поминальные таблички с именами наших умерших родственников с территории оленеводческой фермы "Роз-Агро", поскольку появление именных табличек в этом публичном месте, в том числе, и в качестве экскурсионного объекта для туристов, грубо нарушает религиозные права сахалинских корейцев, - подчеркнул он.
Согласия никто не давал
В 2015 году южнокорейский бизнесмен Хюн Док Су решил создать на Сахалине "Мемориал жертв принудительной трудовой повинности при Японской оккупации". Господин Хюн является гендиректором компании "Роз-Агро" и руководителем двух южнокорейских общественных организаций: "Ассоциация южнокорейских соотечественников" и "Пусанское движение взаимопомощи нации".
Представители этих организаций обследовали на Сахалине корейские могилы и составили список имён, по которым были изготовлены поминальные таблички - "Ви Пи" (или ВИПХЭ). Они и стали основой мемориала, торжественно открытого в 2018 году. Однако многие члены регионального сообщества "Сахалинские корейцы" испытали шок: там они увидели в том числе и имена своих родственников, согласия на публичное размещение которых у них никто не спросил.
- Эти таблички создают во время похоронного обряда. Их последующее местонахождение символизирует место, где потомки встречаются с духом своего предка и совершают поминальный обряд "Деса". Установив самостоятельно в своём мемориале "Ви Пи" и проведя обряд их освящения, основатели мемориального комплекса нарушили сложившиеся традиции и обычаи сахалинских корейцев: поминальный обряд организовывает и проводит исключительно один из близких родственников умершего, и,как правило, у себя дома. Южнокорейские деятели навязывают сахалинским корейцам своё место для проведения поминального обряда: наличие там освященных табличек лишает возможности проводить обряд в другом месте. Кроме того, создатели мемориала открыли туда публичный доступ помимо воли родственников умерших людей, - отметил Юрий Им.
Общение с духами на чужой территории
Особенно важным для корейцев, соблюдающих традиции, являются ритуалы, связанные с духами предков. При размещении в комплексе поминальных табличек, южнокорейцы привлекли священнослужителей, которые, как считают верующие, назначили духам место встречи с потомками именно на оленьей ферме. То есть теперь, полагают члены региональной общественной организации "Сахалинские корейцы", для поминания усопших нужно приезжать именно сюда, на частную территорию, огороженную забором, где пасутся олени и развлекаются туристы. А доступ к мемориалу регулирует только собственник объекта.
Кроме того, подавляющее число сахалинских корейцев и не знает о том, находятся ли "Ви Пи" их родных среди 7 231 поминальных табличек с именами умерших.
Усмотрев в самовольном размещении "Ви Пи" нарушение конституционных прав верующих, сахалинские корейцы направили в УМВД заявление о привлечении виновных к административной ответственности.
- Полагаем, что в действиях ООО "Роз-Агро" и его должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.26 КоАП РФ, поскольку незаконные действия воспрепятствовали осуществлению права сахалинских корейцев на свободу вероисповедания, выражающегося в возможности беспрепятственно проводить поминальные обряды по своему усмотрению, - информировал председатель совета по сохранению исторической памяти сахалинских корейцев. - Ещё одно заявление мы направили в прокуратуру Сахалинской области. Земельный участок на момент строительства в 2018 году относился к "землям сельскохозяйственного назначения". И только в марте 2021 года в генплан внесли изменения, поменяв категорию на "земли особо охраняемых историко-культурных и природных объектов". Таким образом, администрация Анивского района отнесла земельный участок к "особо охраняемым территориям" под объектом самовольной застройки.
Связь с предками важнее разногласий
Недопонимание между действиями региональной общественной организации "Сахалинские корейцы" и "Ассоциации южнокорейской общины на Сахалине" ещё можно исправить. Достаточно организовать так называемый отсев установленных в мемориале табличек. Сахалинские корейцы не против мемориала, но размещения там "Ви Пи" обязательно должно быть согласованы с родственниками умерших, чьи интересы представляет РООСК. Южнокорейские владельцы мемориала должны привести доказательства, что у тех, чьи "Ви Пи" там размещены, не осталось родственников на Сахалине. Либо получить согласие родственников о готовности проводить поминальные обряды на территории мемориала.
- Наша организация представляет интересы тех, с кем не было согласовано размещение поминальных табличек с именами их родственников в мемориале. А таковых подавляющее большинство. Люди требуют немедленно убрать "Ви Пи" своих предков из южнокорейского мемориала на оленьей ферме. - рассказал Юрий Им. - При этом очень важно провести правильный обряд сожжения табличек по всем религиозным канонам. Их не в коем случае нельзя просто выбросить, сжечь или как-то по-другому утилизировать, так как проведённый ранее религиозный ритуал должен быть правильно завершён. В противном случае произойдёт самое страшное для верующего - разрыв связи с духами предков.
Astv.ru попыталось связаться с генеральным директором "Роз Агро" Хюн Док Су, чтобы опубликовать и его точку зрения на претензии региональной общественной организации. Однако выяснилось, что он находится за границей, а его заместитель на Сахалине категорически отказался комментировать ситуацию.
Получается логично каждому иметь такую табличку у себя дома, а не в сарае на территории животноводческого колхоза?!
равным
Ритуалы помощи умершим предкам и очищения связей с ними существуют и в буддизме. В древнеиндийских источниках прета - это духи умерших, пребывающие в земном мире некоторое время после смерти. Считалось, это происходит до года.
Ведь обряды возможны в буддийских храмах!?
а в поминальных табличках-а что с ними не так?
Очень щепетильный вопрос :(
-они находятся в закрытом комплексе, на частной территории -что доступ родных ограничен!?
Видимо кто оплачивал этот проек,тот и танцует!
Не могу понять ставя себя на их место ,это принципиально, социально значимый вопрос,разве затронута честь усопших?