В середине 80-х годов прошлого века объемы природного газа, добываемого Всесоюзным промышленным объединением «Сахалинморнефтегаз», позволили не только обеспечивать нужды промышленных предприятий и объектов жилищного хозяйства севера Сахалина, но и производить его поставки на материк, в Хабаровский край. Поэтому в 1985 году «Сахалинморнефтегаз» начал строительство первой очереди газопровода Оха – Комсомольск-на-Амуре.
Строительному тресту объединения предстояло протянуть нитку газопровода с Сахалина до мыса Лазарев с переходом через пролив Невельского. Впервые в стране водную преграду предстояло преодолеть не с помощью специальной баржи, а с использованием морских буксиров. Они цепляли изготовленные на берегу плети (дюкер) и протаскивали по дну пролива. Часть газопровода коллектив передвижной механизированной колонны №4 треста «Сахалинморгазпромстрой» уложил в начале строительства – 1 150 метров трубы опустились на дно в самом глубоком месте пролива.
В 1985 году на сухопутных участках будущей трассы развернулось большое строительство. Трасса была достаточно сложной – мари, болота, множество речек. Многие сварщики, экскаваторщики, машинисты бульдозеров, трубоукладчиков прошли здесь настоящую школу мастерства.
На строительстве дюкера (1986 г.)
Немало было и тех, кто уже работал на подобных объектах. Высококлассными специалистами проявили себя, в частности, бригадир монтажников Н. П. Дидовец, электросварщики Б. В. Пономарев и Н. С. Тетераник, машинист трубоукладчика П. И. Слободенюк, моторист П. А. Лебедев, слесарь-монтажник В. Н. Кокозей, машинист изолировочного комбайна Р. Катбетдтинов, главный инженер ПМК А. А. Власенков.
Вообще в летопись строительства газопровода вписано много имен. Это заместитель управляющего трестом «Сахалинморгазпромстрой» А. И. Сезин, заместитель начальника управления механизации строительства В. М. Белов, сварщики А. И. Мартьянов и Ф. З. Закиров, экскаваторщики П. М. Гаврилин и С. В. Кочин, бульдозерист В. П. Потей, дизелист В. М. Плужников и многие другие.
С Сахалина и с материка навстречу друг другу двигались участки №2 и №4 треста «Сахалинморгазпромстрой». «Красный стык» сухопутной части продолжительностью около 120 был сварен накануне Дня работников нефтяной и газовой промышленности в 1986 году. Оставшуюся часть подводного отрезка газопровода укладывали зимой, благо подобный опыт у сахалинцев уже имелся.
1 июня 1987 года на мысе Лазарева вспыхнул факел сахалинского газа. Его зажег бывший в то время генеральным директором «Сахалинморнефтегаза» А. В. Черный. С материковой части газопровод монтировали подразделения Министерства нефтяной и газовой промышленности. Они тоже справились с задачей. Оставалось завершить строительство перекачивающих станций, строительно-монтажные работы, подготовить и протестировать оборудование. В рабочий режим первая очередь газопровода Сахалин – материк вступила осенью 1987 года.
На трассе трубопровода Оха - Комсомольск-на-Амуре (наши дни)